Церковь Рождества Богородицы в селе Вселуки, согласно составленной в 1887 году метрике, строилась с 1830 по 1844 год. Разрешение на строительство каменной церкви на берегу озера Вселуг было получено в 1820 году. Храмоздателем назван ротмистр Д.В. Игнатьев. Строительство колокольни при церкви было завершено в 1835 году, в этом же году освятили придел. Здание кирпичное, оштукатурено и побелено, выстроено с использованием форм барокко и классицизма. Четверик храма односветный. Второй ярус храма снаружи имеет форму восьмерика. В конце XIX века территория вокруг церкви была обнесена оградой.
Вселук или Вселуки (иногда пишут Вселуг) — одно из самых красивых мест в Пеновском районе. На мысу между двух озер Вселук и Пено уже почти двести лет стоит храм. Он просматривается на большом расстоянии, его белая колокольня видна даже из районного центра. И неудивительно, что деревни, из которых сформировался поселок Пено, также относились когда-то к приходу погоста Вселук.
Погост и поселение по соседству с храмом очень древние. Но напрасно искать в документах свидетельства о существовании православного храма здесь ранее конца XVI века. Ни одного упоминания о храме в погосте, давшем название целой волости Ржевского уезда, отыскать не удалось. Почему? Может быть, дело в разорении 1582 года, когда отряды поляков впервые смогли прорваться на русскую территорию «до верховьев Волги» и тогда жертвой их стал и погост Вселук? А может быть были и другие причины, но в самой старой сохранившейся Писцовой приправочной книге части Ржевского уезда 1589 года не упоминается храм в погосте Вселук, даже пустое место храма не названо.
Зато нет сомнений, что в самом конце XVI века храм был построен, и сразу как неординарное архитектурное сооружение. Писцовая книга 1624 года описывает: «За Елизаром да за Петром Михайловыми детьми Квашнина старинное отца их поместье село Вселуки на реке на Волге меж озер Вселука и Пена, а в селе церковь Николы Чудотворца да придел Изосимы и Саватия Соловецких Чудотворцев, строение отца их и деда, древяна вверх на каменное дело, да вверху придел Екатерины Христовы мученицы строение Ивана да Исайя да Тимофея Андреевых Веселицыных, а в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирских людей, а церковь стоит на государеве земле, на церковной же земле во дворе поп Матвей Васильев, место дворовое поповское, во дворе пономарь Семен Васильев, во дворе просвирница Марьица, да с нею ж во дворе дьячек Андрюшка Федоров». Из всех церквей, уцелевших после Смуты в волости Вселук, эта была самым выдающимся сооружением. Мы, к сожалению, не знаем точно, как она выглядела. Но по немногим уцелевшим на Русском Севере подобным постройкам можно сказать, что это был очень большой храм, высотой не ниже нынешнего ширковского, скорее всего пятиглавый, с обширной пристройкой, высоким наружным крыльцом на второй этаж, где располагался Екатерининский придел. Во Ржевском уезде, во второй половине XVI века было построено около двух десятков таких храмов. Мало какие из них пережили Смуту. Высокими свечами горели они в ее лихие годы, озаряя картину грабежей, убийств и насилия. Но вселуцкий храм уцелел. Этот ли самый высокий храм конца XVI века, или уже новый (скорее всего новый, потому что он позже был теплый), Никольский храм достоял до 1729 года, когда был заменен новым. Тогда в нем уже не упоминаются приделы.
В 1710 году основным храмом была уже летняя (холодная) церковь Рождества Богородицы, построенная вновь в 1742 году. В 1816 году она сгорела. Тогда, по почину помещиков Степана Григорьевича и Ивана Григорьевича Квашниных началась подготовка к строительству каменной церкви. Разрешение на постройку каменного храма было получено в 1820 году, реально строительство началось в 1830-м. В 1835 году был освящен придел, в 1844 году — главный престол. В новом храме престолов осталось три: Рождества Богородицы в холодной части храма, святителя Николая и великомученицы Параскевы Пятницы в трапезной. Существенных реконструкций в храме не было, до начала 1900-х годов приход был сравнительно небольшой — 1960 человек прихожан.
Решительные изменения в жизни села и округи принес XX век. Строительство железной дороги и станции Пено привели к резкому увеличению численности прихожан. В 1916 году их было уже свыше четырех с половиной тысяч. Хотя во Вселуках появился второй священник, возникла насущная потребность строить храм в поселке Пено. Но возвести его помешал 1917 год.
Советская история погоста Вселук не менее интересна, чем дореволюционная. Храм действовал постоянно, по-видимому, лишь в 1936-1941 гг. в нем могло не быть постоянного священника, но, как уверяли прихожане, на деле службы никогда не прекращались. В 1944 году прихожане добились разрешения на нормальное функционирование храма. Много сделал для его сохранения сын одного из вселуцких дореволюционных священников Александр Александрович Успенский. Был он учителем истории, человеком, получившим великолепное старое образование, знал несколько языков. В 1920-х годах из школы, где насаждался государственный атеизм, ему пришлось уйти и работать чернорабочим. Во время войны немцы не тронули храм, даже несмотря на то, что имели приказ взорвать его перед отступлением. Успенский смог пристыдить отвечавшего за взрыв храма немецкого офицера, не ожидавшего увидеть в грязном церковном стороже человека с высшим образованием. Не тронули храм и наши войска.
С 1946 года в храме во Вселуке служил бывший инок Ниловой Пустыни, отсидевший шесть лет в лагерях, иеромонах Иаков Иванов. Вспоминают о нем и сейчас добрыми словами. Отец Иаков скончался 3 апреля 1960 года, еще год в храме служил священник Борис Осташевский, но был переведен в январе 1961 года в другой храм. И назначить нового священника власти уже не позволили. Несмотря на многочисленные ходатайства прихожан, в том числе А.А. Успенского (он умер в 1969 году), все усилия открыть храм были тщетными. Лишь в 1994 году храм вновь открыл свои двери для верующих.
По материалам официального сайта Тверской епархии