Вощажниково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

О Рождественском  храме в селе Вощажниково известно по писцовой книге Ростовского уезда, где под 1630 годом значится: в «Вощажникове, на прудах церковь Рождества Богородицы деревянна клецки…». Существующее в настоящее время двусветное бесстолпное каменное здание Рождественского храма построено в 1700-х годах.  В 1797 году при Н. Шереметеве, начавшем обширное строительство в своих борисоглебских владениях, Рождественская церковь была перестроена. В начале она была с одной главой, обитой «чешуёй деревянной», к концу 18 века стала пятиглавой и потеряла первоначальный декор фасадов. Окна были растёсаны, часть наличников сбита, а другие, как и угловые лопатки и широкий, набранный из фигурного кирпича карниз, были скрыты толстым слоем штукатурки. Сейчас поздняя безликая штукатурка осыпалась и на стенах храма чётко проступили сочные и пластичные по рисунку наличники в виде больших кокошников с килевидным высоким завершением в верхнем ярусе окон и мелких волнистых кокошников над сдвоенными окошками нижнего света храма и трапезной. Во время перестройки Рождественской церкви к древнему объёму храма пристроили четырёхярусную колокольню. В 1800 году на колокольне установили часы, звон которых слышался далеко в округе.
Источник: Федотова Т.П. «Вокруг Ростова Великого». 1987

Из акта, хранящегося в конторе гр. Шереметева, видно, что «в дворцовом селе Вощажникове (подаренном гр. Бор. Петр. Шереметеву императором Петром I) находилась церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы… в ней образ вмч. Параскевы, резной; подле церкви на столбах четыре колокола…; на церкви глава обита чешуею древянною, на главе крест железный, полуженный; алтарь церкви и трапеза крыты тесом; около церкви и кладбища ограда деревянная».
Настоящий пятиглавый вид каменному храму, построенному в 1700 г., покрытому теперь железом, придан впоследствии одновременно с устройством трехъярусной колокольни, на которой помещены боевые часы, купленные в 1800 г.
Рождественская церковь построена на месте бывшей деревянной, существование которой восходит ко временам царя Михаила Федоровича.
А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

Первое упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Вощажникове относится к XVI веку. Во времена царя Михаила Фёдоровича Романова здесь была деревянная церковь. В писцовых книгах Стефана Жадовского 1673 г. значится: «в Пурском стану государево царёво и великого князя Фёдора Алексеевича всея великия и малыя России самодержца дворцовое пашенное село Вощажниково, а в нём церковь Рождества Пресвятыя Богородицы деревянно клецки о пяти главах, кресты железные, главы обиты тёсом и чешуёй… У той церкви колокольня на 2 столбах и на ней 5 колоколов». Старая деревянная церковь была разобрана за ветхостью и на её месте построена в 1700 году каменная однокупольная церковь. Ранее храм был украшен каменной резьбой, на окнах были каменные наличники, купол на церкви был обит деревянной чешуёй, крест на куполе — железный. Алтарь церкви и трапезная были покрыты тёсом, к сожалению, в первоначальном виде храм до нас не дошёл.
В конце XVIII века граф Николай Петрович Шереметев начал перестраивать храм. Он был расширен, сделан пятиглавым, наличники и другая каменная резьба были сбиты. К нему пристроили трехъярусную колокольню с башенными часами. Часы были куплены в 1800 году за 2000 руб. ассигнациями.
Церковь была закрыта в 1934 году, а в помещении была устроена машинно-тракторная станция (МТС). Для ремонта техники по полу были проложены рельсы, а земля оказалась пропитанной соляркой.
В настоящее время ведутся реставрационные работы фасада храма. 21 сентября 2018 г., спустя 84 года, на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялась первая Божественная литургия.
http://преображение-вощажниково.рф/о-храме/храм-рождества-пресвятой-богородицы/

В начале XVII века в селе Вощажникове (в 12 км от Борисоглебских слобод) существовала церковь во имя Рождества Богородицы «деревянная, строена вверх, клинчата, о 5 главах». В конце XVII века она была заменена каменной, с деревянной чешуйчатой главой и небольшой звонницей на каменных столбах. В 1700 году к югу от Рождественской церкви была выстроена каменная Троицкая церковь, реконструированная в 1797 году. В 1782 году при П.Б.Шереметеве была выстроена ныне существующая двухэтажная церковь Рождества Богородицы с нижним теплым приделом во имя святой Параскевы.Рождественская церковь принадлежит к числу немногих сельских памятников Ярославского края, построенных в стиле позднего барокко. Церковь состоит из поставленных на одной оси полукруглого алтаря, центрального храма, трапезы, притвора и крыльца. Все объемы храма, за исключением последнего, являются двухэтажными. Помещения обоих этажей перекрыты сводами. Летний храм заканчивается вальмовой крышей с четырьмя овальными окнами и увенчан пятью луковичными главами на восьмигранных барабанах. Центральный из них световой, а остальные глухие. Над крышей притвора небольшая двухъярусная колокольня, увенчанная главкой. Стены обоих этажей членятся пилястрами, над которыми проходит раскрепованный карниз, украшенный крупными сухариками. Двухсветный четверик летнего храма обработан двумя раскрепованными карнизами, из которых верхний заканчивается полукруглым фронтоном. За счет внешней декорации летний храм выглядит трехэтажным. Летняя и зимняя церкви украшены разными по величине окнами с разными по форме наличниками, в зимней они с замковым перехватом, а в летней с лучковыми фронтонами.Интерьер Рождественского храма построен на контрасте низкого и довольно скромного помещения зимней церкви и высокого, устремленного ввысь и залитого солнечным светом летнего, где служба проходила 2–3 раза в год по большим праздникам.Летний храм в 1791–1794 годах был расписан крепостными мастерами графа Н.П. Шереметева. Росписи отмечены яркой декоративностью, театральными патетическими жестами и светотеневой лепкой фигур. Отдельные сюжеты трактованы не как составные части единого художественного замысла, а в виде картин, помещенных в рисованные рокайлевые рамы, имитирующие деревянную резьбу. В главном храме картины расположены в 7 ярусов. Шестьдесят клейм иллюстрируют преимущественно земную жизнь Иисуса Христа. На западной стене к ним добавлены 14 клейм из жизни пророков, истории святой Троицы и Апокалипсиса. В световом барабане Вседержитель и пророки, а в круглых световых окнах «Заповеди блаженств». В конце алтаря «Новозаветная Троица» и «Семь таинств» в овальных медальонах. На откосах алтарных окон изображения архангелов. На западной стене алтаря «Страсти Христовы». Всю западную стену и свод трапезы занимает грандиозная композиция «Страшного Суда», где в аду удивительные полусказочные бесы, зеленый сатана часто напоминает водяного, а душа человека стоит под весами с крестьянскими лукошками. На сводах притвора «Дни творения», на западной стене притвора «Насыщение 10 тысяч 10 хлебами», на восточной «Гонение на церковь Божию в разные времена от разных еретиков», на северной и южной «Отче наш». В окнах летнего храма изображения 19 различных богородичных икон.Большую роль в общем, художественном решении Рождественского храма играет эффективный четырехъярусный резной иконостас в стиле барокко, украшенный сквозными колонками с виноградными гроздьями, кронштейнами, цветочными гирляндами и фигурами сидящих ангелов. Сохранившиеся иконы иконостаса датируются XVIII веком. Иконостас зимней церкви не сохранился. Живопись зимней церкви была заново переписана маслом в 1890-ых годах.Т.Е. Казакевич, http://www.yaroslavskiy-kray.com/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?