МЕСТО, ЛУЧШЕЕ ИЗ ПОДМОСКОВНЫХ
1
Император Павел I подарил ВВЕДЕНСКОЕ своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной, при которой оно и стало застраиваться. Здесь он посещал ее инкогнито, появляясь в сопровождении конной свиты в полумасках.
Официально имение было записано на Лопухину Екатерину Николаевну, урождённую Шетневу (1763—1839) — статс-дама двора Павла I, мачеха фаворитки Павла I, вторая супруга светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина, генерал- прокурора и сенатора.
Возвышенное плато над долиной Москвы-реки, где раскинулся архитектурный ансамбль Введенского, постепенно понижается к запруженной речке Нахабне. Ось симметрии комплекса, начатая подъездной березовой аллеей, пересекает прямоугольное придворцовое пространство, образованное главным домом с г-образными крыльями, двумя флигелями и фонтанами — продолжаясь за домом, от коринфских колон второго фасада, до русла реки широкой просекой. Это рукотворная просека — «искусственная перспектива» — в сосновом лесу открывает даль буквально до горизонта. (см. фото)
С высоты господского дома распахивается панорамный вид на заречные окрестности: живописно расположенный город, одинокую главу Успенского собора, и на комплекс Саввинского монастыря-крепости, окружённые бескрайним волнующимся морем сосновых лесов. За этот восхитительный вид Введенское заслужило славу одной из самых красивых усадеб Подмосковья…
2
На месте усадьбы с начала XV века существовал небольшой деревянный монастырь с церковью Введения Пресвятой Богородицы (самая первая из них, деревянная, упоминается 1504 годом), основанный, вероятно, при удельных звенигородских князьях. Когда монастырь сгорел, на его месте был построен деревянный храм, который так же не сохранился. Через полтора века Введенское, Першино тож, находится в распоряжении боярина И.А. Милославского. При следующем владельце М.П. Головине сельцо вырастает до села. Во второй половине XVIII века (1769 г.) вотчину приобретает обер-гофмаршал Н.М. Голицын, хозяин близлежащих Вязем.
Но отстраивалось Введенское в самом конце XVIII столетия, когда Павел I преподнёс усадьбу своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной.
Спроектировал и построил усадьбу (в 1798/99 г) русский архитектор Н.А.Львов. Он сумел творчески раскрыть место и показать все красоты его. Это единственное, сохранившееся творение Н.А.Львова в Подмосковье (хотя и подвергшееся нескольким позднейшим перестройкам). Он поставил много имений, храмов в родной Твери, соседней Псковщине и собственно в окрестностях северной столицы. Что-то уцелело…
3
О изначальной природе Введенского сохранился сочный исторический текст, писаный рукою зодчего:
«Введенское таково, что я замёрз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия, смотря на окрестность, и 24 градуса мороза насилу победили моё любопытство. Каково же должно быть летом? Приложа руку к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее из подмосковных. Натура в нём всё своё дело сделала, но оставила ещё и для художества урок изрядный. От начала хорошего, от первого расположения зависеть будет успех оного». — Из письма Львова князю Петру Васильевичу Лопухину, заказчику.
Однако опытный глаз его успел подметить, что нет здесь «хорошей воды». Ключи тут не били вовсе, да и Москва-река лежала слишком низко. «Виды романтические составляют без воды мёртвую красоту».
Разумеется, изобретательный ум Львова нашёл способ все оживить и привести в движение. Большой знаток пейзажного стиля и устроения парков, Львов обогатил природу Введенского рукотворными водными сооружениями. На месте расчищенного леса насадил парк и рощу, устроил фонтаны и цветники. По крутому откосу, обрамлённому деревьями, вниз, к запруженной речке устремил затенённую просеку. Такой же спуск был предусмотрен и по широкому зеленому партеру.
В естественном, без затей, природном окружении «гений вкуса» Николай Александрович Львов воздвиг элегантный усадебный дом, еще доампирный, с круглящимися углами, полукругом колонн, одноэтажными крыльями павильонов. Это, как и остальные постройки русского палладианца, отличалось благородством простых форм и мягкостью безупречных пропорций.
«Зеркалом души века, быта русского» назовут потом Введенское.
С высоты холма, природой сотворенной смотровой площадки, открывались упоительные дальние виды на Москва-реку, заречье, Саввино-Сторожевский монастырь… Одинокая главка собора Успения на Городке, белеющего в бескрайнем море соснового бора, отлично просматривалась с террасы.
4
Режиссер Сергей Бондарчук в 60-е гг прошлого столетия именно Введенское выбрал в качестве имения князей Болконских Лысые Горы для своей кино- эпопеи «Война и мир». Отсюда старый князь провожал Андрея Болконского в Европу в русскую армию. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!»
Сюда в марте 1806 г вернется кн. Андрей, излечившийся после ранения под Аустерлицем, неожиданно вбежит, запорошенный снегом, по мраморной лестнице, чтобы застать при родах жену свою, маленькую княгиню Лизу…
«Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? Помогите мне», — говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.
— Душенька моя! — сказал он слово, которое никогда не говорил ей. — Бог милостив… Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него/…/
Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном детском робком личике…
«Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали? Ах, что вы со мной сделали?»
(Трагическую роль кн. Лизы чудесно сыграла в фильме Анастасия Вертинская.)
5
После смерти в 1839 г. княгини Екатерины Лопухиной владельцами села были Зарецкие, а после них майорша Анна Михайловна Головина. Накануне реформы (1861) Введенским владел барон Штакельберг.
В середине 1860-х его покупает коммерции советник владелец кирпичного завода в Одинцове фабрикант Василий Иванович Якунчиков. Купец слыл известным меценатом, субсидировал строительство Московской консерватории. В доме Якунчиковых не раз устраивались фортепианные вечера братьев Рубинштейнов, и сам хозяин, взяв в руки скрипку, нет-нет, да и предавался музицированию. Жена его, Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, брала уроки у самого Скрябина, и в своем окружении почиталась за истинную меломанку. В доме Якунчиковых бывали И.Левитан, В.Борисов-Мусатов, А.Чехов, П.Чайковский.
Младшая дочь Мария стала известным художником. Да и как иначе, когда детство мечтательной барышни проходит в столь дивно-поэтической атмосфере. Когда со стен на тебя взирают чопорные портреты в напудренных париках. Просторные залы уставлены старинной мебелью. Вдали раздается звучный гул колокола Саввинского монастыря. Протяжный благовест. Якунчикова обожала Введенское — дальние дали, открывающиеся с террасы в обрамлении коринфских колонн, аллею вековых берез, крыльцо, заброшенное кладбище…
«На высоком пригорке дом. По крутому откосу, обрамленному деревьями парка, спадает затененная просека. Стены и колонны дома, полускрытые пригорком — в прозрачных розовых отсветах последних догорающих солнечных лучей. Ярко пламенеют в еще светлом небе облака. Огнями блещут стекла в окнах, точно в доме праздник или, может быть, пожар? И, стоя внизу перед этой картиной, вдруг вспоминаются холсты Борисова-Мусатова. Ведь именно этот дом в Введенском излюбленным мотивом проходит в его живописных образах. Именно Введенское — декорация для мусатовских девушек, нереальных, призрачных, как марево», — писал о Введенском А.Н. Греч.
6
В 1884 году усадьбу купил граф С.Д.Шереметев, владелец подмосковных имений Останкино, Кусково, Остафьево. Он дал её в приданое за дочерью Марьей Сергеевной, и усадьба перешла во владение графа А.В.Гудовича. В 1912 году обветшалый деревянный барский дом разобрали и возвели в тех же формах (но с иными пропорциями) кирпичный; открытые колоннады, соединявшие дом с боковыми крыльями, превратили в застеклённые галереи. А в 1928 году над ними надстроили второй этаж. Всё это в значительной степени снизило художественные достоинства дворца, лишившегося с просветами колоннад своей эфемерной легкости и слитности с окружающей природой. Не смотря на утраты, ансамбль Введенского оставляет неизгладимое впечатление по сей день…
Но мы забежали вперед.
После революции усадьбу сожгли, графа Гудовича расстреляли, а в имении в 1919 г разместилась Звенигородская художественно-ремесленная школа-колония с деревообделочными, гравёрными, живописными мастерскими и газетой «Юный строитель». 18 июля 1920 г в Введенском открылся «Звенигородский историко-художественный музей имени товарища Н.И.Троцкой». Вторая жена Льва Троцкого, Наталья Ивановна Седова, в то время заведовала музейным отделом Наркомпроса. Через четыре года музей из усадьбы выведут, помещение отдадут совпартшколе…
В настоящее время Введенское — филиал санатория «Звенигород» — одно из учреждений Медицинского центра Управления делами Мэра и Правительства Москвы. Место для посторонней публики закрытое. Но, судя по отзывам в инете, при наличии желания и достатке времени, москвичи все же могут туда попасть в качестве экскурсантов — по предварительной записи и в группе.