Филейка — одно из древнейших церковных мест на Вятской земле. В конце XIV-XV вв., вятчане переносят образ св. Николая с Великой реки в Хлынов (Вятку). Жители Хлынова встретили св. образ «не дошед до града Хлынова за 5 поприщ на месте рекомом Филейки». Встретив образ на Филейке, хлыновцы принесли его крестным ходом в свой град «с кадилы, свещами и богодухновенными песньми и «поставили внутри богоспасаемого града Хлынова с подоболепными похвалами». С тех пор 6 столетий Вятчане встречают великорецкий образ по возвращении в Вятку именно на Филейке. В стародавние благочестивые времена место этой встречи было обозначено большой красивой часовней.
Филейский Александро-Невский монастырь находился на пути следования Великорецкого крестного хода, в точке его завершения. Именно этот монастырь принимал всех крестоходцев, а сам преподобный Стефан благословлял их. Этот монастырь увенчивал знаменитый Всероссийский крестный ход.
В 1830 г. в дер.Куртеевы близ с.Филейки родился младенец Симеон, будущий преп. Стефан филейский чудотворец. Около 20 лет отроду он начал подвижническую жизнь близ родной деревни, выкопав для молитвы землянку в лесу. В 1862 г. св.Стефан начал жительствовать в деревянной келии. «Этой-то кельей (пишет автор XIX в.) и было положено основание Филейскому монастырю». В 1877 г. Стефан по благословению епископа Аполлоса становится иеромонахом.
1883 г. – строительство в зарождающемся монастыре первого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. — указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке.
29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма.
Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке.
В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали «Вятским Афоном».
Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община — основа будущего монастыря.
1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке.
Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители.
Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора.
30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели.
Собор по виду напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместимостью больше его. Площадь, принадлежащая монастырю, покрыта строевым хвойным лесом. Над монастырем крутой лесистый обрыв (имеется ввиду лесистый склон у лесопарка близ нынешней Северной больницы, монастырь располагался от этого склона до нынешних гаражей, тянущихся вдоль трассы к новому мосту), с которого бегут источники холодной воды, распределенной по трубам в разных направлениях для надобности монастыря.
Значительная часть всех насельников мужских обителей на Вятской земле на рубеже 19-20 вв. подвизались здесь или в монастыре св. Анны Пророчицы под Яранском, основанном на средства купчихи Анны Беляевы и устроявшемся под духовным руководством преп. Матфея.
В 1924 году новой властью монастырь был закрыт. В 1928 г. был разрушен достроенный снаружи, но не отделанный внутри огромный Троицкий собор. К 1930 году от храма не осталось и следа. От главного корпуса остались одни стены да пустые окна. Крыша давно обвалилась, кое-где сохранились лишь балки перекрытий.
20.09.1918 года – расстрелян проживавший в филейском монастыре епископ Исидор (Колоколов).
В старой части Филейского кладбища высится крест с образом сорока мучеников Севастийских и надписью «здесь покоится священник Иоасаф и с ним 40 священников, убиенных в годы гонений на Церковь».
В 50-е годы XX в. претерпел посмертные гонения св.Стефан, его могилу в разрушенном монастыре сровняли с землей бульдозером. После этого мощи преп. Стефана были с благоговением перенесены верующими людьми на филейское кладбище.
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/vjatskij_troickij_aleksandro_nevskij_monastyr/30-1-0-2086
Православные монастыри стоят по всей русской земле. В них сохраняется духовная жизнь, культура и история народа. Они идеально вписываются в ландшафт, нисколько не нарушая природной красоты, а, напротив, подчеркивая и организуя окружающее пространство. Каждое здание, каждый элемент в монастырском комплексе имеет свое место и играет определенную роль.
Весь северный район города Кирова (до 1934 — Вятки), где расположен храм Новомучеников Российских, с окружающими деревнями – это и есть Филейка. В полутора-двух километрах от храма находится и собственно само село Филейка в 50 домов, давшее название району. Здесь примерно в семи верстах от Вятки в конце XIX века обустраивался мужской монастырь. Возникновение нового монастыря в Вятке было предопределено духовным смыслом и замыслом высокочтимого подвижника земли Вятской преподобного Стефана (Куртеева).
Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. Родился в 1830 году в семье Ирины и Петра Куртеевых и был наречен именем Симеон. С детства Симеон был тихим, скромным, усердным и способным учеником. Но прочитанная им книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», навсегда изменила его жизнь. Он оставил учебу и ушел в монахи в Соловецкую обитель. Позже Соловки он покинул и отправился странствовать по Святой Руси. Затем вернулся на родную землю и нес здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. Много унижений и оскорблений пришлось пережить отшельнику в начале его подвижничества, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков.
Только в 1877 году он принял монашество в Крестовоздвиженском монастыре и стал иеромонахом Стефаном, а до этого считал себя недостойным ангельского чина. К тому времени над ним уже никто не смеялся, люди уважали и любили его. Особый интерес у людей вызывали его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения.
В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса отец Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит, спрятанный в лесной чаще уединенной долины небольшой речки, защищенной от реки Вятки крутым высоким берегом. Это небольшое пространство призвано было стать северным духовным форпостом главного города Вятской земли. Сюда на постоянное жительство отовсюду стекались насельники, искавшие уединения. Так образовалась общежительская пустынь. Велось активное строительство: расчищались площадки, прокладывались дорожки, была запружена речка, устроен каскад прудов с мельницей. В этом нелегком деле принимал участие и сам о.Стефан.
Возвели первую церковь, деревянную однопрестольную на каменном фундаменте, церковь обшита тесом, покрыта железной крышей, внутри оштукатурена и окрашена краской основателем монастыря о.Стефаном. Церковь была освящена 27 июля 1889 года в честь Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Сергием, бывшим епископом Вятским и Слободским Николаем епископом Глазовским
Позже, после смерти о. Стефана возле Успенской церкви возвели Сень над местом его захоронения, которая стала одной из главных святынь монастыря.
Обитель жила и действовала, и по ее ходатайству в ноябре 1889 года Святейший Синод признал ее и учредил как Филейский мужской общежительный монастырь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, по уставу Святой Горы Афонской, в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года. Указ последовал 11 апреля 1890 года.
Одновременно с открытием монастыря была совершена торжественная закладка нового храма во имя Великого князя Александра Невского. Церковь деревянная трехпрестольная теплая на каменном фундаменте, обложенном с лицевой стороны опокой. Главный престол в ней во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, правый престол — придел во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая, а левый придел во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Церковь построена в чернее и покрыта железной крышею в 1892 году, а в настоящий порядок и благоустройство приведена в 1898 году. Главный престол освящен 22 ноября 1895 года преосвященным Сергием епископом Вятским и Слободским. Правый придел освящен 7 июня 1894 года преосвященным Симеоном епископом Глазовским и левый придел освящен 6 сентября 1898 года преосвященным Алексием епископом Вятским и Слободским. Колокольни при обеих церквях деревянные вместе с церквями, а не отдельно отстоят от них
На торжественном открытии новой церкви присутствовало не менее 10 тысяч человек. Автором проекта являлся архитектор В.М. Дружинин. Он же проектировал монастырскую каменную ограду со Святыми воротами, надвратной часовней и угловыми башнями. Ограда монастыря с трех сторон каменная и с одной юго-западной стороны частью каменная и частью деревянная, со Святыми воротами в ней и одними простыми воротами на передней стороне от проездной дороги и тремя другими воротами с разных сторон. На территории монастыря были возведены каменный братский корпус, каменные и полукаменные кельи и многочисленные хозяйственные постройки. Рядом с пустынью по благословению о.Стефана было построено 13 больших и малых домов, в которых проживали не только паломники, но и бездомные. Ежедневно в монастыре кормилось по 50 и более человек. Бедные вдовы с малолетними детьми получали здесь хлеб, муку и необходимую материальную помощь. Многим из крестьян подвижник строил избы, заводил коров, лошадей и даже за некоторых вносил подати.
29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника (14 июля 2002 года отец Стефан был причислен к лику местночтимых святых Вятской епархии).
Одной из главных святынь его монастыря была Афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Монастырь находился на пути следования многотысячного крестного хода на реку Великую в точке его завершения. Тысячи паломников заходили к преподобному Стефану за благословением, ища его духовного слова.
К началу XX века Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. 30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки.
Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус.
Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.
С 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освящен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу. В отчете Губмузея в мае 1924 года отмечалось, что храм «угрожает обвалом». С приходом новой власти было принято решение о разрушении собора, мотивированное необходимостью использовать кирпич на нужды строительства, при этом не сложно предположить, что после взрыва от цельного кирпича остались лишь обломки разной крупности совершенно не пригодные для использования в строительных целях. К 1930 году от храма не осталось и следа.
До сентября 1922 г. имение бывшего Филейского монастыря находилось в ведении Губкоммунотдела. С сентября1922 г. по 5 июля 1923 г. – в ведении Уземуправления, вследствие частых передач и бесхозяйственности учреждений, ряд зданий, главным образом, за чертой ограды были приведены в полное разрушение. Для реализации построек, восстановление которых было нецелесообразно были назначены торги с опубликованием в газете «Вятская Правда». Постройки, продажа которых будет нецелесообразна, употребить на дрова для Уисполкома и уездных учреждений. Вследствие того, что торги не состоялись, два жилых дома (бывшие гостиницы) и бывший скотный двор, находящиеся за чертой ограды, были проданы Губздраву за 2000 руб., другие строения за чертой ограды и в черте ограды один разрушенный дом в декабре и январе месяцах сего года были реализованы на дрова.
После кончины о. Стефана Александро-Невский монастырь просуществовал еще около 30 лет. Однако пламенные ветры революции в безбожное время разметали все, что созидал угодник Божий. Так к середине XX века монастырь и вовсе был стерт с лица земли. В годы Великой Отечественной войны это святое место выбрали для экстренного размещения военного завода. Вековые сосны и ели пошли на строительство бараков. Мощная промышленная громада заняла место северного духовного форпоста Вятки.
http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=265&Itemid=271
Вятский Филейский монастырь неразрывно связан с именем великого вятского святого преподобного Матфея Яранского, который начинал в нем свой духовный путь. Еще будучи простым приказчиком в лавке купца И.В. Столбова, располагавшейся на площади Спасского собора, Митрофан Кузьмич Швецов (мирское имя преподобного) стал любимым учеником преподобного Стефана Филейского. Особенно их сблизила ссылка преподобного в Вятский Успенский монастырь. Родительский дом Митрофана располагался как раз на улице Монастырской (Горбачева), на которой стоял монастырь. Именно преподобный Стефан Филейский оказал большое духовное влияние, после чего молодой человек принимает для себя решение принять монашество. Желание это возникло, когда еще возник скит на Филейке, основанный преподобным, но осуществлению его мешало то обстоятельство, что на попечении Митрофана Кузьмича находилась его младшая сестра Елизавета.
Время ссылки о.Стефана в Вятском монастыре было как раз тем временем, когда любимый ученик старца был поставлен приказчиком в лавке Столбова, а затем получил в управление и собственную лавку. При этом Митрофан Кузьмич оказался ближе к своему учителю. Их общение стало частым. Даже отлучаясь куда-нибудь, старец говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Именно в это время молодой человек принимает окончательное решение принять монашество. При этом духовный наставник просил не торопиться: «Научись сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией. Не принимай свое «я» за призыв Божий, молись, смиряйся и Господь подскажет тебе, как поступить». Митрофан Кузьмич следовал советам своего наставника и старался большинство времени проводить в молитве. Даже в лавке были везде развешаны листочки с Иисусовой молитвой, которой учил особое внимание уделять о.Стефан, чтобы куда ни упал взгляд, всегда он мог помнить о ней. Однажды, рассказывает устное предание, Митрофан вернулся очень поздно в свою лавку, пробыв долго у преподобного, проведя время в душеспасительных беседах. Другие служащие решили над ним подшутить и вместо мяса дали ему на ужин свеклы, чтобы проверить смирение будущего монаха, но Митрофан ничем не выдал своего возмущения или другого неудовольствия и, под общие насмешки, съел свеклу вместо мяса, твердо помня завет своего учителя – «Без смирения нет терпения, а без них нет и монаха».
Спустя месяц после блаженной кончины отца Стефана, о которой, безусловно, скорбела вся православная Вятка, состоялось главное событие, ради которого преподобный жил и приближал как мог – открытие Филейского Александро-Невского монастыря. Все, что находилось на то время в монастыре, было построено непосредственно трудами о.Стефана. В 1890 г. на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» современник так описывал обитель:
«Монастырь находится в 6 верстах от г.Вятки и в полуверсте от с.Филейки и занимает участок земли в 7 дес., покрыт крупным еловым лесом. В южной части монастырская земля представляет возвышенность, довольно ровную площадку, с небольшой покатостью к северо-западу, а в северной половине она постепенно понижается и идет узкой полосой по берегам очень небольшой речки, которая с правой стороны имеет крутой и высокий берег, пересеченный глубоким оврагом. На реке устроены два небольших пруда: на одном из них поставлена деревянная мукомольная мельница. Неровная поверхность земли, высокий хвойный лес, спруженная вода, разбросанные по лесу деревянные постройки дают монастырю очень красивый, живописный вид».
В середине сентября 1890 года православная Вятка жила ожиданием главного торжества этого года – открытия монастыря на Филейке. Вот как его описывал современник: «За 3 дня до назначенного торжества началось движение богомольцев. 16 сентября погода была несколько дождливая, дорога стала грязноватою; но это не помешало усердным присутствовать на церковном торжестве. С раннего утра почти непрерывной цепью шли и ехали по дороге от города к Филейскому Вятскому монастырю. Все площади, дороги, все открытые места сплошь были заняты людьми; в лесу между деревьями плотно стояли лошади и телеги. Такое собрание людей в Вятке бывает разве только в день отправления Чудотворного Образа святителя Николая на Великую реку. Полагаю, что народу было не менее 10 т. В 9 ч. в Успенской монастырской церкви, которая была освящена еще в июле прошлого года, прибыл Преосвященный Никон, епископ Глазовский; затем встретили Преосв. Сергия, епископа Вятского и Слободского. Литургию совершал Преосвященный Сергий, в сослужении были кафедральный протоиерей, ключарь собора, 1 протоиерей и 1 священник из членов Консистории, игумен Агафангел из братии Вятского Успенского монастыря и строитель открывшегося монастыря иеромонах Августин; пение исполнялось хором певчих.
По окончании литургии из церкви последовал крестный ход на место закладки нового храма. В крестном ходе следовал и Преосв. Никон, по тесноте церкви не участвовавший в литургии. К этому времени изволил прибыть в монастырь начальник губернии, действительный статский советник Алексей Федорович Анисьин. Крестный ход шествовал широкою дорогою, проложенною между высокими елями. Новый храм сооружается на довольно широкой площади среди лесу. Вся площадь покрылась народом, густые толпы стояли в лесу со всех сторон, много крестьян видно было даже на деревьях. Началось священнодействие. Громогласное пение Архиерейского хора раздалось по лесу…»
На торжествах, в которых приняло участие более 10 тысяч человек, мог присутствовать и ученик о.Стефана Митрофан Кузьмич, владелец мелкой бакалейной лавки. Но заботы о торговле и прибылях уже не занимали его ум. Митрофан начал готовиться к уходу из этого мира в монастырь. Он смог наконец решить главную заботу, мешавшую ему осуществить задуманное. Сестра Елизавета к этому времени уже стала достаточно взрослой, чтобы начать самостоятельную жизнь (в 1890 г. ей исполнилось 26 лет), а чтобы она ни в чем не нуждалась, брат все сбережения положил в банк на ее имя, отписал на нее свою лавку, доверив ей всецело управление торговлей. Об этом свидетельствуют финансовые документы Филейского монастыря за начало 1890-х годов, в которых упоминаются расчеты с «лавкой Елизаветы Швецовой». Примечательно, что сестра дополнила состав товаров лавки, которые при помощи своего брата стала поставлять и непосредственно в монастырь. Теперь это были не только чай и табак, а съестные припасы и керосин.
В 1891 г. в жизни Митрофана Кузьмича произошли главные события его жизни – поступление в число братии Александро-Невского монастыря 24 июня согласно указа Вятской духовной консистории за № 6786 и 15 августа пострижение в монашество с именем Матфея, что в переводе значило «дар Божий». Имя было взято в честь киево-печерского преподобного Матфея Преподобного. Последнее событие произошло в годовщину кончины о.Стефана. Уже 17 ноября того же года он рукополагается в сан иеродиакона, получив право священнодействия; навыки церковного служения преподобный имел, как мы знаем, и задолго до этого. 5 апреля 1897 году о.Матфей рукополагается в сан иеромонаха.
При этом бывший торговец со своим жизненным опытом оказался незаменимым помощником в обустройстве монастыря. Уже в 1892 г. имя и подпись иеродиакона Матфея значатся в финансовых документах монастыря, под именами строителя иеромонаха Августина и и.д. казначея иеромонаха Никодима. Должность самого Матфея не указывалась, по всей видимости, он был делопроизводителем или поверенным при торговых операциях.
Жизнь в Филейском монастыре 1890-х годов не была легкой. Судя по сохранившимся отчетам того времени, обитель еще только обустраивалась. Не было мира не только между насельниками, но и даже доверия к настоятелю, на которого часто писали жалобы его же подопечные, а также и на друг друга. В обитель поступали новые насельники, благодаря которым она строилась и благоустраивалась, но далеко не все из вновь поступающих обладали душевным спокойствием и даже навыками веры. Монастырю не хватало строгости о.Стефана. Например, в 1906 г. про духовника монастыря иеромонаха Савватия отмечалось, что «не знает 10 заповедей да и 11-ю не знает».
В 1892 г. в монастырь поступил послушником будущий художник Александр Фищев. Привели его в Филейскую обитель душевные поиски и нужда. Вот что он вспоминал о своем приеме туда: «…Мышкин привел меня к настоятелю монастыря. После нескольких вопросов: кто, откуда, грамотный ли и что умеешь делать, ответы на которые его удовлетворили, я был принят в монастырь и направлен на кухню в распоряжение повара… В поварской или, вернее, кухне… меня приняли радушно. Основной штат кухни: повар, его помощник, хлебопек и его помощник, трапезник, 2-3 человека, исполняющих всякую черную работу, на которую привлекали богомольцев из женщин – всего человек 9, я был 10-м». Как и многие другие, Фищев не прижился в монастыре и вскоре покинул ее.
Уединенный лесной монастырь нередко обворовывался своими прихожанами и пришлыми людьми. На всю Вятку в то время прогремело известное «дело об ограблении Филейского монастыря». Продолжались грабежи и в дальнейшие годы. Например, в 1906 г. случилось 4 воровства – похитили деньги из книжной лавки, из кружки с паперти, из кружки в церкви и вещи из келии о настоятеля. Причиной этому служило то, что кружки для сбора денег находились на видном месте и не закрывались. В 1909 г. посетитель монастырской гостиницы отмечал: «Замечено, что плата за помещение в номере и за услуги не принимается «гостиниками» на руки: богомольцы, каждый по своему усердию, могут опускать в висящие тут же железные кружки; от вознаграждения лично им «гостиники» также настойчиво и искренне отказываются».
Большой уровень воровства в монастыре не был случайным, в него съезжалось много разношерстной публики. Если одни работали здесь («деревенские жители без всякой нужды на себя пашут, а обедать идут в мир» — отмечал в 1906 г. иеромонах Пантелеймон), другие просто проводили время в монастырской гостинице или были нечисты на руку… Фищев так в своих мемуарах описывал посетителей обители: «Здесь каждый мог получить удовлетворение: ханжа-богомолец проливал слезы на молитве и каялся в грехах, потому что служба тут была «умилительная» и почти круглые сутки; кутила неплохо проводил время в своей компании в номерах гостиницы; находили приют влюбленные парочки и просто отдыхающая публика. Удивительное местоположение, заискивающая предупредительность монахов, колокольный звон, запахи ладана, регеля и милиса и многое другое притягивали сюда точно магнитом со всех сторон старых и молодых…»
Несмотря на невидимые постороннему глазу внутренние проблемы, монастырь строился и благоустраивался. В нем стояло два деревянных храма — в честь св. благоверного Великого Князя Александра Невского и в честь Успения Пресвятой; при каждом храме имелись колокола – у одного на колокольне, у другого на столбах, общим числом 15. Сохранилась опись церковного имущества за 1919 г., из которого можно узнать, что главном приделе Александро-Невского храма имелся 3 ярусный иконостас с 32 иконами; всего в храме имелось 93 иконы. Убранство Успенской церкви было скромнее – «1 иконостас местный и стенных икон 3524». И все же этих двух храмов отцам обители казалось недостаточно, им хотелось, чтобы монастырь украшал большой и красивый собор. Так в 1904 г. по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина началось строительство большого каменного Александро-Невского собора, который по своей величине и красоте должен был по задумке строителей стать равным своему собрату в Вятке. Строительство собора стало главным делом братии монастыря на ближайшие полтора десятка лет, последние в его истории. В 1909 г. о нем на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» сообщалось: «Больше всего внимания привлекает величественный еще строящийся Александро-Невский собор. По виду он очень напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместительность будет больше его, т.к. в нем нет колонн и наружных галерей. В настоящее время он выведен до половины второго яруса». Увы, строительству величественного собора не суждено было завершиться. Через несколько лет война приостановит его строительство, и к началу 1917 г. он будет только покрыт крышей, а еще через несколько лет и вовсе заброшен и впоследствии разрушен. При разрушении собора оказалось, что он был сделан настолько капитально, что его пришлось взрывать…
Каждый приходящий в монастырь поражался его искусной технической оснащенности. Например, один современник отмечал, что с крутого лесного обрыва «бегут источники холодной воды, распределенные по трубам в разные направления для надобностей монастыря». В монастыре один за другим возводятся новые здания — храмы, братские корпуса, гостиницы для паломников. В знаменитых филейских прудах водилось много рыбы. Монастырь выпускал свои книги. При нем имелось много мастерских, обслуживавших не только обитель, но и работавших на заказ – портняжная, сапожная, столярная, кузница. Кроме того, в продажу монастырь поставлял и продукты своего хозяйства – продукты, муку, рыбу. Кроме средств, выручаемых от своего хозяйства, основные доходы монастырь получал с процентов с капитала на вечное поминовение, приношений благодетелей, от исправления молебнов и панихид для богомольцев. Все это позволяло с лихвой не только обеспечивать материально монастырь, но и кормить многочисленных бедняков и паломников, приходивших и приезжавших сюда.
Одним из самых почитаемых мест здесь была могила о. Стефана, к которой нескончаемым потоком шли люди. Шли помолиться, попросить помощи, взять земельку с могилы старца. Землянка его почиталась как святыня. Один из благочинных, перечисляя популярные места, куда любили ходить паломники, среди таких святых мест как Саров, Соловецкий монастырь и Великорецкое, называл и Филейский монастырь. «Над могилою, по его завещанию, братия монастыря поставила деревянный покров в форме гробовой крышки, окрашенный черной краской. В ногах у погребенного поставили деревянный крест, тоже весь черный, на этом кресте находятся в киоте иконы св.Стефана и св.Симеона, имена которых носил отец Стефан при жизни. Пред образом, на средства благотворителей, горит неугасимая лампада. Кроме того, по благословению Преосвященного Сергия, над могилой поставлена сень на четырех столбах, с железной крышей и с крестом».
Весной 1909 г., спустя десять лет после того как его покинул о.Матфей, обитель посетили учащиеся Вятского духовного училища. Вот что они писали об увиденном на страницах «Вятских епархиальных ведомостей»: «Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною; в ограде 2 каменных корпуса, 2 храма и несколько деревянных домов. За оградой, в приличном расстоянии от нея находится 2 громадных гостиницы для богомольцев, с отдельными, довольно чистыми, номерами; за ними, также на довольно значительном расстоянии, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды воздвигается постройка нового собора. Постройка обходится без привозной воды. Вода подается чрез трубы в громадные баки и творила при помощи особого прибора – тарана, который действует всегда силою воды и воздуха. Вся площадь, принадлежащая монастырю, покрыта почти строевым, хвойным лесом, который теперь оглашается весенним пением и стрекотанием птиц. Аромат леса и какая-то необычная для населенного места тишина придают особую прелесть месту…
Все благоустройство и первые годы жизни монастыря проходили на глазах иеромонаха Матфея, жившего здесь с 1891 по 1899 гг. Впрочем, и после своего отбытия в далекий Яранск, когда он был перемещен в новый Пророчицкий монастырь, преподобный не забывал родной город и свою первую обитель, в земле которой был погребен его дорогой учитель – отец Стефан Филейский. Как утверждают устные источники, о.Матфей старался приехать на Филейку каждый год. Здесь он молился, совершал панихиду на могиле о.Стефана и затем долго сидел около нее, творя любимую преподобным Иисусову молитву…
Сайт «Вятка – православное прошлое»
http://urzhum-uezd.ortox.ru/vjatskie_monastyri_nachala_20_veka/view/id/1191744
Филейский Александро-Невский мужской монастырь. Основан иеромонахом Степаном и открыт по указу Св.Синода от 11 апреля 1890 г. за № 1283. В монастыре церкви: 1. Деревянная Успенская, освящена 27 июля 1889 г. 2. Деревянная 3апрестольная теплая, построенав 1892 г. Главный престол во имя благоверного князя Александра Невского, освящен 22 ноября 1895 г. Правый в честь св. Николая Чудотворца, освящен 7 июня 1894 г. и левый в честь святого целителя Пантелеимона, освящен 6 сентября 1898 г. 3. 30 августа1905 г. заложен новый каменный храм во имя св. Троицы.
Монастыри Вятской епархии. Шабалин В.И. АКО ф.1404 оп.1 д.6 л.9