Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Врубель Михаил Александрович. «Воскресение» (1889) (Графика). Все композиционные эскизы, исполненные Михаилом Врубелем для росписей Владимирского собора в Киеве, кроме эскизов орнаментов, были отклонены Адрианом Викторовичем Праховым, киевским археологом и историком искусства, будучи, по его мнению, несовпадающими с концепцией живописного убранства собора как «синтеза всех археологических поисков в области религиозного искусства». Врубель, напротив, ставил перед собой куда более сложную художественную задачу синтеза композиционных открытий классического искусства и подчеркнуто выразительной, экспрессивной их интерпретации. В своем письме к сестре А.А. Врубель художник поясняет: «Теперь я энергично занят эскизами к «Владимирскому собору». «Надгробный плач» готов, «Воскресенье» и «Вознесенье» почти. Не думай, что это шаблоны, а не чистое творчество».
Живописцы, работавшие вместе с Врубелем над росписями Владимирского собора, спустя годы, будут вспоминать открытия Врубеля, сделанные в эскизах. Вот, что пишет Михаил Нестеров в своем очерке «Врубель и Серов»: «<…> Врубель вышел совершенным, самостоятельным творцом таких тем, как «Воскресение Христово», «Положение во гроб». Евангельская трагедия оживала здесь в потрясающих сердце, незабываемых образах, положениях, и если можно где найти подобное – это у таких мастеров, как Мантенья, или в эскизах нашего гениального Александра Иванова».
Но именно этот лист одновременно является свидетельством поворота в художнической судьбе Врубеля. Помимо страданий Спасителя, Его смерти, оплакивания, погребения и Воскресения, появляется и постепенно становится ведущей тема Демона (на обороте листа – одноименная композиция). Как писал сам Михаил Александрович: ««Демон» мой за эту весну тоже двинулся. Хотя теперь я его и не работаю, но думаю, что он от этого не страдает и что по завершении соборных работ примусь за него с большей уверенностью и потому ближе к цели».
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва