Одним из наиболее интересных памятников, который нам удалось обнаружить в процессе работ 2005 г., является селище Чигасово 1.
Селище расположено в 1,1 км к ЗСЗ от дер. Чигасово, на территории Хлюпинского лесничества Звенигородского лесхоза. Оно находится на водораздельной возвышенности (отметки 195-196 м над уровнем Балтийского моря), на небольшой поляне в центре лесного массива. Размеры селища около 70х90 м (на основании распространения подъёмного материала). В западной части селища расположен копаный пруд, который в настоящее время заболочен. Культурный слой – слабо гумусированная серовато-коричневая супесь с включениями измельченных фрагментов средневековой керамики, дисперсного угля и кусочков печины. Мощность культурных отложений достигает 0,2-0,5 м.
Именно это селище идентифицируется с Введенским монастырём, упомянутым в разъезжей грамоте 1504 г.[1] Это была небольшая пустынь, почти не оставившая после себя каких-либо исторических сведений. К середине XVI в. монастырь уже захирел и превратился в погост. В приправочном списке с писцовых книг Звенигородского уезда 1558–1560 гг. мы находим, что «на царя великого князя земле волостной погост, а в нем церковь Введение Пречистые. Пашни поповы четырнатцать четьи в поле, а в дву по тому ж, земля среднея, сена десять копен, пороснеку сорок чети»[2]. В писцовой книге 1624–1625 гг. значится «пустошь, что был погост на царя и великого князя земле, на волостной, а в нем место церковное Введение Пресвятой Богородицы; пашни церковныя средние земли лесом поросло 14 четв. в поле, в дву потому ж, сена 10 копен, лесу пашенного 20 десятин»[3]. Из этого документа следует, что во время польско-литовской интервенции начала XVII в. погост был разрушен и запустел.
В 1879 году священник Георгий Иванович Фивейский сделал любопытное описание небольшой лесной поляны в урочище «Веденьё»: «По дороге от с. Введенского к деревне Чигасовой или к сей деревне от деревни Скорлотовой в I 1/2 версте, в местности, называемой пустошью Введеньем, находится в лесу поляна, на которой и была первая Введенская церковь, давшая название и самой пустоши. При входе на поляну прежде всего представляется небольшой холм, на котором в память бывшей церкви изстари стоит и поддерживается Введенскими крестьянами деревянный крест с иконой Введения во храм; вокруг холма земля представляется неровною, на ней много плоских ям, происшедших от осадка земли, – это было кладбище, которое, как извечно, по древнему обыкновению всегда находилось около церкви. Кладбище представляется подобием круга в 20 сажень в длину и столько же в ширину. На восточной стороне холма, на глубине 3 вершков находятся в земле надгробные белые плиты из белого камня с чеканкою на них по краям и по углам, но, к сожалению, подпись на них стёрлась, на одном из них остались в разных местах 2 буквы ничего не объясняющие. На северной, южной и восточной стороне кладбища, в некотором расстоянии от него, видны неглубокие ямы до 12 и одна глубокая, свидетельствующие о бывшем здесь некогда селении. При входе на поляну с правой стороны находится пруд около 10 сажен в длину и 6 в ширину, хотя и заросший травою, но с постоянною в нем водою; по средине пруда к южной стороне находится довольно глубокая яма с холодною водой. При начале леса, окружающего поляну, заметны полосы, которые служат знаком того, что земля на месте нынешнего леса была пахотная. <…>
Первая Введенская церковь была деревянная и, судя по площади холма, на котором была построена, небольшого размера, – не более 5 сажень в длину и 3 в ширину. Из предания известно, что церковь имела утварь и при ней были колокола, внутреннее украшение церкви было весьма замечательно: иконостас был прекрасной греческой живописи…»[4]. По сведениям Г.И. Фивейского, во время Смуты храмовая икона Введения Пресвятой Богородицы была перенесена прихожанами в село Козино, где она хранилась до XIX в. Церковная утварь и колокола были опущены в пруд, который находился около Введенского храма. Пруд и погост исследовались Фивейским железным щупом, но кроме надгробных плит ему ничего найти так и не удалось.
Интересная этнографическая запись о лесной поляне в урочище «Веденьё» сделана сотрудницей ИА РАН О.Н. Глазуновой в 1996 г. от С.С. Медникова 1919 года рождения: «Вот идти если на Чигасово, по Чигасовской дороге, Введенье называется там место. В лесу… Там стояла часовня… От Салькова по Чигасовской дороге… Ну, это будет, километра три, так, два с половиной… Между Дуниным и Сальковым вот так идти… И здесь в лесу овраги… И вот около оврага там на поляне. Там маленькая полянка. Стояла часовня. Я не знаю как, туда люди ходили, нет ли, но она, по всей вероятности… Деревянный домик, да… В этой часовне стояла кружка медная с отверстием. Туда опускали, кто идет мимо, заходит, опускали монеты. Ну, а народ так же, ходил. Ну, и за грибами ходили, и дрова ходили собирать. Это сейчас мы не ходим в лес, потому что газ есть и электричество есть. А тогда топились дровами. Дров у нас было полно…»[5].
В 1687 г. по распоряжению Патриаршего Казенного приказа церковная земля Введенского погоста была отдана на оброк боярину М.П. Головину, который в 1694 г. построил в своем сельце Першине новый Введенский храм[6]. В том же году церковная земля на пустоши Введенского погоста была отдана в оброк священнику новопостроенной в селе Першине Введенской церкви[7].
Летом 2005 года, проведя на месте монастыря рекогносцировочные археологические раскопки (вскрыто 39 кв. м), мы выявили культурные напластования, содержащие материал XIV–XVII вв. Поскольку письменная информация, относящаяся к раннему периоду истории монастыря, отсутствует, то именно археологические данные играют главную роль для определения времени возникновения обители. Так, к XIV в. следует относить грубую красную керамику с примесью дресвы в тесте, ряд довольно редких произведений средневековой христианской металлопластики, прямой узколезвийный клиновидный топор с округлой втулкой. Аналогичный топор происходит из раскопок С.З. Чернова на территории Московского Монетного двора в 1987–88 гг. Там он был найден в яме 10, керамический комплекс которой датируется кон. XIII – сер. XIV в.[8] Сер. XV в. датируется серебряная денга Великого княжества Рязанского, отчеканенная после 1456 г. при кн. Василии Ивановиче. AR. Вес 0,337 г. Л.с. Изображение птицы влево, по бокам – шестиконечные (?) звёзды. Композиция заключена в линейный ободок. Надписи не просматриваются. О.с. Неразборчивое изображение, заключённое в линейный ободок. С внешней стороны ободка плохо просматриваются отдельные буквы[9].
К более позднему времени (XVI-XVII вв.) относятся обломки красной гладкой, белоглиняной и чернолощеной посуды (найденная на территории кладбища керамика представлена сильно измельченными фрагментами, по которым размеры и пропорции сосудов определить довольно проблематично, нож, ключ от нутряного замка, хорошо сохранившийся корпус навесного «сничного» замка, свинцовая ружейная пуля круглой формы, подковы, пробои, гвозди и другие предметы хозяйственного назначения.
В площадь участка, вскрытого в 2005 г., попал древний монастырский некрополь. Под слоем дерна были расчищены как валунные надгробия раннемосковского времени, так и тонкие белокаменные надмогильные плиты, часть из которых украшена геометрическим орнаментом, характерным для XV–XVI вв. Толщина известняковых плит колебалась от 50 до 115 мм; декор представлен лентами из мелких противопоставленных треугольников и клеймами-розетками. Помимо целых могильных плит и их крупных фрагментов в раскопе неоднократно попадались небольшие обломки белокаменных надгробий как орнаментированных, так и без рисунка.
Описание могильных плит и валунных надгробий, обнаруженных в раскопе 1:
Плита № 1. Расчищена в Кв. 3, 11. Залегает на глубине от +5 до +1 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Треснута из за неравномерной просадки заполнения могильной ямы. Размеры 42–55 х 147–150 см. Толщина 9,5 см. Верхняя поверхность декорирована резным треугольчато-выемчатым орнаментом. Частично сохранились бордюрная рамка и лента из мелких равнобедренных треугольников с узким основанием, шедшая от центрального клейма к изножию плиты. В изголовьи местами заметна дополнительная рамка из более крупных прямоугольных треугольников («косынки»). Среднее клеймо-розетка образовано рядом треугольников, размещенных вершиной к центру. Часть рисунка не читается (тяги, верхнее клеймо и др.).
Плита № 2. Расчищена в Кв. 3. Залегает на глубине от -8 до -25 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Треснута из за неравномерной просадки могильной ямы, нижняя часть отколота. Размеры 50–51 х 135 см. Толщина 7,5 см. На верхней поверхности прослеживаются остатки резного треугольчатого орнамента – простой бордюр и среднее клеймо из слегка вытянутых равнобедренных треугольников, размещенных вершиной к центру. Часть рисунка не читается.
Плита № 3. Расчищена в Кв. 3, 11. Залегает на глубине от -14 до -29 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Расколота, большая часть утрачена. Размеры сохранившегося фрагмента 32 х 38 см. Толщина 7 см. Верхняя поверхность декорирована резным треугольчатым орнаментом.
Плита № 4. Расчищена в Кв. 4. Залегает на глубине от -1 до -27 см. Ориентировка ЗЮЗ–ВСВ. Расколота, часть утрачена, сильно просела в могильную яму. Размеры 52 х 58 см. Толщина 10 см. Рисунок стерт.
Плита № 5. Расчищена в Кв. 5, 6. Залегает на глубине от -22 до -27 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Треснута из за неравномерной просадки заполнения могильной ямы, угловая часть утрачена. Размеры 33–37 х 110 см. Толщина 8–9 см. Рисунок стерт.
Плита № 6. Расчищена в Кв. 7, 8. Залегает на глубине от -28 до -36 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Треснута из за неравномерной просадки заполнения могильной ямы, часть плиты утрачена. Размеры 32 х 123 см. Толщина 8–9 см. Верхняя поверхность декорирована мелким неглубоким треугольчато-выемчатым орнаментом. Частично сохранились бордюрная рамка и лента, шедшая от центрального клейма к изножию плиты. Здесь же, в изножии, пущена дополнительная рамка в виде горизонтальной полосы из мелких равнобедренных треугольников с узким основанием. Часть рисунка не читается.
Плита № 7. Расчищена в Кв. 2, 10, 11. Залегает на глубине от -5 до -20 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Треснута из за неравномерной просадки заполнения могильной ямы. Размеры 44–47 х 137–140 см. Толщина 13–15 см. Верхняя поверхность декорирована неглубоким треугольчатым орнаментом. Большая часть рисунка не читается.
Плита № 8. Расчищена в Кв. 10, 11. Залегает на глубине от -3 до -8 см. Ориентировка ЮЗ–СВ. Состоит из большого количества компактно расположенных фрагментов. Размеры и толщина не определимы.
Камень № 1. Расчищен в Кв. 3. Залегает на глубине от +4 до -5 см. Размеры 27 х 40 см. Камень № 2. Расчищен в Кв. 6. Залегает на глубине от 0 до -2 см. Размеры 43 х 60 см. Камень № 3. Расчищен в Кв. 1. Залегает на глубине от -23 до -28 см. Размеры 44 х 45 см. Камень № 4. Расчищен в Кв. 9. Залегает на глубине от -27 до -35 см. Размеры 34 х 42 см. Камень № 5. Расчищен в Кв. 8. Залегает на глубине -34 см. Размеры определить не удалось т.к. валун глубоко просел в могилу.
Нет сомнения, что средневековый некрополь был приурочен к месту деревянного Введенского храма, который находился в 2–3 метрах к северу от нашего раскопа. В процессе исследования территории кладбища в верхних слоях были найдены створка редкой иконки-энколпия и несколько массивных литых крестов XIV–XVI вв.
Описание средневековой металлопластики:
1. Створка иконки-энколпия. Медный сплав, литьё. Размеры 68 х 43 мм. Прямоугольной формы, с пятилопастным киотчатым завершением верхней части. На лицевой стороне – поясное изображение святителя Николая Чудотворца, вокруг помещены полулежащие фигурки семи отроков Эфесских. Рамка с надписью: НИКОЛА САВАТЪ ПРОВАТЪ ДИОНИСЪ ДИОМИДЪ[10]. Оборот с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие и вторая створка утрачены.
2. Створка креста-энколпиона округлоконечного. Средокрестие в виде квадрифолия. Медный сплав, литьё. Размеры 73 х 61 мм. На лицевой стороне – Распятие с Предстоящими, Спас Нерукотворный, архангелы Михаил и Гавриил, святитель Николай Чудотворец. Оборот гладкий, с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие отсутствует.
3. Створка креста-энколпиона округлоконечного. Средокрестие в виде квадрифолия. Медный сплав, литьё. Размеры 56 х 61 мм. На лицевой стороне – св. Фёдор Гераклийский, избранные святые. Оборот гладкий, с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие отсутствует, нижняя ветвь обломана. №2 и №3, скорее всего, составляли один крест-реликварий, который был сломан в древности.
4. Створка креста-энколпиона с крестовидными окончаниями ветвей. Медный сплав, литьё. Размеры 85 х 64 мм. На лицевой стороне – в средокрестии Распятие Христово, в крестчатых медальонах – Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, архангелы; оборот с закраинами, образующими неглубокий ковчежец. Оглавие утрачено.
5. Створка креста-энколпиона округлоконечного с выступающими дугами в средокрестии. Медный сплав, литьё. Размеры 76 х 50 мм. На лицевой стороне – Распятие, Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, архангелы; оборот с неглубоким ковчежцем. Оглавие утрачено.
6. Створка креста-энколпиона округлоконечного с выступающими дугами в средокрестии. Медный сплав, литьё. Размеры 72 х 48 мм. На лицевой стороне – Распятие, Богоматерь, Иоанн Богослов, архангелы; оборот с неглубоким ковчежцем. Оглавия нет. Аналогичен №5, но качество литья хуже.
7. Крест наперсный двусторонний округлоконечный. Медный сплав, литьё. Размеры 77 х 52 мм. На лицевой стороне – Распятие, избранные святые; на обороте – Иоанн Богослов, избранные святые, архангелы. Оглавие неподвижное, с изображением Спаса Нерукотворного. Небольшой дефект литья на боковой (левой) ветви.
8. Крест наперсный двусторонний округлоконечный. Белый металл, литьё. Размеры 57 х 55 мм. На лицевой стороне – Распятие, избранные святые, Троица Ветхозаветная; на обороте – Богоматерь Знамение, избранные святые, символы Евангелистов. Оглавие неподвижное, с изображением Спаса Нерукотворного. Нижняя ветвь обломана.
9. Крест наперсный двусторонний округлоконечный. Медный сплав, литьё. Размеры 72 х 50 мм. На лицевой стороне – Распятие, избранные святые, Троица Ветхозаветная, великомученик Никита, побивающий беса; на обороте – Богоматерь Знамение (в ромбе), избранные святые (без символов Евангелистов!). Оглавие неподвижное, с изображением Спаса Нерукотворного. Пластина тонкая. Разграничительные линии медальонов прямые.
10. Створка наперсного прямоконечного креста. Медный сплав, литьё. Размеры 70 (83 с оглавием) х 43 мм. Передняя створка. На лицевой стороне – поясное изображение Христа с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой, Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, архангелы Михаил, Гавриил, апостолы Петр, Павел, святители Николай Чудотворец и Василий Великий. Оглавие подвижное, с изображением Спаса Нерукотворного. Имеется нижнее шарнирное соединение. Оборот гладкий, без закраин. Крест выделяется высоким качеством исполнения.
11. Створка креста наперсного округлоконечного. Средокрестие в виде квадрифолия. Медный сплав, литьё. Размеры 76 х 58 мм. На лицевой стороне – св. Фёдор Стратилат, избранные святые. Оборот гладкий, без ковчежца. Оглавие отсутствует. Многочисленные дефекты литья. Образцом для этого креста явился более ранний энколпион, аналогичный №3.
12. Креста наперсного одностороннего фрагмент. Медный сплав, литьё. Размеры 37 х 23 мм. Представлен обломком нижней лопасти с килевидным завершением. На лицевой стороне – святители Василий Великий, Николай Чудотворец и Леонтий Ростовский. Оборот гладкий, без закраин.
В 2006 г. раскоп был расширен к северу еще на 24 кв. м. В пределах прирезки на глубине 50–60 см от уровня дневной поверхности были изучены остатки деревянной Введенской церкви. Следы конструкций её основания хорошо читались на материке в виде обгорелых бревен и плах пола. В раскоп попала центральная часть культовой постройки, размеры которой на данный момент определить не удалось. Ориентировка расположенных рядом могил точно соответствует ориентировке храма. Но часть захоронений была совершена уже после разрушения церковного здания, поскольку некоторые могильные ямы перебивают горелый слой. При расчистке остатков пола среди углей было найдено несколько деформированных под воздействием огня медных предметов и пережженные фрагменты красной гладкой керамики XVI в. Здесь же была сделана важная датирующая находка – денга Ивана IV (AR. Вес 0,32 г. 1535–1538 гг. Московский денежный двор. На лицевой стороне – всадник с саблей вправо, на обороте помещена трёхстрочная надпись: КNS/BEЛIK/IBAN).
Горизонт пожарища был перекрыт мощным слоем плотного суглинка, привезенного со стороны. Эта искусственная насыпь, законсервировавшая остатки раннего храма, являлась своеобразной подготовительной площадкой, на которой во 2 пол. XVI в. развернулось строительство новой Введенской церкви, просуществовавшей до Смутного времени. Важно отметить, что в процессе планировки участка в древности, привезенным грунтом была частично перекрыта и первоначальная поверхность кладбища. Некоторые более ранние могильные плиты оказались погребены под толщей суглинистой подушки, тогда как поверх неё залегали поздние надгробия. Это указывает на то, что некрополь продолжал функционировать и после постройки нового храма.
Как в раскопе, так и при площадных сборах (главным образом на возвышении, где располагался Введенский храм) был собран материал, относящийся к тому периоду, когда поселение прекратило свое существование, но селище продолжало посещаться жителями окрестных деревень. Нет сомнения, что место древнего Введенского погоста продолжало играть существенную роль в традиционной религиозной практике местных крестьян как почитаемый объект – деревенская святыня.
Священным объектом этого почитаемого места был поклонный крест, поставленный там, где располагался престол разрушенного храма, а позже – деревянная часовня с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (её фундамент обнаружен при раскопках). Таким образом, ряд сделанных нами находок, безусловно, связан с многолетней традицией почитания изучаемого объекта. Так, в раскопе, в верхних слоях было найдено несколько фрагментов лампадок, изготовленных из цветного стекла. Среди подъёмного материала выделяются жестяные накладки арочной формы от киота иконы, а также бронзовый подсвечник, предназначенный для тонкой «грошовой» церковной свечи. Многочисленные монеты мелкого номинала чекана XVIII – нач. XX в. и поздний медный крестик являются не чем иным как «обетными» приношениями крестьян. Помимо артефактов XIV — нач. XХ в. здесь были встречены предметы новейшего времени (монеты советского периода, пивные пробки, гильзы от охотничьих патронов, которые отражают период десакрализации и забвения этого почитаемого места)…
Археологические исследования на месте древнего Введенского монастыря позволили составить представление о бытовой и духовной культуре его насельников, определить время возникновения и расцвета обители, изучить монастырский некрополь.
Проведя сплошные разведки в окрестностях Введенского монастыря, удалось обнаружить ряд интереснейших селищ, которые образуют совершенно новый для нас тип памятников. Это небольшие поселения, расположенные на водоразделе («на суходоле»). Источниками водоснабжения для проживавшего здесь населения являлись пруды-копани и запруды, устроенные в ложбинах весеннего стока и балках. Встречены также древние запруды, сделанные на слабопологих склонах холмов. Эти средневековые селища – не что иное, как остатки малодворных деревень, огромное количество которых возникало на полянах, расчищенных от леса. Именно такие небольшие деревни были довольно подробно охарактеризованы в приправочном списке с писцовых книг Звенигородского уезда 1558–1560 гг. Разъезжая грамота 1504 г. донесла до нас их названия. Это деревня Сщитоносовская, селище Корконосовское, дер. Благовская, дер. Давыдовская и др. (ДДГ, 1950. С. 381). Кроме вышеописанной группы памятников здесь было обследовано крупное поселение Горышкино 7, которое датируется XIII–XV вв. Этот объект, находящийся в верховьях безымянного лесного ручья, вероятно, следует идентифицировать с княжеским селом Домонтовским, впервые упомянутым в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты 1331 г. (ДДГ, 1950. С. 8).
В 2006 г. автором были подготовлены и представлены необходимые документы в Министерство культуры Московской области для постановки памятника на госохрану. В том же году селище Чигасово 1 было поставлено на охрану как выявленный объект культурного наследия. (Распоряжение МК МО от 24.04.2006 г. № 195. Код памятника 5092750000).
4 декабря 2007 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы на месте древнего Введенского погоста был установлен большой поклонный крест. Крест освятил благочинный церквей Звенигородского округа протоиерей Александр Карлюк в сослужении настоятеля храма Преображения Господня в с. Введенском священника Александра Антошкина.
Алексеев Алексей
[1] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.-Л., 1950. С. 381.
[2] Приправочный список с писцовых книг Звенигородского у. 1558–1560 гг. // Материалы для истории Звенигородского края. М., 1992. С. 23
[3] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах Московской епархии XVI–XVIII ст. Вып. 2. Звенигородская десятина. М., 1882. С. 16.
[4] Фивейский Г.И. Летопись Спасо-Преображенской церкви Звенигородского уезда, что в селе Введенском Першино тож, с древних времен до Литвы // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. № 8, № 9.
[5] Глазунова О.Н. Магнитофонные записи опросов старожилов с. Козина и деревень Сальково, Дунино и Ивановка. // Приложение к Отчету С.З. Чернова за 1996 г. «Комплексные археологические и историко-ландшафтные изыскания для разработки проекта зон охраны памятников истории и культуры усадьбы Поречье и прилегающих к ней территорий». Т. 3. С. 24. М., 1997. / Архив ИА РАН. Ф. 1. Р. 1. №20877.
[6] Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. С. 17.
[7] Там же. С. 19.
[8] Чернов С.З. К хронологии московской керамики XIII – сер. XV в. // Московская керамика. Новые данные по хронологии. М., 1991. С. 27. Табл. 52.
[9] Аналогии: Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. СПб., 1896. С. 80. № 446.
[10] В основе изображения створки иконки – легенда о семи отроках (их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин), Антонин) живших в г. Эфессе в III в. По приказу императора Декия (годы правления 249-251), гонителя христиан, отроков замуровали в пещере горы Охлон, где они были чудесным образом спасены погружением в сон, который длился почти 200 лет.