Усадьба Е.В. Татищева на Петровском бульваре представляет собой один из ценных историко-архитектурных ансамблей Москвы эпохи классицизма, она является объектом культурного наследия федерального значения. Это один из первых градостроительных ансамблей, развернутых по линии бывшего проезда вдоль стен снесенного Белого города. Главный дом владения был выстроен в лучших традициях русского классицизма. Планировка усадьбы была весьма выразительной. Уличные фасады боковых флигелей, расположенных симметрично относительно главного дома, повторяли друг друга, однако, планировочная структура их была различна. Усадебный двор за домом был окружен корпусами служб, которые скрадывали неправильную форму участка.
От наследников Татищева владение перешло около 1850 года к известному предпринимателю, очень состоятельному человеку Льву Катуару. По его инициативе архитектором А.С. Каминским ансамбль был перестроен. В 1899 году Катуар умер. Впоследствии усадьбой владели, кроме вдовы, его дети и внуки. В восточном флигеле (строение 3) находилась квартира А.Л. Катуара. В этом же флигеле впоследствии скончался композитор и педагог Г.Л. Катуар.
Восточный флигель – образец жилого здания городской усадьбы последней четверти XVIII века, перестроенного в середине XIX века, сохранившего частично классический декор.
Изначально восточный флигель, подобно парному западному, имел уличный фасад в 4 оси, но был значительно уже и получил со двора пристройку изломанной Г-образной конфигурации (строение 4). Такая форма была обусловлена линией восточной границы усадьбы. Проектом Каминского по реконструкции усадьбы перестройка восточного флигеля не предполагалась. Однако фактически она произошла: на последующих генпланах участка восточный флигель показан более протяженным. Примыкающие к нему дворовые строения также раздвинулись к востоку, но оставались одноэтажными.
В 1914 году дворовая пристройка стала двухэтажной, появился новый входной тамбур, к торцу примкнул одноэтажный объем. Первый этаж и подвал здесь имеют своды Монье. Сохранились чертежи проекта перестройки дворовой части флигеля с фасадом в стиле неоклассики архитектора З.И. Иванова. Предполагалось оштукатуривание объема с выполнением гребней и лепных украшений, но, судя по всему, этого сделано не было. Фасад остался скромным и неоштукатуренным. Единственное его «украшение» — невысокий центральный фронтон.
После революции флигель использовался под коммунальное жилье, затем под поликлинику. В 1977 году уличная часть флигеля отошла институту рефлексологии, дворовая – детскому саду, который работает здесь до сих пор. Флигель – объект культурного наследия федерального значения.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Материал с портала «Узнай Москву»