Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них – древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.
В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.
В начале 1920-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей. Настоятелем – священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). В обители более 100 человек братии. Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.
В конце 1990-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 1970-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.
Нина Мартынова
Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа — отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней — величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь — храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) — в 1626 году, а открыта только в 1813-м.
Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.
Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru
Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. — в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения — Пупки и Введенское (Введенье) — были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов.
Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: Вознесенской с приделом Параскевы Пятницы (1806) и Иоанна Богослова (1843). Комплекс этих храмов, расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили комплекс Введенской (1807) и Владимирской (1845) церквей. Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.
Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный «Росгипрониисельстроем» в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.
Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 — 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы. В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости. Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в 17 в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.
Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. 17 в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки. Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. — сер. 18 в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного храма Преображения, оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг. Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря. Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. 17 — 1-й пол. 19 в.
Собор Никольский — основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке. К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.
Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками. На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись — выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды — композиция «Царь царем», в северной апсиде — «Великая жертва». На восточной стене в центре написана «Новозаветная Троица», а по сторонам от нее на охристом фоне — необычные гризайльные композиции «Распятие» и «Тайная вечеря» в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других — на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме — интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только «Коронование Богоматери» и «Рождество Богоматери». В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах — изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.
Церкви Казанская и Григория Аграгантийского соединены в одном здании, расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры 17-18 вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.
Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон. Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены. В 17 в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей. Во втором этаже на своде основного объема сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. — фрагмент композиции «Величит душа моя Господа». Церковь Григория Аграгантийского в обоих этажах представляет собой квадратную в плане одностолпную палату, перекрытую цилиндрическим сводом и освещенную тремя окнами на южном фасаде. Собственно церковь занимала только одну часть верхней палаты, в остальном помещении была трапезная. Подклетная часть использовалась для хозяйственных целей.
Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции. Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками. Внутри помещения нижнего яруса перекрыты цилиндрическими сводами. В центре верхнего яруса подпружные арки и паруса передают нагрузку массивного светового восьмерика на четыре скругленных изнутри пилона, а вокруг них образован обход, перекрытый цилиндрическими сводами. Дверной проем в южной стене соединяет церковь с настоятельским корпусом, в северной — с кельями. Сохранились фрагменты гризайльной клеевой живописи 1-й пол. 19 в.
Колокольня расположена в северной части монастыря. Три восьмериковых яруса (нижний из них разбит на два полуяруса) поставлены на невысокий четверик и завершены высоким яйцевидным граненым куполом с люкарнами, который увенчан восьмигранным барабанчиком с луковичной главкой. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.
Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, — двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку. Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах — небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.
Ограда, окружающая территорию монастыря, — кирпичная, относительно невысокая стена — выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек.
Статья из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3».