Свято-Введенский женский монастырь основан в 1680 году по благословению Сибирского митрополита Павла преподобным Далматом Исетским на берегу р. Исети в 30 саженях на юго-восток от Далматова монастыря. В 1702 году в женской обители была построена и освящена далматовским архимандритом Исааком деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До 1764 года Введенский женский монастырь был приписан к Далматовскому мужскому, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей была игумения Ирина Друганова, которая бессменно управляла монастырем 51 год. В 1732 году в женской обители уже было 80 монахинь и 10 белиц, все «жильем не стесненные».
Из настоятельниц монастыря периода XVIII века известны только две: Тарсилла и Нимфодора Белозерова. Первая упоминается с 1738 года по 1758 год; она была дочерью монастырского служителя, облечена в монашество 8 лет от роду. Она отличалась «примерною подвижническою жизнию», что видно из того, что Тобольский митрополит Феодор Лещинский, посылая ее в 1720 году из Тобольска в Введенский монастырь, поставлял архимандриту Исааку на вид ее примерный образ жизни. Вторая – Нимфодора Белозерова – упоминается с 1758 года по 1778 год; она была дочерью священника, пострижена в монашество 17-ти лет в 1733 году.
По случаю стихийного бедствия – разрушительного пожара 20 сентября 1742 года, истребившего деревянные постройки обоих монастырей, – настоятельница монахиня Тарсилла с сестрами были переведены в Теченское поселье, принадлежавшее тогда Далматовскому монастырю.
В правление Анны Иоанновны, когда монастыри, в том числе Далматовский мужской и Введенский женский, служили местом ссылок, в обитель под караулом в 1735 году была доставлена 20-летняя княжна Параскева Юсупова, насильно постриженная в Тайной канцелярии с именем Прокла. В монастыре она пробыла в заточении до конца жизни, «погребена в монастырской ограде в ряду других монахинь».
При секуляризационной реформе 1764 года Екатерины II монастырь был упразднен. Монахинь в поселье становилось все меньше и к 1819 году не осталось ни одной.
Возрождение монастыря начинается с середины XIX века усердием Ксении Павловны Зыряновой – зажиточной крестьянки Ирбитского уезда. Так, 23 июня 1848 года был заложен, а ровно через год, в этот же день – освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный на средства самой Ксении Зыряновой. С ходатайством об открытии обители она обращается к Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору Никольскому, святителю Филарету Дроздову, Пермскому архиепископу Аркадию Федорову, обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому. Строятся северный келейный корпус, школа. Позднее к Троицкому храму были пристроены и освящены приделы: северный в честь Владимирской иконы Божией Матери и южный во имя вмц. Екатерины.
Указом Священного Синода в 1861 году утверждена православная женская община, навечно закреплено за общиной 2340 кв.саж. земли. Указом Пермской Духовной Консистории определен к общине священник Иоанн Андреевич Смышляев, который также преподавал в существовавшей уже при общине безмездной школе. При открытии общины число сестер было невелико – около 20. Некоторые из них были круглые сироты, родственники отдавали их еще в малолетстве в той надежде, что в общине и оденут, и обуют, и грамоте с рукоделием научат. Действительно, в ранние детские годы, с 7-8-летнего возраста, поступающие малютки воспитывались в строгом христианском духе, обучаемы были молитвам, чтению, многие даже письму, а рукоделию непременно каждая. Уже с 1862 года школа считалась официально открытой при общине, именовалась безмездной и доставляла отчеты епархиальному начальству. В 1885 году она преобразована в одноклассную церковно-приходскую.
Северный двухэтажный каменный корпус с увеличением сестер был достроен в 1863 году еще одним большим корпусом. В помещении, которое соединяло оба корпуса, была устроена надвратная домовая церковь во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1867 году. Число сестер к этому времени возросло до 50.
В 1968 году женская община возведена в статус третьеклассного общежительного Свято-Троицкого женского монастыря, настоятельницей назначена К. Зырянова, принявшая в 1867 году монашеский постриг с именем Евсевия, в 1869 году возведена в сан игумении; скончалась в 1889 году, приняв схиму с именем Евстолия. Это было время расцвета обители. В монастыре имелись свечной завод, различные мастерские иконописная, переплетная, золотошвейная, портновская, ткацкая, рукодельная, чеботарня, пасека, два подворья – в Шадринске и Катайске, скит, где велось большое подсобное хозяйство, с храмом в честь Святого Духа, освящен в 1907 году. Достойной преемницей в делах управления обителью стала казначея монастыря девица Евлампия Васильевна Ермолина, постриженная в монашество с именем Емилия и утвержденная в должности настоятельницы в 1890 году. Строились новые каменные корпуса, мастерские, ряд каменных амбаров, здание церковно-приходской школы, дом для священника, каменная 4-метровая ограда, два причтовых дома. Обитель содержала приют для девочек, церковно-приходскую школу, певческий хор для церквей епархии. Богослужения совершались ежедневно. Число насельниц быстро росло. Действующий храм не вмещал молящихся. Так, в 1893 году был заложен, а в 1899 году освящен, воздвигнутый большой каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца.
В 1887-1893 годах в сане диакона в монастыре служил священномученик Алексий Макариевич Архангельский, который также являлся и штатным учителем в церковно-приходской школе при обители. 19 декабря 1893 года он был рукоположен в сан священника и определен к Покровской церкви Песчано-Калединского села Шадринского уезда. 13/26 июня 1918 года красногвардейцы арестовали отца Алексия и доставили в с. Верхняя Теча, где располагался их штаб. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Алексий Архангельский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
Во времена большевистского переворота, в 1920 году, монастырь закрыли. Из Никольского собора сделали мастерские по ремонту тракторов и сельхозтехники, растворочный цех. Храм Живоначальной Троицы был полностью разрушен. Наступила эпоха разорения, поругания и забвения.
Современный этап возрождения обители начался в 1995 году. По Указу Священного Синода за подписью Святейшего Патриарха Алексия II монастырю вернули прежнее название – Свято-Введенский. И в нем вновь возобновилась монашеская жизнь.
28 августа 1995 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы в подвальном помещении холодного склада, приспособленном под церковь, было совершено первое богослужение. У истоков возрождения монастыря стояли схиигумен Серафим Стрельников и схиигумения Серафима Альховская, и еще три сестры. На их плечи легло восстановление из руин обители: труд и молитвы, молитвы и труд изо дня в день. В стенах разрушенного игуменского корпуса был построен храм в честь прп. Серафима Саровского, в последствии переименован в Свято-Троицкий.
С 27 декабря 2016 года настоятельницей монастыря является игумения Михаила Шульцева.
4 августа 2018 года Высокопреосвященнейшим Иосифом, митрополитом Курганским и Белозерским, и Преосвященнейшим Владимиром, епископом Шадринским и Далматовским, освящен переименованный Свято-Троицкий храм, который был построен по максимально приближенной к первоначальной архитектуре храма Живоначальной Троицы 1848 года, схемы которого были найдены в архивах.
На историческом месте восстановлены северная и южная стены, главные ворота, 2-этажный полукаменный келейный корпус, а также большой 2-этажный каменный корпус с трапезною. Построена просторная просфорная, где выпекаются просфоры для богослужений и хлеб. Благоустроено монастырское кладбище, находящееся на территории обители. У монастыря есть свое подсобное хозяйство: скотный двор, огород, сад. Сестры трудятся на различных послушаниях, исполняют свое молитвенное правило.
Действующие церкви:
— Никольская, является памятником архитектуры культурного наследия;
— Свято-Троицкая;
— В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, домовая.
По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, в память о свщмч. Алексии Архангельском в день его мученической кончины 26 июня ежегодно совершается Крестный Ход от Покровской церкви с. Песчано-Каледино до Свято-Введенского монастыря с. Верхняя Теча.