В Государственном Литературном музее хранится уникальный экспонат — восковой бюст Григория Потемкина. Уникальность его в том, что это прижизненный портрет светлейшего князя (более того, сделанный с натуры), для его украшения использована подлинная одежда полководца и его парик. Автор скульптуры, датированной концом 1780-х годов, — немецкий мастер Георг Генрих Кёниг.
Не менее интересен провенанс этой работы: последним владельцем бюста был писатель Алексей Толстой, купивший артефакт для своей коллекции у потомков секретаря Потемкина. Приобретенный в начале 1930-х годов артефакт при переезде писателя в Москву находился в его кабинете в квартире на Спиридоновке, а когда Толстой переезжал за город, то в кабинете в Барвихе.
Последняя жена Толстого, Людмила Ильинична, в беседе с сотрудником музея о предметах, хранящихся в кабинете писателя, подробно рассказала об истории появления воскового бюста Потемкина в коллекции мужа: «Бюст Потемкина, восковая фигура, волосы из его парика сделаны, задрапирован он куском кафтана и куском кружев от одежды самого Потемкина. Все это накрыто стеклянным колпаком, потому что вещь очень, естественно, хрупкая. Алексею Николаевичу досталась эта вещь от потомков секретаря Потемкина, двух старушек, которые жили в Детском Селе. Алексей Николаевич, между прочим, все время предлагал Эрмитажу меняться, потому что в Эрмитаже говорили, что такую вещь хранить дома очень рискованно, она не должна подвергаться переменам всяким. И Алексей Николаевич смеялся, что он потребует что-нибудь уже очень, очень привлекательное, в смысле живописи, за эту персону. Но так он с ней не расстался».
Дополняет эти сведения описание бюста, сделанное при передаче коллекции Алексея Толстого в Государственный литературный музей: «Потемкин Г.А. Бюст погрудный, прямоличный, задрапирован в красный бархат, из-под которого выпущено кружево. На голове — гладкий парик. Воск, ткань. Высота 18. Укреплен на постаменте из белого фарфора, края которого заключены в узорные, бронзовые кольца».
#МосковскиеЗаписки