Железная дорога, построенная в 1892 году из Санкт-Петербурга до поселка Ириновка, прошла через дачный поселок Рябово. Это известное в то время дачное место сейчас находится в центре современного Всеволожска, который стал называться городом лишь в 1963 году. В 1903 году возле станции начали строить часовню по проекту арх. В.Д. Николя. Часовня эта получилась очень большой – площадь 138 кв.м, и еще до ее освящения прихожане направили прошение о переоборудовании часовни в церковь. Прошение удовлетворили, и 30 октября 1904 года церковь была освящена во имя Святой Троицы. В 1905 году церковь была расширена архитектором П.П. Соколовым.
В советское время. В 1938 году церковь закрыли. После войны, в июне 1945 года службы были возобновлены. В то время это был один действующий храм на весь район.
Информация: Земля Невская православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Ю.Черемская, Г. Райков Санкт-Петербург – Тихвин (иллюстрированный путеводитель). Тихвин.: Издательская служба Тихвинского Богородичного мужского монастыря, 2006
Станция Рябово находилась на пересечении современных Всеволожского и Октябрьского проспектов райцентра. Вблизи железной дороги шло строительство дач; население этих мест значительно увеличилось. Благодаря живописному расположению и удобному сообщению с Петербургом поселок Рябово стал популярным местом отдыха жителей столицы, особенно в летнее время.
Ближайший православный храм Спаса Нерукотворного Образа располагался возле имения Всеволожских, не близко — в трех километрах от станции. По просьбе местных жителей в 1903 году С.-Петербургская консистория дала разрешение на строительство часовни вблизи станции Рябово. Для постройки часовни петербургские извозопромышленники Алексей Иванович Клементьев и Сергей Калистратович Суриков пожертвовали одну десятину земли на пересечении Сергиевской и Софийской (ныне Всеволожский пр.) улиц. Проект часовни, выполненный гражданским инженером В.Д. Николя, утвердило строительное управление С.-Петербургского губернского правления в сентябре 1903 года. Вскоре после этого на средства жителей и дачников поселка началось строительство часовни.
Часовня состояла из восьмерика, перекрытого восьмигранным куполом со световым барабаном, завершающимся шатром с главкой, и прямоугольного объема с основным залом и папертью. Площадь часовни составляла 138 кв. м, она могла вместить 300-350 человек. Отапливалась тремя круглыми печами.
Строительство часовни завершили 11 августа 1904 году, а освятили ее 30 октября 1904 года. Еще до освящения прихожане направили в Петербургскую консисторию прошение о разрешении переоборудовать часовню в церковь. Перестройка была осуществлена по проекту гражданского инженера П.П. Соколова, с небольшими изменениями. Переходную часть из восьмерика в основной зал расширили, пристроили северный и южный приделы, перекрытые четырехгранными шатрами, имеющими свои главки. У основания восьмигранного шатра, над окнами барабана, добавили еще четыре небольших шатра с главками. Их силуэт дополнился невысокой звонницей над входом в церковь, увенчанной четырехгранным шатром с главкой. После перестройки церковь в плане получила форму креста. Строили ее с особым вдохновением, создавая рукотворную красоту. Фасад церкви был обшит деревом с нарядными резными наличниками и карнизами. Все восемь куполов покрыли листовой медью. Внутри храм украшали белый резной иконостас и подаренные прихожанами иконы. Престол во имя Святой Троицы и жертвенник облицевали белым мрамором. После освящения храм был приписан к церкви свв. апостолов Петра и Павла в селе Колтуши.
Первым священником, служившим в Свято-Троицкой церкви, был Владимир Иоаннович Сердюк — законоучитель Всеволожской земской школы; самостоятельный приход при храме утвержден Святейшим Синодом 4 сентября 1914 года. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Константинович Пашский, ранее служивший в церкви свв. апостолов Петра и Павла в селе Колтуши, а первым псаломщиком — Михаил Иванович Гранибовский, кандидат богословия, преподаватель Петроградского Исидоровского Епархиального женского училища. Первые настоятели — прот. Владимир Сердюк и прот. Николай Пашский, а также строители храма — С.К. Суриков и Н. Васильев, похоронены в церковной ограде. После ухода за штат о. Николая настоятелем храма утвердили протоиерея Александра Васильевича Логиневского, ранее служившего в церкви во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», состоявшей в ведомстве Военного духовенства.
За революцией последовали годы разорения храмов, осквернения святынь, преследования и истребления духовенства и монашествующих. Не избежал этой участи и Всеволожский храм. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» Всеволожская Свято-Троицкая церковь передала в исполком метрические книги, но богослужения здесь совершались пока без ограничений. В сентябре 1925 года Всеволожский исполком передал местному религиозному обществу в аренду молитвенный дом с участком площадью 5544 кв. м (в том числе — церковь, жилой дом, сарай, двор и зеленые насаждения).
В 1930-е гг. при храме трудились мантийные монахини Варвара и Неонилла, изгнанные из стен Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря.
В 1937 году был репрессирован настоятель храма протоиерей Александр Логиневский. В 1938 году храм закрыли. Здание использовали для хранения зерна. В начале Великой Отечественной войны в нем располагался мобилизационный пункт, а с 1943 года — кинотеатр.
На Воздвижение, 27 сентября 1944 года, 115 жителей Всеволожска обратились к управлявшему тогда епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову) с просьбой о содействии открытию храма. В июне 1945 года, по ходатайству верующих пос. Всеволожский, храм был вновь открыт. Без куполов, обветшавшим и опустошенным, его возвратили прихожанам. Большая часть внутреннего убранства была утрачена; в храм вернулись лишь святыни, отданные в свое время на сохранение благочестивым людям.
21 октября 1945 года Преосвященный Григорий, ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским, назначил настоятелем Свято-Троицкого храма священника Николая Владимировича Петровского, отремонтировавшего храм. 16 декабря 1945 года благочинный Пригородного округа Ленинградской епархии протоиерей Спасо-Парголовской церкви о.Александр Мошинский в сослужении о. Николая совершили освящение храма.
Общими усилиями храм ремонтировался, благоукрашался. Художники Оскар Юлиевич и Мария Юлиевна Клевер, дети известного русского живописца Ю.Ю. Клевера, Федор Иванович Томов и другие живописцы, имена которых не удалось установить, создали ряд полотен на библейские темы, украсивших храм. В 1948 году на средства, выделенные Гатчинским Павловским собором, в храме соорудили хоры с лестницей в притворе.
После Великой Отечественной войны Свято-Троицкий храм был единственным действующим на огромный район. В большие праздники, бывало, причащалось Святых Христовых Тайн до 600 человек. Второй, приставной престол, на котором совершаются ранние литургии, освящен во имя свт. Николая Чудотворца. И храмовая икона святителя Николая особо почитается прихожанами. Несколько десятилетий назад, 5 июня 1974 года, злоумышленники проникли в храм, намереваясь похитить церковную утварь и ряд икон, в том числе образ святого. Им удалось донесли икону только до середины храма, дальше они не смогли двинуться. Так святитель Николай не допустил, чтобы его образ был вынесен из храма. Оставив икону, похитители убежали, но вскоре раскаялись, вернули похищенное и рассказали о свершившемся чуде.
До 1980 года значительных ремонтных работ в храме не велось. Здание приходило вупадок и его нужно было спасать от разрушения. За дело взялся протоиерей Александр Анисимов. По мере накопления средств, без закрытия храма, в период с 1982 по 1988 гг., поэтапно произвели ремонт сруба, полов, крыши, заменили главный купол и семь главок, установили новые кресты, благоустроили территорию. В 1992 году рядом с храмом построили двухэтажный каменный церковный дом, в котором разместились Крестильня, иконная, библиотека, ризничная, трапезная.
Причиной обширной реставрации храма послужил пожар церкви. Ранним утром 29 апреля 2001 г., в Неделю святых жен-мироносиц, в храме начался пожар из-за неисправной проводки. Пламя вовремя заметили, но все же здание пострадало и от огня, и от воды. На время ремонтно- восстановительных работ богослужения совершались в небольшом, но уютном помещении Крестильни.
По материалам сайта www.keim-russia.ru
После того как в 1890 году в Петербурге заложили вокзал на Большой Охте и протянули железную узкоколейку в пригороды, началось интенсивное движение поезов, а следом — активное дачное строительство. И коль скоро число дачников в посёлке Рябово стремительно росло, по их просьбам в 1903 году было решено строить неподалёку от одноимённой станции первую часовню. Двое столичных предпринимателей, занимавшихся частным извозом, — Алексей Клементьев и Сергей Суриков — пожертвовали под будущую часовню земельный надел. Осенью проект храма был утверждён, а местные дачники тем временем, собрали необходимую сумму денег, и уже в августе 1904 года новоиспечённый храм был освящён в честь Святой Троицы.
Основу здания часовни составили восьмерик со световым барабаном, перекрытым восьмигранным куполом под шатром с главкой, и прямоугольный объём с папертью и молитвенным залом на 350 прихожан. Ещё во время строительства прихожане вознамерились переоборудовать часовню в полноценную церковь. После получения разрешения от столичной Консистории перестройка была осуществлена по проекту Петербургского губернского правления, гражданского инженера Павла Соколова. Расширив переход между восьмериком и основным объёмом, к зданию пристроили северный и южный приделы под четырёхгранными шатрами с главками, а у основания восьмигранного шатра, что над окнами барабана, добавили ещё две пары малых шатров, тоже с главками. После постройки небольшой надвратной звонницы под шатром с главкой Троицкая церковь в плане окончательно приняла форму креста. Восемь куполов покрыли листовой медью, чтобы сверкали на солнце и были видны издалека, а стены обшили деревом, украсив резными фигурными наличниками и карнизами.
Внутреннее убранство состояло из резного белого иконостаса и икон, пожертвованных прихожанами. Гордостью храма были главный престол во имя Святой Троицы с жертвенником, который мастера искусно облицевали белым мрамором. Первые настоятели храма — протоиереи Владимир Сердюк и Николай Пашский — вместе с несколькими строителями здания удостоены чести быть погребёнными в церковной ограде. С началом революционных перемен 1917 года в жизни Всеволожской церкви начались новые времена. Справедливости ради стоит отметить, что большевистские власти отнеслись к этому храму щадяще, лишь изъяли церковные метрические книги, но богослужения не прерывали.
Осенью 1925-го прихожанам даже удалось взять в аренду у Всеволожского исполкома весь прицерковный участок, включая жилые и хозяйственные постройки. Беды пришли позже: по ложным обвинениям в антисоветской и религиозной пропаганде были репрессированы настоятель храма протоиерей Александр Логиневский и церковный староста Василий Субботин.
Храм закрыли в 1938 году, и до начала Великой Отечественной войны его помещение использовали в качестве зернохранилища. Затем тут развернули мобилизационный пункт, а когда в 1943-м фронт откатился далеко на запад, Божий дом приспособили под кинотеатр. Но уже год спустя сотни наиболее уважаемых жителей округи обратились к управлявшему епархией архиепископу Григорию (Чукову) с просьбой помочь снова открыть их родной храм. Это удалось сделать на волне народного ликования спустя месяц после великой Победы. Более этот храм уже не закрывался. Постепенно он был отремонтирован, утраченное внутреннее убранство восполнено, и богослужения продолжаются здесь по сей день.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 410 (2020). ООО «Де Агостини».