Воскресенское на Маткоме, урочище. Церковь Воскресения Христова.

Церковь построена в 1833 г. усердием прихожан, зданием каменная, с такою же колокольнею и оградою. Престолов три: в настоящей холодной – Воскресения Христова, в зимнем приделе — во имя св. и чуд. Николая и во имя преподоб. Симеона Столпника. Часовни при деревнях Боротате и Доре. Земли при церкви 41 десятина 303 кв. сажени, церковные дома для жительства священника и диакона; капитала церкви 150 руб. Прихожан в селе и деревнях всего 1170 муж. пола и 1346 жен. пола. В приходе три школы: земская в селе, министерская в дер. Торотино и церковно-приходская в дер. Данилове. Причта по штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику; капитала причтового в процентных бумагах и по книжке 810 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». — Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Село Воскресенское на современной карте Пошехонского района не обозначено. Однако если двигаться от Малафеева вверх по реке Маткоме, после Мартьянова будет Корино, а напротив, на правом берегу – Воскресенское. Названо так по храму Воскресения Господня. Время его освящения – 1833 г. – указано в «Историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии», опубликованном в 1861 г. Других данных о нем в архивах пока найти не удалось.
Отец Алексий – иерей Алексей Николаевич Ходунков был назначен настоятелем три года назад. С ним приехала матушка Мария – Мария Вадимовна, она стала преподавать историю в Гаютинской школе. А историю храма ей помогают восстановить местные жители, особенно коллега – биолог Татьяна Абрамовна Праусова. Вместе с Марией Вадимовной и её ученицей Настей Халуевой они ходили по окрестным деревням, записывали рассказы обитателей.
И вот что получилось. Церковь в конце XIX — начале XX в.в. обновляли купцы Посадские, люди богатые – у них было большое имение вблизи Гаютина, эти земли теперь затоплены Рыбинским водохранилищем. Они владели сыроварнями и маслодельнями, сплавляли лес. Специально завели неподалеку кирпичный завод, чтобы отреставрировать храм, в летнем росписи сделали в итальянском вкусе, они сохранились доныне. Рядом содержали богадельню – в двухэтажном каменном доме – и церковно-приходскую школу. Село Воскресенское состояло из трех домов, где жили священник, дьякон, псаломщик, и сторожки. Причт не только служил, но обрабатывал поля. Купцы Посадские избегли злой судьбы, покинув Россию за два года до революции.
Люди запомнили двух священников того времени. Отец Василий Шаргин служил в начале прошлого века, он оставил храм сыну Александру, о котором известно больше. Это был кроткий человек, но сильный, высокий и красивый. В деревенских состязаниях мог побороть трех мужиков. Содержал большое хозяйство, где была беговая лошадь Долинка – за полтора часа доносила его до города Пошехонья. На святки отец Александр ездил в Петербург на скачки, где брал с Долинкой призы. За это его даже прозвали там «пошехонский цыган».
В двадцатые годы новая власть священника с семьей выгнала из дома. В Корине их приютили деревенские жители. Потом отца Александра увезли в тюрьму в Ярославль. Говорят, у него были связи и влияние даже на большевиков – его отпустили, но в Воскресенское он больше не вернулся.
Здесь началась смута: из Череповца пригнали голытьбу – будто бы для работы в колхозе. Богадельню ликвидировали, ее каменное здание разобрали и увезли. Но церковь не тронули – она стояла на кладбище, такие рушили в последнюю очередь. С 1927 по 1949 г. там сменились три настоятеля, они жили в избушке у сторожихи Александры Николаевны Смирновой. Именно ее местные жители в течение нескольких десятилетий считали главным человеком в Воскресенском. Она самоотверженно служила Богу. Помогала всем священникам, прибирала в храме и охраняла его. Когда уехал последний батюшка, совершала молебны, какие допустимы при мирском положении, крестила детей, хоть и не полным чином. Восемь старушек были при церкви много лет, но покинули этот свет одна за другой. В 1974 г. Александра Николаевна почувствовала, что силы уходят, сдала ключи от храма в сельсовет и отправилась на покой к дочери Ольге.
В Воскресенском начался грабеж. Власти его не останавливали. Какие-то люди приходили и приезжали на машинах сначала по ночам, а потом и средь бела дня – вывозили утварь. Двадцать три года церковь простояла ограбленной и пустой. Только девять лет назад сюда после долгого перерыва прислали первого священника.
Храм был в плачевном состоянии: зимний без крыши, фрески в нем погибли, рамы и полы сгнили. Отец Алексей, не так давно назначенный настоятелем, продолжает реставрацию. Находятся люди в больших городах, готовые помочь. Когда-то они, их родители жили рядом с Воскресенским. Пока возвращение на родину для них – это покупка дачи. Но число прихожан растёт. И может быть, кто-то останется здесь надолго.
http://www.sevkray.ru/news/10/2314/

Воздвигнута в 1830 году, с тремя престолами: 1) Сретения Господня, 2) Святаго Пророка Илии и 3) Святыя Мученицы Параскевы. Земли при сей церкви 117 десятин. Всего в приходе 15 селений, 195 домов, число душ 536 мужского пола и 629 женского. В том числе помещичьих крестьян 385 мужского пола и 434 женского.
Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?