Церковь одна; три престола: в настоящей летней — Воскресения Христова, а в трапезе зимней правый престол — во имя Сретения Господня, левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Зданием каменная, с таковою же при ней колокольнею. Праздник храмовый Воскресения Христова празднуется 13 сентября. Воскресенско – Сонохотский приход древний, о нем упоминается в ревизских сказках 1627 г.
По ветхости храма в 1799 г. 2 сентября разрешено было устроить церковь каменную. В 1801 г. была произведена закладка каменной трапезы для зимней церкви и в 1802 г. освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1803 г. освящен придел Сретения Господня. Кладка летнего храма начата с 1808 г., окончена стройка в 1816 г. Все устроено тщанием прихожан.
В 1903 г. каменная церковь расширена, в 1905 г. произведен окончательный внутренний ремонт зимнего храма. Чтимые особо иконы: древняя храмовая — Покрова Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, икона Владимирской Божией Матери. Часовня на церковном кладбище на месте сгоревшего храма, каменная, устроена в 1816 г.
Земли 59 десятин 2032 кв. саж. плановой и по межевой книге. Кроме того, церковная усадебная земля в дер. Андреевском Панфиловс. волости, площадь в 29 саж. длиной и 12 саж. шириной. Для жительства священника церковный дом, церковный дом для церковно-приходской школы. Капитала церковного в билетах 1805 руб. В приходе прихожан 555 муж. пола и 647 жен. В селе церковно-приходская школа, церковно-приходское попечительство и при попечительстве общество трезвости. Штатный состав причта: священник и псаломщик, капитала на нужды причта 2544 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
О существовании ранее храма Воскресения Словущего в село Песочное
Название: Церковь Воскресения Словущего в Воскресенском на Сонохте. Синонимы названия: Церковь Воскресения Словущего в Песочном. Обиходные названия: Воскресенская церковь. Дата основания: не позже XVI в. Дата постройки последнего здания: 1799-1816
Кирпичная церковь, построенная в 1799-1816 и расширенная в 1903. В теплой трапезной были Сретенский и Покровский приделы. До настоящего времени уцелели часть нижнего яруса колокольни и руины некоторых стен здания.
Справочно-информационная база ГАЯО по с. Воскресение на Сонохте представлена исповедными росписями и метрическими ведомостями, начиная с 1737 г. В ярославском архиве также имеются клировые ведомости Воскресенской церкви, ревизские сказки священнослужителей, персональные дела церковнослужителей и другие архивные документы.
«Дело о пожаре в церкви с. Воскресенском что на Сонохте в 1800 г.» (ГАЯО, 230-1-278):
Село в этот год входило в благочиние с. Ильинского, что в Березниках священника Василия. Служили: священник Иоанн Яковлев, диакон Василий Яковлев, дьячек Петр Степанов и пономарь Григорий Яковлев. Во все времена пожар был событием трагическим, но было на тот момент два фактора, которые многократно усилили беду: пожар случился 2 апреля 1800 г., это был вторник Страстной седмицы, а в 1799 г. огненная стихия дотла спалила также деревянную Сретенскую церковь.Из рапорта благочинного Романовской округи священника Василия в Ярославскую Духовную Консисторию: «Сгорела деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, со всею церковною утварью, Евангелием, напрестольным благословляющим Крестом, серебряными сосудами, серебряной Дароносицей, ризницей, книгами и святыми иконами, с колокольней, с большими колоколами в 39 пудов, и в 14 пудов, другие, с колокольни были скинуты, расшиблись на разные части. Остались в целости 4 колокола, в 9, 4, в 2.5, в 1.5 пуда каждый». Из рапорта священника Ивана Яковлева: «В оное 2 число отправлял я, священник, с диаконом и дьячком положенную по Уставу службу. Пономаря в то число в доме не было, а находился он допросу священника для исповеди в церкви с. Панфилово Филиппово».Из рапорта диакона Василия Яковлева: «Из церкви после службы вышли мы все вместе, осмотрели, нет ли незагашенной свечи, по осмотру не оказалось, и в горну огонь был залит. Разошлись по домам. О начале пожара церковного услышал я по крику народному, побежал тотчас к церкви, и по отпертия оной, завязав себе лицо от бывшего великого дыма и жару, взошел в нее и едва живым вытащил, будучи один, с величайшими трудностями, стоящий в трапезе церковный сундук с деньгами. Сколько все мы с народом, ни старались выбрать что-либо из имущества церковного, но усиливающееся пламя и дым до того никак не допустили».
«Дело о построении в. Селе Воскресенском что на Сонохте Романовского уезда вновь каменной церкви, вместо сгоревшей деревянной за 1800 г.» (ГАЯО, 230-1-274):
29 мая 1800 г. приходскими людьми с. Воскресенского было составлено «заручное» прошение на имя Его Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ярославского и Ростовского Павла о получении «по усердному нашему желанию храмосдательной грамоты и о благословении на строительство новой каменной церкви». Подготовительные работы по строительству каменной церкви в селе были начаты уже после пожара 1799 г. От правящего Архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения была получена необходимая при таком строительстве и храмосдательная грамота, которая сгорела во время пожара 1800 г. Были заготовлены песок, кирпич, дикий камень. Прошение о строительстве церкви было подписано приходскими людьми деревень: Зыково, Ваулово, Новоселово, Гришенино, Бугриново, Обрезково, Панфилово, Кнутовки, Барханова, Негодаево. По неграмотности многих прихожан «руку прикладывал» или староста храма или дьячок Павел Степанов.
Вот наиболее характерное прошение: «К сему прошению означенной Воскресенской церкви дьячек Павел Степанов вместо вотчины полковника Петра Иванова, сына Шубина Большого, деревни Ольховка, старосты Федора Иванова, по его прошению, за неумением его грамоты, руку приложил». Приходских дворов при церкви по 5 ревизии от 1795 г. было показано 149, в них проживало 548 душ, по духовной росписи 1800 г. значилось 554 души. Церкви принадлежало 59 десятин усадебной пашенной и сенокосной земли. Резолюция на прошении была получена 27 мая 1800 г.: «Новую каменную церковь строить благословляю, грамоту же изготовить вновь, представить для подписания, а также и план, по которому имеет та церковь строиться».
13 июня 1800 г. в Ярославской Духовной Консистории был издан приказ о немедленном составлении плана строительства новой церкви. Ответственность была возложена на священника села Воскресенского Иоанна Яковлева. Приказ подписал Толгский Архимандрит Августин и протоиерей Кафедрального Собора Матвей Казанский. К приказу были приложены практические советы и рекомендации об внутреннем обустройстве храма, Святая Святых — Алтаре («ликами к Востоку»), об устроении иконостаса, Царских Врат, о пропорциях и размерах престола и жертвенника в алтаре. «Внешне, предусмотреть, чтобы «в устроении своем, церковь была построена по кораблеобразному типу».Строительство было начато в конце 1800 г…
Дело об освящении вновь построенной каменной церкви Воскресения Христова на Сонохте (ГАЯО, 230-1-5977):К 1803-1804 гг. в селе были вновь отстроены и освящены для продолжения Божественной службы два придела к церкви, первый, в честь Сретения Господня, второй, в честь Покрова Божьей Матери. К 1816 г. строительство новой каменной церкви было полностью закончено. Одним из обязательных этапов по приготовлению храма к освящению было составление описи его имущества. При ее составлении присутствовал депутат, священник Алексей, из церкви Никольской, что на Эдоме. 27 мая 1816 г. Воскресенский храм был освящен на новом антиминсе местным Благочинным г. Борисоглебска, протоиереем Соборной церкви Андреем Толбухиным.Вот как выглядела новая церковь: «Церковь во именование Воскресения Господа Бога нашего, Иисуса Христа, каменная, снаружи отбелена и местами вохрою раскрашена, а внутри отщекотурена, одноэтажная. На церкви пять глав, обиты по дереву железом и окрашены яркой медянкой с крестами на них деревянными и опаяны белой жестью, утверждены на «шеях» каменных, из коих в средней, пролетной, четыре окошка с оконницами стекольчатыми в деревянных рамах, а прочие, четыре, «шеи», глухие. Кровля над церковью и алтарем, деревянная, окрашена красной мумией. В алтаре четыре, а в настоящей церкви, на полуденной и северной сторонами, в нижнем по два, а в верхнем ярусе по три, всего десять окошек. Всего имущества внутри описанной церкви на 6459 руб. Ризы, стихарь, Епатрахиль, Урарь, три воздуха золотные по штофной голубой земле с обшивкою по оплечьям, рукавам и подольниками по краям и с крестами, гасу серебряного, подложеные голубой китайкой, за все заплачено 1135 руб. Иконостас с царскими вратами и дверьми, столярные, в четыре отделяемые один от другого карнизами, ярусами с колоннами, полуколоннами и четверть колоннами, столпами и пилястрами, над царским вратами, стоимостью, 1500 руб. В первом нижнем ярусе, в среднем, на царских вратах в 4 клеймах, оправленных резьбою, изображены красками Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Над сими вратами, в круглом пролете, Дух Святый, в виде голубя в сиянии изображены. При царских вратах поставлены иконы: с правой стороны, Иоанна Предтечи, с левой, Пророка Моисея. От Средних царских врат до южной стены, местные иконы: Храмовая, Воскресения Христа, Архангела Михаила и Святого Пророка Илии. Над сими местными иконами, в трех же круглых клеймах резных, изображены краскамидвунадесятые праздники. Во втором иконостасном ярусе, над царским вратами, резное распятие Христа Спасителя, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Над Сению, фронтон, посреди в клейме резном, изображены красками Тайная Вечеря Христа Спасителя с Апостолами. По обеим сторонам Сени, четыре иконы Страстей Господних. В третьем иконостасном ярусе, образ Большой, Господа Вседержителя с предстоящими Пречистой Матерью и Иоанном Крестителем»…»Пред царскими вратами, посреди церкви, амвон деревянный, о двух ступенях круглый, осьмигранный. По сторонам амвона поставлены киоты двухсторонние. В оных киотах иконы: Воскресения Христа с одним венчиком с сиянием серебряным весом в 11 золотников, ценою в 50 руб.Пред сею иконой, лампада для масла, хрустальная в медной позолоченной оправе, ценою в 15 руб. Вторая икона, Владимирской Божьей Матери, на ней венец, риза, оклад, выписан по разноцветной фольге и выбит китайским жемчугом и с каменьями, в 50 руб. Пред иконостасом, на железной цепи повешено большое новое паникадило, медное, посеребренное, местами позолоченное. В три яруса 27 подсвечников, между ними разные подвесы из хрустальных яблок, стоимость сего, в 1 тыс. руб. Пол в алтаре и в настоящей церкви от иконостаса до амвона, возвышенный, на одну ступень, выстлан белым и синим кирпичом в виде шахматном, а при уступе своем, обложен белым камнем, а далее оного уступа, с понижением на одну ступень, выстлано тесом. На западной стене, в арке, две двери створчатые, одни, глухие, другие, со стеклами в одной раме».Таким простоял храм в течение чуть более ста лет. Разрушен и разорен был в 30-е годы 20 века.
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8690
8 сентября 2012 г. в поселке Песочное Рыбинского района на месте строительства храма в честь Вознесения Господня совершен молебен перед началом всякого доброго дела, который возглавил секретарь Рыбинской епархии протоиерей Василий Денисов в сослужении настоятеля будущего прихода иерея Евгения Дворникова.
Село Воскресенское располагалось на возвышенном живописном берегу небольшой речки Сонохты, впадающей в реку Волгу, от которой село было в полуверсте, по правому её берегу. Впервые оно упоминается в документах начала XVII века как Воскресенский погост на речке Сонохте, который, по всей вероятности, был основан как минимум на сто лет ранее. В настоящее время на месте древнего села сохранилось старинное кладбище, на котором можно увидеть часть стен разрушенной Воскресенской церкви. Других построек здесь не сохранилось. Кладбище использовалось для погребения умерших жителей, вблизи расположенного посёлка Песочное и окрестных деревень.
В 1747 году осматривая храмы Ростовской епархии, архимандрит Спасского монастыря Иосиф записал, что на речке Сонохте находится Воскресенская деревянная церковь, в которой всё исправно. Вскоре, здесь была выстроена вторая, уже тёплая, деревянная церковь Сретения Господня, а в 1765 году, и новый деревянный Воскресенский храм, на этот раз с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. К концу XVIII века село Воскресенское-на-Сонохте было центром довольно крупного прихода, в котором значилось более 170 дворов.
Желание прихожан строить в селе Воскресенском на Сонохте новую каменную двухэтажную церковь, в том 1780 году, не было удовлетворено из-за отсутствия средств, но желание возвести новый храм не пропало. Такая возможность появилась в 1799 году, когда была выдана храмоздательная грамота на строительство новой каменной Воскресенской церкви, взамен обветшавшего Сретенского храма, но в этом же году случившийся пожар уничтожает эту ветхую церковь, а в следующем 1800 году, новое пожарное бедствие приводит к гибели и деревянную Воскресенскую церковь. Вместе с ней сгорает и выданная грамота на строительство новой каменной церкви.
Тридцатого октября 1800 года архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом была выдана новая грамота на строительство каменной церкви Воскресения Христова с двумя тёплыми приделами, первым — Сретения Господня, а вторым- Покрова Пресвятой Богородицы.
Для присмотра за работами и заключения подрядных договоров и покупки материалов прихожане избрали доверенное лицо — строителя местного крестьянина Ивана Федорова. Им уже в январе 1801 года была приобретена партия стенного кирпича у рыбинских купцов Егора Бронникова и Дмитрия Шонгина общим числом 130 тысяч штук. В этом же году был заключен контракт с подрядчиком кладочных работ Алексеем Михайловичем Гулькиным, которому уже в сентябре были выплачены деньги за обжиг извести в четырех печах, теску белого камня и за кладку бутового фундамента и стен трапезной.
Строительство новой церкви началось несколько необычно, из-за нехватки средств изначально была заложена и выстроена трапезная часть, служившая для богослужений в зимнее время. Её сооружение было закончено уже в строительный сезон 1802 года. В мае месяце этого года в трапезной настилались полы, в июле — были выполнены все штукатурные работы, а осенью, дворовым столяром господина Кожина Иваном Андреевым был изготовлен иконостас и престол придела Покрова Пресвятой Богородицы. Этот придел, располагавшийся на левой стороне трапезной, был освящен борисоглебским протоиереем Петром 2 ноября 1802 года. В следующем 1803 году, этим же подрядчиком Иваном Андреевым был изготовлен иконостас второго придела в честь Сретения Господня, который находился с правой стороны трапезной. Иконостасы обоих приделов имели одинаковое устройство и расположение икон. Сохранилось описание иконостаса Сретенского придела. Он имел резные царские врата с традиционнымм иконами Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Над царскими вратами находился Нерукотворный образ Спасителя. С правой стороны царских врат был помещен образ Воскресения Христова с двунадесятнымм праздниками, украшенный серебряным окладом и 23 серебряными же венцами. Над ним помещались два небольших образа, первый Спаса Нерукотворного и второй Покрова Пресвятой Богородицы. Далее в местном ряду находился храмовый образ Сретения Господня, написанный на кипарисовой доске. Над ним помещался образ Благовещения Пресвятой Богородицы. С левой стороны царских врат был поставлен образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», рядом с ним находился образ святителя Николая Чудотворца. Над этими иконами местного ряда находилось изображение деисусного чина, написанного на одной доске небольшого размера. Сам иконостас был выкрашен зелёной краской, а его карнизы позолочены. В приделе перед царскими вратами было повешено трехъярусное медное паникадило, весом в три пуда, под которым было привешено хрустальное яблоко и «кисть мишурная с фольгой».
В Сретенском приделе у южной стены был устроен клирос, рядом с которым стоял позолоченный киот, в котором была помещена Тихвинская икона Божией Матери «в чудесах» в серебряном венце и цате и медном окладе. Рядом с ней в простенке окна помещался образ архистратига Михаила в серебряной чеканной ризе. В следующем простенке южной стены трапезной в киоте, выкрашенном зеленой краской, находилась Югская икона Божией Матери в серебряном окладе и венце. Возглавие и цата иконы были вынизаны мелким натуральным жемчугом, а риза китайским жемчугом. Здесь же у южной стены в следующем простенке был помещен образ «Отечетсво», в окружении написанного вверху Собора архангелов, помещенного в киот и украшенного «позолоченными медными штуками».
На восточной стене трапезной, между алтарями приделов, там, где должна быть дверь в летнюю церковь, находился образ Воскресения Христова, по сторонам которого размещались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Над ними вверху размещались иконы деисусного чина. С правой стороны у алтаря, образуя в проходе стенку иконостаса, размещались следующие иконы: Толгская икона Божией Матери с предстоящими в молении апостолами Петром и Павлом и Ярославскими чудотворцами, далее – образ Спасителя с евангелистами. Над ними – Собор архистратига Михаила и Сретение Господне. Далее северная дверь иконостаса, которая закрывалась занавеской, над ней образ Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Далее, рядом с дверями – местный образ Покрова Пресвятой Богородицы.
С левой стороны прохода, от иконостаса Покровского придела находились следующие иконы: великомученицы Варвары «в житии», великомученицы Екатерины «в житии». Над ними небольшие иконы пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, Тихвинская и Толгская иконы Божией Матери. Освящение Сретенского придела состоялось по указу от 26 апреля 1805 года.
Одновременно с началом строительства трапезной с её западной стороны была заложена каменная ярусная колокольня, которая была закончена постройкой осенью 1805 года. Подрядчиками на её строительстве был тот же крестьянин Алексей Михайлович Гулькин с братом Григорием. Первый ярус колокольни служил церковной папертью, пол в которой был выстлан диким камнем, с левой стороны паперти был устроен вход на колокольню. Три арки первого яруса колокольни были закрыты деревянными щитами, в которых сделаны створчатые входные двери на церковную паперть, над которыми вставлены полуциркульные рамы со стеклами. Пол паперти был поднят на четыре ступени, выстланные белым камнем. Высота кирпичной кладки колокольни – 14,22 метра.
Весной 1808 года началось строительство летней церкви, тем же подрядчиком вотчины подполковника Василия Еропкина деревни Елизарово крестьянином Алексеем Михайловичем Гулькиным, который работал здесь уже с сыном Гурием, отвечавшим в основном за обжиг извести. Варку связей и прочие кузнечные поделки на строительстве исполнял кузнец Рыбинского уезда вотчины тайного советника Александра Кожина села Панфилова крестьянин Иван Семенов. Необходимый кирпич покупался у рыбинских купцов Лаврентия Попова и Ивана Меншакова. В строительный сезон 1812 года, строящаяся церковь была перекрыта кровлей, устроены главы, а крестьянин Ярославского уезда Яковлевской слободы Никита Андреев выполнил работы по внутренней штукатурке церкви и алтаря. В 1813 году продолжаются работы по внутренней отделке церкви. В это время покупаются материалы для изготовления иконостаса и написания икон, приобретается белый камень и подовый кирпич для настилки пола. Крестьянин Рыбинского уезда вотчины статской советницы Марии Хлебниковой села Спасского-на-Волге Иван Яковлев делает для церкви 18 деревянных рам. В следующем, 1814 году романовский мещанин Исаак Михайлович Попов настилает в церкви деревянный пол. В этом же году заключается договор с крестьянином Владимирской губернии Вязниковской округи вотчины гвардии капитана Петра Бутурлина деревни Маландина Андреем Андреевичем Салабановым на написание икон в новый иконостас с окончанием работ в конце 1815 года.
В 1815-1816 годах подрядчиком Исааком Поповым изготавливаются двери, киоты, а дворовый человек села Тихвинского Рыбинской округи Василий Федоров устанавливает окна, двери с последующей штукатуркой стен, настилает каменные полы в алтаре, делает каменные пороги в боковых дверях церкви.
В мае 1816 года на имя архиепископа Ярославского и Ростовского Антония священно и церковнослужителями, церковным старостой и прихожанами подается прошение, в котором они извещают, что церковь Воскресения Христова в их селе «уже отстроена», и просят дать благословение на её освящение на новом антиминсе. Вскоре состоялось освящение Воскресенской церкви. В 1816 году на церковном кладбище, на месте сгоревшей церкви была выстроена каменная часовня.
Возведение нового каменного храма с колокольней велось на средства прихожан, для сбора которых, по указу от 2 сентября 1799 года была выдана особая сборная книга.
В феврале 1823 года поступает пожертвование от московского купца Игнатий Петровича Гобинского в 1000 рублей на позолоту иконостаса летней церкви. В это же время заключается договор на исполнение этих работ с московским мещанином Иваном Карповичем Клейминым, которым они были выполнены в 1825 году. Средства для этого поступают от церковного старосты помещика сельца Горок Алексея Мотовилова 20 рублей, от того же купца Гобинского 324 рубля, от крестьян деревни Песочное 23 рубля.
В последующие годы по мере приобретения средств производится поновление и ремонт Воскресенской церкви. Летом 1833 года романовским посадским Ильей Ивановым Дехтеревым в иконостасе Покровского тёплого придела были заново написаны иконы, располагавшиеся над карнизом над местным рядом иконостаса: над царскими вратами — Коронование Божией Матери, над прочими местными иконами — образ Спаса Эммануила, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне. Заново были переписаны изображения на царских вратах, кроме этого поновлены старые местные иконы Спасителя и Покрова Божией Матери и северные двери с изображением архидиакона Стефана. Им же осенью были заново написаны иконы и в Сретенском приделе: местный образ Троицы, небольшие иконы, располагавшиеся над карнизом местного ряда в клеймах: Богоявления, Введения во храм Богородицы, Преображения Господня и Воздвижения Креста Господня и над царскими вратами образ Тайной Вечери «в пятнадцати лицах». Так же были поновлены и старые иконы местного ряда: храмовый образ Сретения Господня и Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а также иконы на царских вратах. В следующем 1834 году рыбинским мещанином Яковом Кузминым отремонтированы и сами придельные иконостасы с их покраской и позолотой.
В 1837 году для замены тесовой кровли на Воскресенской церкви, покупается 107 пудов кровельного железа, а в 1839 году перекрывается и трапезная часть церкви. В 1849 году переделываются иконостасы в проходе теплых приделов из трапезной в летнюю церковь. Работы выполнил рыбинский столяр Яков Кузмин, а новые иконы были написаны романов-борисоглебским мещанином Федором Васильевым Архиповым. В 1860 году вновь поновлялись иконы в теплых приделах дворовым человеком господина Варзукевич сельца Горок Михаилом Галактионовым. В 1865 году проводится ремонт внутреннего убранства летней церкви. На собранные прихожанами средства ярославским мещанином Дмитрием Никитиным Воробьевым был поновлен иконостас, и стены со сводами украшены стенной живописью. В это же время мещанином Норской слободы Ярославского уезда Федором Белугином был произведен внешний ремонт церкви с восстановлением штукатурки на колокольне и окраской церкви.
В 1860 году вокруг церковного кладбища была выстроена деревянная ограда, в которой в 1887 году возводятся кирпичные святые ворота. В 1897 году часть деревянной ограды со стороны села при воротах была заменена кирпичными столбами в количестве 44 штук с деревянной решеткой, а в 1900 году вокруг всего кладбища были частично устроены кирпичные столбы, и в 1903 году ограда была полностью закончена. Для её строительства кирпич покупался на заводе Дунаева, значительная часть которого продавалась в рассрочку. В 1902 году владельцем завода было безвозмездно пожертвовано 3000 штук кирпича и прощен долг церкви за уже поставленный кирпич.
В начале 1903 года при Воскресенской церкви на реке Сонохта, вновь готовились к перестройке церкви. Заготовлялся на Волге бутовый камень, покупался лес для лесов, железо на связи, на заводе Дунаева при деревне Чегодаево было приобретено 60 тысяч штук кирпича. Работами предполагалось расширение существующей трапезной, на пространстве между летней церковью и колокольный за счёт боковых пристроек. В июне месяце этого года был заложен фундамент новой трапезной подрядчиком работ Иваном Александровичем Борозкиным, который окончил кладочные работы в строительный сезон следующего 1904 года. На эти работы были использованы ранее накопленные капиталы, хранившиеся в банковских билетах. Для продолжения отделочных работ в новой трапезной, прихожане по общему приговору сбор по 40 копеек с каждой мужской и женской души, что позволило бы со временем собрать до 400 рублей. Кроме этого, местным священником и церковным старостой были разосланы письма-воззвания бывшим прихожанам, проживавшим в Москве и Петербурге, с просьбой помочь в украшении церкви. Всего же на расширение трапезной с её украшением было затрачено более 4000 рублей.
В 1905-1906 году рыбинский мещанин Петр Платонович Илларионов произвёл внутренний ремонт иконостаса и стен двух зимних приделов с украшением их стенной живописью. Интересно, что некоторыми благотворителями было проплачено, конкретно, написание отдельных клейм стенной живописи. Так, проживающий в деревне Корниловской романов-борисоглебский мещанин Василий Барабанов оплатил написание следующих живописных клейм: «Святителя Василия Херсонского и преподобной Глафиры» и » Спасителя исцеляющего больных». Его жена Анна Барабанова сделала сделала пожертвование на написание клейма «Спаситель, зовущий к покаянию». Церковный староста Иван Ермилов оплатил написание клейм: «Апостол Петр», «Апостол Павел» и » Святитель Иоанн Златоуст и мученица Евдокия». Это был последний крупный ремонт церкви Воскресения Христова села Воскресенского, что на Сонохте.
Летняя Воскресенская церковь имела пять глав, из которых, одна центральная имела световой барабан, а другие четыре были глухими, установленными на кирпичном своде. Длина летней церкви — 9,94 метра, ширина — 10,65 метра, высота — 15,62 метра. Она имела алтарную апсиду длиной и шириной — 5, 69 метра и высотой до свода — 5,33 метра. Трапезная, где размещались два зимних придела, имела длину — 17,04 метра, ширину — 12,78 метра и высоту — 5,33 метра. Трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, имела длину — 6,75 метра, ширину — 6,4 метра и высоту — 25,56 метра. На ней в 1918 году находилось семь колоколов общим весом 3,35 тонны, из которых самый тяжелый весил 2,16 тонны.
Воскресенская церковь была побелена снаружи и местами окрашена охрой. Южный и северный фасады двухсветного четверика имели интересное оформление, в виде устроенного на четырех полуколоннах портика, обрамляющего первый ярус окон с боковыми дверями. Три окна верхнего яруса по краям были оформлены короткими строенными пилястрами, а сами окна рамочными наличниками.
Иконостас летней церкви имел четыре яруса отделенных друг от друга карнизами, украшенных колоннами, полуколоннами и четверть колоннами, располагавшимися по мере убывания от царских врат к боковым стенам. Все разновидности колонн были поставлены на базы и украшены резными капителями. В центре иконостаса над царскими вратами находилась гладкая позолоченная сень, а вверху треугольный фронтон. Все детали иконостаса, как колонны с базами и капителями, карнизами, дорожниками и накладной резьбой были позолочены.
Резные позолоченные царские врата имели четыре клейма, оправленные резьбою, в которых находились традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Над вратами находилось резное изображение Духа Святого в резном позолоченном сиянии круглой формы. Царские врата, оформляемые по сторонам колоннами, были несколько углублены вовнутрь алтаря, таким образом, что по обеим сторонам от них, между колонн, стояли в виде столбиков две иконы, с правой стороны — Иоанна Предтечи, а с левой — пророка Моисея.
С правой стороны царских врат в местном ряде до южной стены находились следующие иконы: храмовый образ Воскресения Христова, изображение архангела Гавриила на южных дверях иконостаса и образ пророка Илии. Над этими иконами местного ряда местных в трех круглых позолоченных клеймах располагались иконы двунадесятных праздников: Воздвижения Креста Господня, Входа Господня в Иерусалим и Преображения Господня.
С левой стороны царских врат до северной стены церкви располагались следующие иконы местного ряда: Рождество Пресвятой Богородицы, изображение архистратига Михаила на северных дверях иконостаса и образ святителя Николая Чудотворца с изображением в отдельных клеймах его рождества и преставления. Над этими иконами местного ряда также в круглых резных позолоченных клеймах располагались двунадесятные праздники: Успение Пресвятой Богородицы, Введение во храм Богородицы и Богоявление.
Во втором ярусе, над царскими вратами иконостаса, в гладкой сени, располагалось резное Распятие Господне с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом. Перед этой сенью по обеим сторонам на углах карниза помещались два резных позолоченных ангела, а по сторонам от неё находились четыре иконы Страстей Господних. Над сенью размещался треугольный фронтон, в центре которого, в резном позолоченном клейме помещалось изображение Тайной Вечери.
В третьем ярусе иконостаса, по центру, находился образ Господа Вседержителя большого размера, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. По сторонам от него, были устроены два отделения, разделенных поперек и по вертикали дорожниками по шесть мест. Здесь в нижнем отделении находились шесть икон с изображением двенадцати апостолов, изображенных в рост. Здесь же, в верхнем отделении, также с каждой стороны на шести иконах находились двенадцать поясных изображений пророков. Под этими иконами на двух крайних от стен тумбах, в двух резных клеймах были написаны, с правой стороны образ Живоначальной Троицы, а с левой — Рождество Христово.
Верхний четвёртый ярус иконостаса состоял из центрального образа большого размера Божией Матери с Младенцем «при лоне ея» с предстоящими Антонием и Феодосием, Киево-Печерскими чудотворцами. По сторонам этого образа других икон не было, а вокруг него был устроен «орнамент в виде решетки из неправильных треугольников». По этой решетке, у южной и северной стен, над карнизом третьего яруса иконостаса были помещены иконы двунадесятных праздников. Они располагались в двух резных позолоченных клеймах, и с правой стороны это было Рождество Пресвятой Богородицы, а с левой — Благовещение Пресвятой Богородицы. В центре, поверх всего иконостаса в резном позолоченном сиянии находилось большое резное клеймо с изображением Воскресения Христова. Все вышеназванные иконы иконостаса, вновь написанные иконным художеством, стоили 1000 рублей.
Пол в алтаре и солея церкви были подняты на две ступени и выложены белым камнем и «синим кирпичом». По сторонам солеи, у южной и северной стен церкви, были поставлены два киота столярной работы с колоннами с резными капителями «и по прочим местам приличною резьбой». В одном из них, на южной стороне, была помещена икона Воскресения Христова, а с северной стороны – Владимирская икона Божией Матери с изображенными на полях этой иконы избранными шестью святыми. На ней венец, риза и оклад были вынизаны по фольге китайским жемчугом «с плашками и простыми каменьями».
В центре храма, перед иконостасом на железной цепи было повешено большое новое медное посеребренное паникадило, местами позолоченное, с отлитым наверху крестом и под ним короною и висящими от нее до нижних подсвечников девятью «долгими наподобие бусовых» цепями. Всего в этом паникадиле было 27 подсвечников расположенными в три яруса и между ними находились разные подвесы, а внизу хрустальное яблоко, внутри которого была помещена модель престола с подобающими принадлежностями, изготовленными из фольги.
Издавна при Воскресенской церкви причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1851 году из состава был удален диакон, а в 1878 году причт утвержден в составе священника и псаломщика. В этом же году приход был объединен с церковью села Никольского на Плесне и церковью села Фефилово. В 1887 году Воскресенский приход вновь получил самостоятельность. Храмовый престольный праздник праздновался 13 сентября в день празднования Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее).
Церковной земли при церкви Воскресения значилось: усадебной 2 десятины 518 кв. сажень, пашенной и сенокосной 57 десятин 1514 кв. сажень, около 20 десятин поросли мелким дровяным лесом и около 843 кв. сажень значились неудобными. В 1907 году в пользу церкви дворянкой Н.Ф. Пасынковой была пожертвована пустошь Павлово при её сельце Горки мерою более 9 десятин, с условием ежегодного внесения 5 рублей от дохода за эту землю в пользу причта на поминовение жертвовательницы. В 1891 году для жительства священника был выстроен новый деревянный дом взамен сгоревшего 26 апреля этого года. В 1893 году также был выстроен деревянный дом для размещения в нем церковного сторожа и церковно-приходской школы, открытой 3 декабря этого года. В 1896 году этот дом расширен за счет пристройки квартиры для учителя.
В конце XIX века средства содержания причта Воскресенской церкви доходили до 800 рублей в год, но в 1900 году в приходе этой церкви, при фабрике фарфоровых изделий г. Кузнецова в деревне Песочное была выстроена церковь-школа, с правами самостоятельного прихода. Вследствие этого годовой доход причта уменьшился о 600 рублей.
В годы советского безбожия церковь Воскресения Христова села Воскресенского, что на Сонохте была передана в пользование религиозной общине, которой пришлось испытать все сложности в содержании храма, уплате налогов и изощренной антирелигиозной пропаганды. Были национализированы церковные земли, недвижимое имущество, изъяты банковские капиталы на сумму более 4500 рублей. Воскресенская церковь была закрыта в конце 1930-х годов, тогда же с колокольни были сняты колокола. В конце 1940-х – начале 1950-х годов церковь пытались взорвать для использования полученных стройматериалов на стройках народного хозяйства, но в результате был получен только щебень, а храм был практически полностью утрачен.
По материалам книги: Михайлов А.В. «Церкви Рыбинского уезда». — Рыбинск, 2016.
В 1891 году для жительства священника был выстроен новый деревянный дом взамен сгоревшего 26 апреля того же года. Через два года был выстроен деревянный дом для сторожа и церковно-приходской школы, открытой 3 декабря 1891 г. Житель Песочного Августа Дмитриевна Петрова вспоминает: «Сторожка – очень красивый и аккуратный домик, где жил сторож, который ухаживал за могилами и обкашивал траву, — стояла внутри ограды недалеко от церкви. Углубление в земле от сторожки находится сейчас у входа на кладбище, ближе к тропинке, по правую сторону от церкви».
После войны, в конце 1940-х – начале 1950-х годов было принято решение храм взорвать, а кирпич использовать на стройках, но эта затея не увенчалась успехом, храм был построен на совесть, и отделить кирпич было невозможно. Жители Песочного поделились своими воспоминаниями об этом страшном событии. Вспоминает Августа Петрова: «Приезжали взрывники из Рыбинска: после неудачных попыток взорвать церковь Воскресения Словущего бригада из трех человек-шабашников во главе с Рафаилом Ригиным стали разбирать фундамент. Бросили, так как была хорошая кладка: при строительстве церкви местное население просили сдавать на замес раствора яйца, у кого было две коровы – с того два десятка, с одной коровы – один десяток, а у кого не было коровы – те сдавали покупные яйца».
Вспоминает Геннадий Зимин: «Я жил по ул. Горка, и мы иногда с ребятами бегали на развалины церкви – острого шпиля уже не было, остов еще стоял без окон и дверей. Помню, под куполом находились росписи ангелов. Когда мы учились в 5-м классе Песоченской средней школы, однажды на уроке услышали взрыв, после побежали смотреть на происходящее: часть купола еще висела и лежала груда больших валунов». А вот строки из доклада Любови Румянцевой на краеведческой конференции 20 марта 2015 года в Песоченском КДК: «Единственный сохранившийся к началу Великой Отечественной войны храм Воскресения Словущего, руины которого мы видим на кладбище поселка, начали разрушать осенью 1943 года взрывами с целью использовать кирпич на хозяйственные нужды поселка (по воспоминаниям жительницы поселка Людмилы Ивановны Пацюк). В это же время, по рассказам жительницы М.Ф. Чудновой, ветврач Станислав Прохорович Пустельник занял одно из помещений храма под сено для больных лошадей, которых он лечил от чесотки в построенной на кладбище конюшне».
И снова – вспоминает Августа Петрова: «Поляк или эстонец, главный ветеринарный врач Песочного, Дюдьково и Кнутовки (п. Октябрьский сейчас). Пустельник Станислав Прохорович жил в доме слева от входа на кладбище. Председатель Песоченского поселкового совета Лазарев Василий Петрович разрешил Пустельнику организовать в остове церкви, гораздо позднее взрывов, ветеринарную лечебницу для лошадей, которых в посёлке было много — и на фабрике, и в частном извозе Ивана Ершова и Фёдора Басова».
До настоящего времени от церкви Воскресения Словущего-на-Сонохте уцелели лишь часть нижнего яруса и руины некоторых стен здания. Сегодня на нас смотрят с укором остатки храма как урок-напоминание следующим поколениям: за короткое время можно разрушить не только строение, но и души людей…
По материалам историко-культурного журнала Рыбинской епархии «Рыбная слобода» No 2(12)/2016