Кино и Господь
Нет ничего лучше хороших мемуаров, ну вы уже знаете, если читаете этот блог. На этой неделе в моем меню воспоминания Александра Ханжонкова, выдающегося кинодеятеля, буквально главного киномагната Империи. В 1940-х, принимая во внимание его роль в истории кино, советская власть разрешила к выпуску его мемуары (во вступлении немного набросив снисхождения на вентилятор), но тем не менее книга вышла.
Тут просто кладезь фактов о зарождении отечественного кинематографа, о том, как был устроен прокат, рынок, кто там оперировал. А для затравки вот цитата о том, как Ханжонков, решивший строить студию на Саввинском подворье в Москве добивался разрешения архиерея:
«С экономом удалось быстро договориться. Согласие строительной конторы было получено, оставалось дождаться разрешения архиерея. Но оно задержалось по «серьезным» мотивам: архиерей считал «синематограф» делом «греховным». Пришлось уговорить архиерея лично просмотреть картины и убедиться в том, что в них нет ничего греховного. Архиерей согласился с условием, что кроме меня и (механика в конторе никого не будет. ‘Сеанс закончился нашей победой.
Мы показали архиерею лондонскую программу, хранившуюся у нас для детских сеансов. Она состояла из «Черной красавицы», «Нила ночью» и видовых наших картин.
Почтенный старец видел кино впервые в жизни. Он был совершенно потрясен и все бормотал что-то непонятное. Когда сеанс был окончен, он со слезами на глазах воскликнул:
—До чего господь может умудрить человека!».
Ещё вернусь к вам с цитатами из этой книги, уж больно хороша!