Воскресенское Новое. Церковь Воскресения Христова.

НОВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ (НОВОВОСКРЕСЕНСКОЕ), ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, 1-я треть 19 в.
Находится в живописном месте на возвышении среди деревьев, замыкает перспективу главной улицы. К югу от церкви протекает р. Добрица. Построена в 1827 г., кирпичные стены оштукатурены по обмазке. Вокруг церкви расположено сельское кладбище, окруженное в сер. 19 в. кирпичной оградой (сохранились ее фрагменты) с воротами. Пример крупного сельского храма в стиле позднего классицизма.
Церковь. Доминирующий в композиции основной объем состоит из четверика, который несет крупную купольную ротонду с миниатюрной главкой и четыре глухих угловых барабана с аналогичными завершениями. К четверику примыкают чуть более узкие прямоугольные объемы: алтарь, ориентированный по оси север—юг, и большая, продольно ориентированная трапезная с притвором; последний соединен с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Все объемы подчеркнуто монументализированы широкими поясами антаблемента и высокими аттиками (кроме трапезной). В убранстве фасадов использованы формы тосканского ордера. Боковые стены четверика и восточная стена алтаря украшены крупными портиками с четырьмя трехчетвертными колоннами и треугольными фронтонами; уменьшенные подобные двухколонные портики оформляют нижние ярусы колокольни. В интерколумниях больших портиков помещены прямоугольные проемы (окна и боковые входы), дополненные арочными архивольтами. Между арочными окнами ротонды расставлены плоские пилястры. В тимпанах фронтонов четверика сохранились небольшие фрагменты фресковой живописи.
Внутри основной объем храма благодаря заполненным углам имеет форму восьмиугольника с узкими диагональными гранями. Он перекрыт сферическим куполом на парусах; алтарь — полулотком; трапезная — сомкнутым сводом с распалубками над окнами; притвор — коробовым сводом. В окнах сохранились кубоватые решетки, в дверных проемах — двустворчатые решетчатые двери ампирного рисунка с крупными кругами в окружении волют на фоне вертикальных прутьев. Клеевая живопись 1-й пол. 19 в. — характерный пример стиля классицизма. В своде фрагментарно сохранилась «Новозаветная Троица», выдержанная в фиолетово-коричневых тонах, между окнами барабана — апостолы на фоне охристых колонн. К этому же времени относятся гризайльные колонны на стенах четверика.
Во 2-й пол. 19 в. эти изображения были прописаны маслом, а композиции в четверике выполнены заново. Роспись типична для позднеакадемической манеры. В цветовой гамме преобладают бледно-голубые, ярко-синие, коричневато-серые тона. Сохранились евангельские композиции в люнетах и полуфигуры святых над окнами. Псевдобарочный орнамент украшает склоны арок и изображения евангелистов на парусах.
Ворота типичны для подобных сооружений области в формах эклектики. Их средняя повышенная часть, завершенная пологим щипцом с главкой в вершине, прорезана широкой аркой проезда. Аналогичную композицию имеют и калитки по сторонам. Фланкирующие проемы пилоны, также завершенные щипцами, декорированы стройными рустованными лопатками, объединенными поверху арочкой. Над проездной аркой помещен киот в наличнике с щипцовым верхом.
Беляев, 1863, с. 214. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 643-644

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?