Воскресенское. Церковь Воскресения Христова.

Церковь Воскресения — яркий памятник местной архитектурной традиции, продолжающей развивать формы зодчества 17 в. Основу композиции образует двусветный четверик с низким трехапсидным алтарем. Он завершается ярусом наложенных на стену кокошников, над ними уступом поднимается заметно меньший по размеру квадратный пьедестал. Его стороны также украшены кокошниками; ранее он служил основанием кровли с пятью главами. С запада к четверику примыкает пониженный двусветный объем трапезной, значительно шире храма, с севера — небольшой придел с апсидой и западным притвором. Из-за понижения рельефа в сторону реки придел имеет подклет. Углы четверика в верхнем свете отмечены тройными колонками, поставленными на нижние лопатки.
В трапезную с запада и в четверик с юга ведут перспективные порталы с лучковыми архивольтами. По сторонам южного портала — два окна в наличниках с наборными колонками и лопастным завершением с килевидным острием в центре, такие же окна в апсиде. Окна второго света на боковых фасадах сдвинуты к западу и не совпадают с осями нижних; их наличники имеют коронообразное венчание на южном фасаде и в виде трех «уголков» — на северном. Нижний ряд кокошников отсечен от остальной части стены крепованным карнизом с поребриком. В обоих поясах расположено по пять профилированных кокошников с килевидным подвышением. По краям фасадов трапезной поставлены лопатки, по верху проходит карниз с поребриком и бегунцом. Интересной особенностью фасадного декора здесь являются обрамления окон: боковые наборные колонки наличников первого и второго света объединены импостами с филенкой между ними; верхние наличники завершены разорванными фронтонами с вогнутыми скатами.
Основной объем перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в центре, алтарный выступ — лотковым сводом с конхами над апсидами. Три проема в северной стене храма ведут в придел, перекрытый сомкнутым сводом (в его притворе свод коробовый). В трапезной два столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются крестовые своды ячеек.
Роспись маслом, сохранившаяся фрагментарно на стенах основного объема и трапезной, выполнена в 3-й четв. 19 в. Хороший образец живописи, следующей барочным традициям. На боковых стенах храма роспись располагалась в четыре яруса (сохранилась на южной стене): в верхнем ярусе над окнами второго света в центре были написаны композиции в картуше, по краям — евангелисты; ниже в простенках — отдельные изображения святых; под ними — три сцены Страстного цикла («Моление о чаше», «Уверение Фомы», «Умовение ног»), разделенные широкими полосками гризайльного орнамента-плетенки; живопись в нижнем ярусе располагалась по сторонам дверных проемов. На северной стене сохранились лишь изображения святых в простенках. В трапезной на западной стене в два яруса помещены «Благословение детей», «Изгнание торгующих из храма» и редко встречающиеся сцены «Явление ангела во сне Иосифу» и «Избиение младенцев».
Колокольня — хороший образец характерного для рубежа 17-18 вв. типа построек, сочетающего древнерусские формы с новой ярусной композицией. Состоит из широкого четверика с проездом по оси север-юг и гульбищем вверху; над ними поднимается мощный двухъярусный восьмигранный столп (верхний ярус звона чуть меньшего размера), на который водружен небольшой сквозной восьмерик с купольной изогнутой кровлей (главка утрачена). Декор четверика (пучки из трех полуколонок на углах, карниз с бегунцом и парапет гульбища с ширинками) по характеру аналогичен убранству Воскресенского храма. Первый восьмигранный ярус имеет на углах колонки, на середине высоты он перебит горизонтальной валиковой тягой; в глухом верхнем поле расположен своеобразный декор: двухступенчатые тяги образуют трехлопастные арки с килевидным завершением на каждой грани, на которые опираются округлые лопасти, сходящиеся к угловым колонкам. Ярус звона прорезан лучковыми архивольтами и небольшим килем в центре; под звоном проходит пояс ширинок. Малый восьмерик завершается карнизом с сухариками. Проезд в четверике перекрыт коробовым сводом; в узком помещении с востока находится лестница на гульбище. Перекрытия ярусов столпа деревянные.
Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 579-582

Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района

На рубеже 16–17 в. в урочище около с. Петровское (ныне Лежневского района Ивановской области, до 1918 г. – Ковровского уезда Владимирской губернии) подвизался юродивый Киприан. Скончался он 22 июля 1622 г. Похоронен был в с. Воскресенское, т.к. являлся прихожанином именно этого села, кроме того, как гласит его житие, такова была его воля, о которой чудесным образом стало известно. Вскоре появилась традиция его местного почитания. Описывали его так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя». В 1751 г. владелец с. Воскресенское князь Голицын построил над могилой блаженного придел к храму.
Перед революцией началась работа по сбору материала для его канонизации. Фиксировались чудеса исцеления, произошедшие на его могиле. Революция прервала эту работу.
О дальнейшей его судьбе многие сайты, в т.ч. и сайт храма с. Петровское, около которого жил блаженный Киприан, повествуют следующее. Якобы в 1936 г. ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна [1].
Этому противоречат данные из книги священника А.А. Федотова «Сборник статей», в которой приводятся протоколы допроса епископа Бориса (Воскобойникова), который «уличался» в том, что «принимал участие в антисоветской деятельности контрреволюционных групп церковников и монашества, ликвидированных в 1937 году в г. Иваново и Лежневском районе». Из текстов допросов следует, что мощи по благословению епископа были положены в новый гроб и перенесены из склепа в церковь 6 февраля 1937 г., т.е. позднее даты, когда их якобы уже ликвидировали. Перенос мощей поручен был священнику с. Воскресенское Иоанну Казанскому. Вскоре после этого епископ Борис (Воскобойников), священник с. Воскресенское Иоанн Казанский и лежневский священник Николай были арестованы. В конце 1937 г. епископ Борис (Воскобойников), уже находясь в ссылке в Казахстане, был расстрелян [2].
До настоящего времени сохранилась дубрава, где жил блаженный Киприан. В этой дубраве сохранилась непересыхающая яма с чистой родниковой водой, которую называют «ключик блаженного Киприана» [3]. До 1950-х гг. верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Ныне известно лишь приблизительное место, где землянка находилась [1].
Так что же произошло с мощами? Несколько лет назад мне в Государственном архиве Российской Федерации попал в руки Акт ликвидации мощей блаженного Киприана в закрытой церкви с. Воскресенском Лежневского района от 1938 г. Акт гласит, что ликвидация мощей состоялась 20 февраля 1938 г. Согласно акту осмотра, сохранилась верхняя и нижняя челюсть (буровато-желтого цвета), а 4 ребра и лучевая кость правого предплечья были лишние. «Гроб и холсты из него были в присутствии членов комиссии сожжены». Мощи сначала отправили в Иваново, а потом в Москву, в Антирелигиозный музей. Верующие якобы не были против ликвидации мощей [4].
Чем же примечателен факт этой ликвидации мощей? Как известно, кампания по вскрытию мощей началась осень 1918 г. со вскрытия в Олонецкой губернии мощей св. Александра Свирского. На 1919–1920 гг. приходится разгар кампании, в частности в 1919 г. вскрыты мощи во Владимире, Суздале, Муроме, Юрьев-Польском, Переславле-Залесском, в 1920 – в Ростове. К 1922 г. кампания исчерпывает себя. Так, в это время вскрывают мощи св. Иннокентия Иркутского (раньше это помешала сделать Гражданская война) и католического мученика Анджея Боболы (Полоцк). Согласно данным «Православной энциклопедии», кроме публичных вскрытий мощей, были непубличные, обычно происходили они во время изъятия церковных ценностей. Последние публичные вскрытия мощей «Православная энциклопедия» относит к «концу 1920-х – началу 1930-х гг.», но упоминает при этом лишь вскрытие мощей св. Анны Кашинской в Кашине в январе 1930 г. Встречаются упоминания, что в 1932 г. при закрытии церкви Воскресения «словущего» в Москве из нее планировалось изъять мощи князя Даниила Московского, но те неожиданно исчезли, возможно, их скрыли верующие. В годы Великой Отечественной войны немецкие власти передали верующим Киево-Печерскую лавру со множеством мощей в пещерах. Вероятно, в ответ на это советские власти в 1946–1948 гг. вернули Русской православной церкви мощи примерно 10 святых.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района было последним вскрытием мощей на территории нашей страны.
 
[1] http://www.petrovskoe.com/histor.htm (дата обращения — 21.11.2012)
[2] Федотов А. А. Сборник статей. – Иваново, 2006. – 371 с.
[3] Бачев И. Там, где жил блаженный Киприан // Рабочий край, 2001, 27 апреля.
[4] ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 53-59.
// Ершов А.Л. Вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: Мат-лы ХII Международ. науч. конф., Иваново, 20–21 февраля 2013 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2013. – Ч. 1. – С. 137–139.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?