30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели. Собор по виду напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместимостью больше его. Достроенный снаружи, но не отделанный внутри огромный Троицкий собор в 1928 г. был разрушен. К 1930 году от храма не осталось и следа.
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/vjatskij_troickij_aleksandro_nevskij_monastyr/30-1-0-2086
30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки.
Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус.
Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.
С 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освящен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу. В отчете Губмузея в мае 1924 года отмечалось, что храм «угрожает обвалом». С приходом новой власти было принято решение о разрушении собора, мотивированное необходимостью использовать кирпич на нужды строительства, при этом не сложно предположить, что после взрыва от цельного кирпича остались лишь обломки разной крупности совершенно не пригодные для использования в строительных целях. К 1930 году от храма не осталось и следа.
http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=265&Itemid=271