Введенская Островская пустынь, заштатная, общежительная, близ города Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 года двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры. При пустыни школа и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
По преданию, островной монастырь на Вятском озере в 1708 году основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни — монастырской слободе хорошо известного в ХV — ХVI веках мужского Покровского Антониева монастыря. Здесь, неподалёку от города Покров, в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошёл слух, и многие люди стали приходить на берег озера и просить принять их насельниками. Сергей и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда было решено просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам «на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте… построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы».
Спустя год был построен первый монастырский храм. Постепенно за озером хакрепилось новое название — Введенское. Сам же монастырь стали называть Введенской островной пустынью. Вскоре после освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем пустыни. По традиции игумены новообразованного монастыря назывались строителями. Братия Пустыни тогда была очень немногочисленна (всего около 20 насельников), средств на её существование постоянно не хватало. В 1722 году Введенскую пустынь приписали к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. К тому времени настоятель Введенской пустыни Сергий отошёл к Господу, а вместо него из Москвы был прислан новый настоятель — монах Нектарий. Он продал монастырский храм (который был оценён всего в 17 рублей) вместе с утварью в соседнее село Покровское, а сам покинул остров. Обитель пришла в совершенное запустение. Оставшиеся на острове четырнадцать монахов терпели крайние лишения, но их дух оставался крепок, они неустанно молились о своей обители, и Господь внял их мольбам. В 1729 году, после обращения монахов в Святейший Синод, Введенская пустынь вновь получила самостоятельность. При новом игумене-строителе Лаврентии у монастыря появились богатые вкладчики, на месте прежней деревянной церкви возвели каменный пятиглавый храм с главным престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рядом построили каменную шатровую колокольню с большим колоколом весившим 30 пудов (около 500 кг) и часами с боем. Рядом с соборным храмом на острове построили небольшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца для служения в зимнее время. Ещё одна маленькая деревянная церковь с двухъярусным иконостасом была построена на Святых воротах пустыни и освящена в честь пророка Илии. На Владимирской дороге возвели каменную часовню с кружкой для пожертвований.
Во второй половине ХVIII столетии благодаря стараниям Лаврентия Введенская пустынь превратилась из бедного монастырька в благоустроенную обитель. Появились новые кельи для монахов, остров обнесли деревянной оградой, её стоящие в воде сваи твердели год от года так, что впоследствии стали почти каменными. Со стороны озёрных берегов островной земли не было видно, создавалось впечатление, что монастырская ограда и строения поднимаются из воды. После Лаврентия настоятелем Свято-Введенской пустыни стал иеромонах Клеопа. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Во Введенской обители старец Клеопа также установил строгий общежитийный монастырский устав Афонской горы. Настоятельство старца Клеопы продолжалось 18 лет, он почил 9 марта 1778 г и был погребён у южной стороны алтаря Введенского храма. Память о строителе Клеопе сохранялась во Введенской пустыни во все последующие времена её существования вплоть до 1918 года. Со времени Клеопы всякий человек, пришедший в монастырь для богомолья, мог остановиться в одном из домов-гостиниц и жить трое суток на монастырском довольствии без всякой платы. В 1870-1890-е годы в монастыре началось крупное каменное строительство. В 1876 году была перестроена и расширена зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891-1894 годах возвели из красного кирпича величественный пятиглавый двухэтажный Введенский собор. Тихая и размеренная жизнь этого монастыря закончилась с приходом к власти большевиков.
В 1918 году Введенский монастырь разделил участь сотен закрытых православных обителей. Богослужение в бывших монастырских церквях (Приходских) происходило до 1924 года. Святыни монастыря были варварски разграблены в 1922 году, затем на острове, сменяя друг друга, разместились дом престарелых и инвалидов, детский дом, трудовая воспитательная колония. Так, уже в 1932 году в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 года переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «Трудовую воспитательную колонию». В тоже время были срублены купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.
16 сентября 1991 года исполком Владимирского совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2-й этаж Свято-Введенского собора и Никольская церковь отошли к монастырю только через 3 года. Благословением от 6 октября 1993 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и указом Высокопреосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, бывшая мужская Введенская пустынь стала женской, в качестве подворья Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. В июне 1995 года по постановлению Священного Синода обители был присвоен статус женского монастыря, и Введенская пустынь обрела самостоятельность; её настоятельницей и строительницей стала монахиня (игуменья) Феврония. В то время здания, ранее принадлежавшие монастырю, были заняты колонией для малолетних преступниц и представляли жалкое зрелище. По свидетельству очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. Ещё в мае 1994 года будущая игуменья Феврония обратилась к директору колонии В.С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в здании храма на территории колонии молебен на Николу вешнего. В ответ директор ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седой старичок» и сказал, что храм нужно отдать. А первая служба в Никольском храме прошла на Рождество 1995 года. В то время на храмах не было куполов, в братском и игуменском корпусах находилось общежитие для заключённых. Настоятельница с сёстрами прошли нелёгкий путь восстановления обители. Искусством золотого шитья настоятельница с сёстрами начали зарабатывать первые средства на восстановление обители. Постепенно директор колонии для малолетних преступниц передал обители сначала братский корпус, а затем и Введенский храм. Ветхий мост, соединявший остров с берегом, отремонтировали, и по нему в монастырь стали приходить первые прихожане. Большую духовную помощь в восстановлении обители оказали старцы Троице-Сергиевой лавры и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Многими трудами и молитвами сестёр были привлечены вкладчики строители новой Свято-Введенской островной пустыни.
В 1995 году был восстановлен первый храм обители — Никольский. Затем был восстановлен и Свято-Введенский собор. Теперь с самого отдалённого берега озера, как символ возрождённой обители, видны купола и золотые кресты Введенского и Никольского храмов. В 2001 году взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Тутаеве, а часть — на заводе им. М.В. Хруничева. В 2008 году исполнилось 300 лет со дня основания монастыря, 29 ноября состоялся посвящённый этому событию торжественный крестный ход из города Покрова, от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, к Свято-Введенской островной пустыни.
Из материала книги: «Свято-Введенская островная пустынь. К 300-летию со дня основания». Владимир, 2008 г.
Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров. Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни. Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви. 6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную. В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М. В. Хруничева.
В 2007 г. рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-vvedenskaya-ostrovnaya-pustyn-bliz-g-pokrova/