Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А.И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А, Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834г.
Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма «под звоном». Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Портики восстановлены И.И. Вороновым в1970 г. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан — ложными, выполненными в дереве сводами.
Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит.
Текст о Воздвиженской церкви в каталоге, взятый из книги «Памятники архитектуры Московской области», вып. 2, неточен. На момент передачи церкви оскверненного храма оставался только каркас иконостаса. Никакой резьбы там не было в помине. В храме хранили зерно, в подвале — картошку. Резьбу выполнил прихожанин — Павел Васильевич — на добровольных началах, как и многие жертвователи и благоукрасители. Настоятель храма протоиерей о. Андрей (Крашенинников) много потрудился для восстановления храма. Теперь его стараниями восстановлен и освящен придел Алексия Человека Божия, расположенный на хорах (довольно редкий приём в архитектуре). Батюшка собрал большой исторический материал. Село Воздвиженское известно с XIV-XV вв. Здесь останавливался св. кн. Димитрий Донской на пути из обители Преподобного Сергия на Куликово Поле. Воздвиженское было последним «станом», остановкой царских поездов во время «Богомольных походов к Троице». Здесь Михаил Фёдорович Романов построил новый путевой дворец.
Новую каменную церковь освятил 29/11 октября 1847 г. святитель Митрополит Московский Филарет (Дроздов), о чем сохранилась надпись в алтаре на горнем месте.
Церковь закрыли в 1937 г., а настоятеля иеромонаха Гедеона расстреляли в Бутово в один день с о. Кронидом — последним настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.
Новая община собралась в 1990 г. 8 декабря 1990 г. была совершена первая Литургия. Ежегодно 18 июля (в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского) совершается Крестный ход из Воздвиженского в Радонеж, на источник Преподобного.
Село Воздвиженское (Здвиженское) стана Радонеж и Бели Московского уезда (до XVIII в.) и Дмитровского уезда (до 1917 г.) известно с XIV века. Село связано исторически и топографически с древним городом Радонежем и находилось на Большой Переславской дороге (ныне старое Ярославское шоссе). По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал Св. Великий князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении.
Деревянная церковь во имя Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, по которой и получило название село, была основана, по преданию, еще во время преп. Сергия Радонежского. Он сам на месте языческого жертвенника поставил крест, а спустя некоторое время здесь построил церковь. В селе существовал издавна царский деревянный путевой дворец, каменный фундамент которого в начале XIX века был разобран и употреблён на постройку каменной церкви. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в Троице-Сергиев монастырь. Накануне праздника Преподобного в храме служилась литургия, на которой присутствовал царь, и «Троицкие власти с образами и хлебами били челом государю пожаловать к празднику к Сергию Чудотворцу». К 1470 г. при Иване III воздвиженская личная усадьба Великого Князя представляла собой большое село с приписанными к ней четырьмя десятками деревень и пустошей. В XVI веке село стало использоваться сначала великим князем Василием III, а затем его женой Еленой Глинской с сыновьями в качестве места отдыха при богомолье к Троице. Согласно одной из легенд, в 1529 г. отец Ивана Грозного Василий III «по обещанию своему для бездетства пошел пеш к Троице в Сергиев монастырь с великой княгинию Еленой … близ монастыря … видит … идёт чернец прямо к ней .. и прииде близ ея и кинул в нея младенцем … И прииде в Москву, зача великого князя Ивана и роди в лето 7038». В ходе этих событий князь, несомненно, останавливался на отдых со своей молодой женой в Воздвиженском.
Из летописи известно, что 10-летний Иоанн (будущий Грозный) осенью 1540 года останавливался в Воздвиженском. А в 1547 году его царице Анастасии было видение Живоначальной Троицы близ д.Рязанцы, где был по указу царя, поставлен крест на том месте, где некогда останавливался Св.Стефан, епископ Пермский. В царствование Феодора Иоанновича в церковь была помещена храмовая икона «Воздвижение Креста Господня», сохранившаяся по сей день в Сергиево-Посадском музее. Неоднократно останавливался во дворце Борис Годунов, сопровождаемый пышной свитой. В августе 1606 году опальная царица Марина Мнишек с отцом и свитой под конвоем стрельцов ночевала в селе. В смутное время Воздвиженское было разорено, но уцелело. Ян Сапега и Лисовский квартировали здесь со своими войсками. На полях между Воздвиженским и селом Рахмановым 2 октября (н.ст.) 1608 г. была кровавая битва литовцев с московским войском Василия Шуйского, где последние потерпели сильное поражение. 19 августа 1612 ополчение Минина и пожарского проследовало через Воздвиженское к Москве с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. По пути из Костромы в Москву в 1613 г. здесь останавливался новоизбранный царь Михаил Федорович Романов. Хоромы, сохранившиеся от прежних царей, послужили ему местом ночлега. В сентябре 1623 г., на пути из Троице-Сергиева монастыря, Михаил Федорович Романов с ближними боярами, среди которых были Шереметьев и князь Д.И.Пожарский, праздновали новоселье в путевом дворце. В состав государева двора входила церковь Воздвижения Креста Господня, имевшая два придела. Об этом говорят надписи на древнейших богослужебных сосудах, ныне хранящихся в Лаврской ризнице: «вкладу царя Михаила Федоровича и их Благородных чад сделан сосуд в село Воздвиженское в церковь Воздвижения ко Алексию божью человеку в приделе Николе Чудотворцу Лета 7133/1615/ году». В июле 1652 г. в Крестовоздвиженском храме состоялась торжественная встреча мощей Святителя Филиппа (Колычева), переносимых из Соловков в Москву. В 1656 г. при царе Алексее Михайловиче здесь побывал Антиохийский патриарх Макарий. Его спутник архидиакон Павел Алеппский записал: «…прибыли в село по имени Здфижни, принадлежащее царю, с обширным дворцом, садом и большим озером, и с деревянной церковью…»
По данным метрических книг, храм имел два притча, один из которых при Алексеевском приделе, был «ружным», т.е. содержащимся от государственной казны. Из предметов XVII века сохранилась храмовая икона «преп. Алексия человека Божия», резные Царские врата и расписные жестяные брачные венцы, хранящиеся в Сергиево-Посадском музее. В с. Воздвиженском нашли свое завершение трагические события, легшие в основу шедевра русской музыки, оперы М.Мусоргского «Хованщина». 30 сентября (н.ст.) 1682 г. в день именин царевны Софьи, на сельской площади был зачитан смертный приговор начальнику Стрелецкого приказа князю Ивану Андреевичу Хованскому и его сыну Андрею. «И хотя в то время не получилось прямого заплечного мастера, тотчас сыскав из Стремянного полка стрельца, приказали ему немедленно тех князей Хованских вершить, головы их отсечь». В 1689 г., по приказу 17-летнего Петра, царевна Софья была остановлена в Воздвиженском и отправлена в Новодевичий монастырь, где по обвинению в причастности к новому стрелецкому восстанию была пострижена в монахини и содержалась до смерти под строгим наблюдением. В сентябре 1684 г. во время пребывания Петра с матерью в Воздвиженском, случился пожар: «… подложили огонь под его покой и спальню…», происками Федьки Шакловитова. По проекту В.Обухова построен новый путевой дворец, общей длиной 57 м, состоящий из 6 светлиц с сенями. Его украшали изразцовые печи, стены были обиты материей. В 1750 г. по указу Елизаветы Петровны архитектор А.П.Евлашев построил новый дворец, в новом вкусе, площадью 75х70 м, но через три года он сгорел с частью хозяйственных построек. Не сохранился сад и ягодники, посаженные по указу императрицы. О существовании некогда дворца в с.Воздвиженском напоминала лишь его церковь. Воздвиженская земля хранит в себе многочисленные археологические свидетельства о давно минувших событиях. В 1784 г. храм сгорел вместе со всем селом.
Предположительно, первая деревянная церковь в селе возникла во времена преподобного Сергия, который на месте языческого жертвенника, находившегося неподалеку, поставил крест. Село Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная литургия в присутствии царя.
В XVII в. деревянная церковь в честь Воздвижения Креста имела два придела: во имя святого праведного Алексия, человека Божия, и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.
1 января 1784 г. церковь сгорела, однако утварь, иконы и колокола были спасены. 14 сентября 1786 г. новопостроенный деревянный храм с Алексиевским приделом освятили. Он просуществовал до 1869 г., после чего его разобрали, построив на месте алтаря часовню, простоявшую на кладбище до 1930-х гг.
В 1823 г. дворянин Николай Саломирецкий подал прошение «о разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами» в Воздвиженском. Строительство остановилось из-за недостатка средств. Новая владелица села А.И. Муханова понесла немалые убытки, так как «трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили снова разобрать ее до основания. Лишь московский губернский архитектор Д.Ф. Борисов построил здесь каменную церковь. 29 сентября 1847 г. святитель Филарет, митрополит Московский, освятил ее. В 1855 г. были подняты колокола. Алексиевский придел за недостатком средств устроили только в 1885 г.
В 1931 г. настоятелем стал иеромонах Гедеон (Смирнов), насельник Троице-Сергиевой Лавры, арестованный и расстрелянный в 1937 г. на полигоне в Бутово.
В 1932 г. были сброшены семь колоколов, самый большой — 120 пудов. Храм после закрытия разграблен. В конце 1970-х гг. церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника.
В 1990 г. храм возвращен Церкви, в нем начались богослужения. В 1992 г. на месте алтаря деревянного храма установили пятиметровый крест.
За прошедшие годы храм покрашен снаружи, перекрыта кровля, восстановлена ограда, налажено отопление и освещение. Художник П.В. Пашков выполнил резьбу главного иконостаса и разработал проект иконостаса придела. Написаны иконы, приобретена утварь, получены в дар колокола, самый большой из них — 250 кг. К 150-летию храма в 1997 г. за одно лето отремонтировали почти весь интерьер.
К храму приписана молитвенная комната-часовня святого великомученика Пантелеимона при военном госпитале. Действует воскресная школа как кружок при Доме офицеров в Сергиевом Посаде-6.
В двух верстах к востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии преподобного Сергия как место, где останавливался просветитель зырян святитель Стефан Пермский. До революции сюда совершался крестный ход из села, и крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е гг. часовню уничтожили. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. 9 мая 1996 г. у обочины дороги установили и освятили крест в память 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского.
Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=746
Точное время возникновения в селе церкви во имя Воздвижения Креста Господня неизвестно. Согласно легенде, сам прп. Сергий Радонежский на месте языческого капища поставил крест, и спустя некоторое время свои купола вознесла к небу и церковь. В результате археологических раскопок в начале 1990-х годов в районе первоначальной церкви были выявлены надгробия из валунного камня, датированные С. З. Черновым ХV-ХVI вв. Из этого можно сделать вывод, что церковь в селе появилась не позже указанного времени. В правление царя Фёдора Иоановича в церкви имелась храмовая икона — изображение сцены Воздвижения Честнаго Креста Господня, хранящаяся в настоящее время в СПИХМЗ.
В 1644-1645 гг. храм имел два придела: прп. Алексия, человека Божия, и свт. Николая Чудотворца. Этот вывод можно сделать из надписей на серебряных позолоченных богослужебных сосудах «вкаладу царя Михаила Федоровича и его благоверной царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны и их благодарных чад сделан сосуд в село Воздвиженское в церковь Воздвижению ко Алексию Божиему человеку в приделе Николе Чудотворцу Лета» и на кадиле «Повелением великого государя царя и великого князя всея Руси самодержца Михаила Федоровича и его благоверной царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны и их благородных чад сделано кадило в село Воздвиженское в церковь Воздвижению в приделе Николе Чудотворцу», находящихся в настоящее время в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
В 1710 году в селе значилась деревянная церковь Воздвижения Честнаго Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. По указу императрицы Анны Иоановны, в 1730 году церковь была отремонтирована, а её крыша покрашена. По описям села 1735 года, церковь Воздвижения Креста Господня была деревянной и имела паперть, трапезную и колокольню с пятью колоколами. Над дверьми в паперть висела икона Живоначальной Троицы, а внутри её с правой строны — Богоматери Одигитрии, блгв. Бориса и Глеба, свт. Николая Чудотворца и прп. Михаила Малеина. Внутри церкви располагался иконостас с расписанными красками Царскими вратами, имевшими гладкие позолоченные столбцы. На северных дверях имелось изображение архидиакона Стефана, а на южных — диакона Филиппа. При церкви имелся придел прп. Алексия, человека Божия. В нём находился иконостас с расписанными красками Царскими вратами, по обе стороны от которых находились иконы местного чина: справа — Спасителя с серебряными позолочеными венцом и цатой и прп. Алексия, человека Божия, с серебряными венцом и гривенкой, а слева — образа Владимирской Богоматери с серебряными позолоченными венцом и цатой, а также мч. Феодота и вмч. Феодора Стратилата. Над царскими вратами размещался двухъярусный тябловый иконостас, в нижнем ярусе которого были иконы деисусного чина, а в верхнем — праздничного чина. В расписных книгах отмечено также, что вся церковная утварь находилась под охраной священников и прихожан, а «оные служащие церковные числятся на руге» и «имеются на пашне церковной».
В 1737 году в церкви была перекрыта кровля и в том же году в неё была прислана новая церковная утварь, а в 1742 году были отремонтированы кресты на главах. Согласно донесению Михаила Алексеева, священника церкви прп. Алексия, человека Божия, от 1755 года, из-за ветхости храма службы производить стало невозможно. В связи с этим в Воздвиженское для описи ветхостей и составления сметы на ремонт от Дворцовой канцелярии был направлен архитектуры поручик В. И. Кафтырев, которым была отмечена особая ветхость паперти «длиною восемь сажень один аршин» и примыкающего к ней рундука «о семи ступеней». По его сообщению, также «в церкви иконостас подлежит по прежнему расписать. 23 Мая 1756 г. утварь из Алексиевской церкви перенесли в Воздвиженскую. 13 июня того же года все ветхости, кроме иконостаса, были исправлены, а к 13-му ноября — поновлены иконостас и образа. 20 июля 1756 года. Дворцовой канцелярией в храм была прислана церковная утварь: риз, патрахелей и воздухов по две штуки, а также Шестоднев, месячные Минеи на год, Требник, Глосарь, Апостол, кадило и прочее.
По описи села 1763 года, в селе Воздвиженском стояла деревянная ветхая церковь во имя Воздвижения Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. Она представляла собой храм с главою, увенчанной деревянным, обитым жестью крестом и железными цепями. К храму примыкала паперть со сходом в пять ступеней, к которой в свою очередь примыкал имеющий шатровую белёную кровлю рундук с двумя ступеньками. Паперть имела четыре окна, а вход в неё закрывался железными дверьми. Все элементы здания, за исключением облачённой в чешую главы церкви, были покрыты тёсом в два слоя. В описи также сказано, что «в оном же селе приходская церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, а церковная утварь под охранением священника и приходских всех людеи».
28 февраля 1784 года в Дворцовую канцелярию и Духовную консисторию от священника Якова Иванова и прихожан пришли донесения, согласно которым 1 января 1784 года церковь Воздвижения с приделом прп. Алексия, человека Божия, и колокольня сгорели, однако «церковная ж утварь, святые образа и колокола от пожара сохранены». Донесение заканчивалось просьбой построить на месте сгоревшей новую церковь, «употребя на это построение елико возможно приходской сбор». Прихожане выразили также готовность помочь деньгами и материалами, но по мере возможности, так как сами крестьяне «в 1781 году все без изъятия претерпев пожарное разорение не могут и доныне справиться со своим домостроительством».
На построение нового храма 1 марта 1786 года архиепископом Московским и Калужским Платоном (Левшиным) была дана благословенная грамота. Однако, в связи с участившимися пожарами деревянных строений, Дворцовой канцелярией совместно с Духовной консисторией было принято решение о строительстве каменной церкви. Видя, что строительство каменного храма затягивается, 24 сентября 1784 года архиепископ Платон утвердил вновь разработанный по его наказу план деревянной церкви и послал в Воздвиженское сообщение, в котором говорилось, что дозволяется жителям села новую «церковь построить, если смогут оную соорудить пристойную дворцовому селу и большой дороге, следовательно, подлежит прежде Его Высокопреосвященства утверждение плана, а потом уже с обстоятельством представить канцелярии». К осени 1786 года храм был почти полностью построен, а 14 сентября состоялось освящение придела прп. Алексия, человека Божия. 27 марта 1834 года имение приобрела дочь действительного статского советника Александра Ивановна Муханова.
23 июля 1835 года был подписан указ о построении церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделами прп. Алексия, человека Божия, а 8 августа того же года митрополитом Московским святителем Филаретом (Дроздовым) была дана новая благословенная грамота с дозволением употребить церковные суммы. Церковная постройка 1825-1826 гг. была разобрана на материалы, с использованием которых подрядчик начал строительство нового храма. В 1836 году А. И. Муханова поручила архитектурный надзор за строительством архитектору И. Т. Таманскому, предложившему ей заключить договор со знакомым ему подрядчиком, казённым крестьянином В. Г. Рамазановым. Однако качество постройки оказалось неудовлетворительным, и в сентябре 1836 — апреле 1838 гг. Московской духовной консисторией производилось следствие о трещинах в стенах строящейся вновь церкви. 8 апреля 1837 года А. И. Муханова и крестьянин Е. И. Феклистов заключили контракт на разборку храма постройки 1835-1836 гг. со сроком исполнения до 25 июня того же года и строительство новой церкви. Согласно контракту, основные каменные работы следовало закончить к 15 октябрю 1838 года, возведение купола — не позднее апреля-мая 1839 года.
В клировых ведомостях 1839 года отмечалось, что в 1838 году церковь «каменной кладкой окончена, внутри оштукатурена, рамы, двери деревянные готовы, но без стёкол и не вставлены на свои места». Внутренняя отделка храма продолжалась ещё восемь лет, и лишь 29 сентября 1847 года свт. Филарет освятил церковь. Вплоть до закрытия храма в его алтарной части в память об этом событии сохранялся на горнем месте «амвон полукруглый обшит красным сукном» — табуретка, на ней подушка обшита белым атласом и вышиты разноцветными шелками слова: «Филарет митрополит Московский 1847 года сентября 29 дня».
13 мая 1864 года в храме произошёл пожар, и богослужение пять лет совершалось в деревянной церкви. Алексиевский придел за недостатком средств был устроен только в 1885 году. В 1869 году по распоряжению митрополита Московского святителя Иннокентия (Вениаминова), деревянная церковь была упразднена, разобрана, а на её месте в том же году из ещё пригодных для строительства материалов деревянной церкви (по преданию — из алтарной части) была сооружена часовня. Во второй половине 1920-х годов часовня была разобрана на дрова.
В годы гонений на веру Крестовоздвиженская церковь разделила скорбную участь десятков тысяч храмов и монастырей. Последний настоятель храма иеромонах Гедеон (Смирнов) был расстрелян на полигоне в Бутово 10 декабря 1937 года. Святыни храма были расхищены и уничтожены. Немногие сохранившиеся предметы ныне находятся в экспозиции Сергиево-Посадского музея. Здание бывшей церкви долгое время использовалось под колхозный склад и в конце 1950-х гг. пришло в аварийное состояние. В конце 1970-х гг. фасад здания был отреставрирован, и храм был передан Загорскому музею, но так и не использовался им.
В 1990 году образовался православный приход при Крестовоздвиженском храме, и его настоятелем был назначен священник Андрей Крашенинников. Первая литургия в храме была совершена 7 декабря 1990 года. В 1997 году было закончено восстановление центрального иконостаса и завершён ремонт интерьера. В 2003 году воссоздан придел прп. Алексия, человека Божиего. В 2008 году был приобретён большой колокол весом 700 кг и недостающие колокола для звонницы. В 2010 году возле Крестовоздвиженского храма по проекту реставрационной мастерской «Русская архаика» была построена бревенчатая крестильная часовня в честь прмч. Кронида (Любимова). В 2013 году под руководством опытных реставраторов был расписан купол храма.
Из журнала «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №1, 2019 г.
На старинной дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру, раскинулось на небольшом холме село Воздвиженское. Привычный глазу русский пейзаж: речушка, сосны на круче и скромная церковь. Но мало кто знает, что воздвиженская земля хранит в себе многочисленные свидетельства о давно минувших днях и эпохальных событиях. Село Воздвиженское известно с ХIV века. Оно связано исторически и топографически с древним Радонежьем и находилось на Большой Переславской дороге. По преданию, в 1380 году на Воздвиженском холме по пути к преподобному Сергию за благословением на Куликовскую битву отдыхал великий князь Димитрий Иоаннович (позже звавшийся Донской). В селе был построен царский путевой дворец, каменный фундамент которого в начале ХIХ века был разобран и использован при постройке каменной церкви. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских «Богомольных поездов к Троице». Из древних книг известно, что 10-летний Иоанн (будущий Грозный) осенью 1540 года останавливался в Воздвиженском. Неоднократно отдыхал во дворце Борис Годунов, сопровождаемый пышной свитой. В августе 1606 года ночевала в селе опальная царица Марина Мнишек.
В 1612 году ополчение Минина и Пожарского проследовало через Воздвиженское к Москве с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. По пути из Костромы в Москву в 1613 году здесь останавливался новоизбранный царь Михаил Фёдорович Романов. В состав государева двора входила тогда деревянная церковь Воздвижения Креста Господня, имевшая два придела. Из предметов ХVII века сохранилась храмовая икона преподобного Алексия человека Божия, резные царские врата и расписные жестяные брачные венцы, которые ныне хранятся в музее Сергиева Посада. События, произошедшие в Воздвиженском, легли в основу оперы М. Мусоргского «Хованщина». 30 сентября 1682 году, в день именин царевны Софьи, на сельской площади был зачитан смертный приговор начальнику Стрелецкого приказа князю Ивану Андреевичу Хоанскому и его сыну Андрею. В 1689 году семнадцатилетний Пётр предъявил свои права на престол. Между юным царём и его сестрой правительницей Софьей началась т. н. «война» за верховенство. После неудачной попытки Софьи поднять восстание против Петра, она выехала в Троице-Сергиев монастырь на переговоры. Доехав до Воздвиженского, остановилась в путевом дворце и просила Петра вернуться в Москву, имея тайное намерение убить его. Но верные царю люди отправили Софью в Москву, в Новодевичий монастырь, где она была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны. Этот эпизод ярко описан в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый».
Церковь, что сохранилась в Воздвиженском, относится к более позднему времени, а именно к веку ХIХ-му. История постройки каменной церкви началась с прошения дворянина Николая Саломирецкого в Духовную консисторию в 1823 году, которое начиналось следующим заголовком: «О разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами». Спустя некоторое время, после возведения святыни, стройка остановилась из-за недостатка средств. Новой владелице села А. И. Мухановой, дочери действительного статского советника, продолжение строительства храма принесло немалые убытки, так-как «Трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили разобрать её до основания. Лишь, после составления московскими губернскими архитекторами Дмитрием Фомичём Борисовым и Фёдором Михаиловичем Шестаковым, проекта нового храма, и последующего сооружения церкви в 1838-1847 гг., сельская святыня была отстроена. 29 сентября 1847 году митрополит Московский Филарет Дроздов освятил сей храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1855 году были подняты колокола, подаренные благотворителями. Алексеевский придел за недостатком средств был устроен только в 1885 году, после чего его освятил священник Гордий. Крестовоздвиженская церковь в селе Воздвиженском причислена к выдающимся произведениям московского ампира.
Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма «под звоном». Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точёной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала. После октябрьской революции, храм продолжал действовать вплоть до 1930-х годов. В 1932 году были сброшены 7 колоколов, среди которых был и 120-пудовый. Куда увезли звоны, история умалчивает. Храм после закрытия в 1937 году был разграблен и осквернён. Подвал церковного здания местный колхоз занял под картофелехранилище, а в самом храме был зерносклад. Лишь в конце 1970-х годов храм был поставлен на государственный учёт и частично отреставрирован. После ремонтных работ в нём был размещён филиал Загорского музея-заповедника. Здесь стоит упомянуть, что во время реставрационных работ были восстановлены портики с колоннами дорического ордера.
В 1990 году храм был возвращён РПЦ. 27 сентября в престольный праздник Воздвижения Креста Господня новым настоятелем иереем Андреем Крашенинниковым был отслужен первый молебен после долгих годов запустения. 7 декабря была совершена первая Божественная литургия. Трудами художника П. В. Пашкова выполнена резьба главного иконостаса и разработан проект иконостаса придела. Написаны иконы, приобретена утварь, получены в дар колокола, самый большой из которых — 250 кг. К 150-летию храма в 1997 году за одно лето был отремонтирован весь интерьер, кроме купольной росписи. Ежегодно 18 июля, в день обретения мощей преподобного Сергия, совершается из Крестовоздвиженского храма крестный ход в село Радонеж для совершения совместного молебна с духовенством Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
Из журнала «Культурное наследие», №41 от 15 апреля 2010 года.