Ворсма. Островоезерский Троицкий монастырь.

Островоозерский Троицкий монастырь, заштатный, общежительный, в 18 верстах от уездного города Горбатова, при селе Ворсме, среди озера на острове. Начало монастыря было положено во второй половине XVI века подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии князя Бориса Черкасского. В 1662 году монастырь возобновлен князем Яковом Черкасским. В монастыре находится Казанская икона Божией Матери — дар князя Бориса Черкасского; с ней совершается хождение по селениям епархии.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В настоящее время в монастыре восстанавливается Казанская церковь, полностью разрушенная в советское время (в 1930-х гг.). Церковь была построена в 1691-1692 гг. зодчим П. Потехиным. При ней были трапезная, поварня, погреб, ледник и часть братских келий.

История возникновения Свято-Троицкого Островоезерского монастыря уходит в далёкое прошлое. В сер. ХVI века настоятель Воскресенской обители, которая находилась в устье реки Клязьма, и стояла на правом берегу Оки на Окуловой горе был вынужден обратиться к царю и митрополиту московскому с челобитной о перенесении Воскресенского монастыря «на Воросьму» с Окуловой горы из-за оскуднений запасов доходов, якобы ставивших монашескую братию в состояние нищенства. Как случилось, что Воскресенский монастырь очутился в 1550 году не «на Воросьме», а на одном из погостов, образовавших позднее Павлов острог — остаётся загадкой. Часть монахов через три десятка лет (1580 г.) перебралась на облюбованный остров. Князь Борис Камбулатович из рода Черкасских, чьи земли принадлежали этому роду, посодействовал основанию здесь монастыря. Первым устроителем был схимонах Макарий. Впервые в письменном источнике само село Ворсма упоминается в 1588 году. Название местности Ворсма финно-угорского происхождения, и означает «лесная земля», а в переводе с мордовского — «земля на воде». Тогда еще остров, где потом будет находится монастырь, был необитаем и покрыт густым лесом. Здесь то и поселился пустынник Макарий. Вскоре на самом большом острове Ворсменского озера и возник деревянный монастырь. Князь Борис Черкасский с дозволения царя Иоанна Грозного в 1570 году распорядился выстроить на берегу озера сначала деревянную церковь в честь своих небесных покровителей Бориса и Глеба, а затем келью и ограду.
Построенная обитель стала называться Борисоглебской. По указанию князя Бориса с новоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери для монастыря делается копия, которую он привозит в обитель. По распоряжению князя монастырь переводят на остров, а церковь в честь святых Бориса и Глеба обращают в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться сельцом Ворсмой, а присёлок при церкви — Жатвенным Борисоглебским погостом. Строятся деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху — в честь Пресвятой Троицы, внизу — во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре возводится еще один храм — во имя преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых — Михаила Федоровича. Главными устроителями святой обители были князья Черкасские — Иван Борисович, Яков Куденетович и Михаил Яковлевич. Род Черкасских был особо близок к династии Романовых. Князь Иван Борисович Черкасский приходился государю двоюродным братом, а в период смуты Черкасские много сделали для дома Романовых. Благодаря этим отношениям к монастырю было особое внимание. Так по указу царя Михаила и благословению патриарха Филарета часть Ризы Господней передали благочестивому князю Ивану Борисовичу Черкасскому за заслуги перед Отечеством, а князь даровал в свою очередь святыню опекаемой им обители. Частицы Ризы Господней в России хранились только в трёх местах: в Москве, в Свято-Троицком Островоезерском монастыре и позднее в Санкт-Петербурге.
В конце 17 в. при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в обители началось активное каменное строительство. В это время строится первая каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Она была выстроена на фундаменте известняка, залежи которого были обнаружены неподалёку от Ворсмы. В 1743 году часть имения князей Черкасских в качестве приданого для Варвары Алексеевны Черкасской, выходившей замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, перешли во владение рода Шереметевых. Как и прежние владельцы они усердно обустраивали и благоукрашали святую обитель. При них в монастыре было три храма, надкладезная часовня, каменная восьмигранная колокольня с семью колоколами, построенная в 1692 году, каменный двухэтажный келейный корпус, конюшня, каретник, гостиница для паломников, два ледника и баня. В честь Михаила Архангела был выстроен главный собор обители — Троицкий, в западном правом углу которого стояла гробница над местом захоронения первоначальника монастыря и подвижника благочестия иеросхимонаха Макария. Островоезерский монастырь был особо почитаем, поскольку здесь жили монахи по строгому афонскому уставу. Главной святыней монастыря был серебряный Крест с запаянной в него частицей Честного Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции Крест таинственным образом исчез. Во время освящения Иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то, что место было неглубокое, никакие попытки найти Крест не увенчались успехом.
В 1920-е годы обитель закрыли, монастырские постройки использовались под жильё и мастерские, а в 1950-е годы были полностью разобраны монастырская ограда и были разрушены два каменных храма — Троицкий и Казанский. Сохранялись только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. К 1980-м годам новые хозяева покинули остров, оставя после себя разрушенные постройки да горы мусора. В 1995 году остатки монастырских построек на острове были взяты под охрану государства. Возрождение монастыря началось в 2007 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. 16 апреля этого же года на месте восстанавливаемого монастыря был совершён первый молебен. Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня. После второго своего рождения монастырь стал женским. Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом. 30 декабря архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с возводимым монастырём.
В 2010 году было завершено восстановление храма в честь Преподобного Михаила Малеина и колокольни. Колокольня над храмом воссоздана по старинным чертежам. Имеет высоту 35 метров до креста. Звонница монастырской колокольни составлена из восьми колоколов. 28 июня 2010 года был заложен Троицкий собор, а уже 18 сентября 2011 г. в возрождённом Троицком соборе состоялась первая Божественная Литургия, после которой было завершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария. 4 июня епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Ныне реставрационно-восстановительные работы продолжаются. С 7 июля 2014 г. возглавлять восстановление обители было поручено старшей сестре монахине Серафиме (Беляевой). Благодатию Божию монастырь является жемчужиной Нижегородской области.
Источник информации: проспект-путеводитель «Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь», 2016 г.

Монастырь был основан во второй половине XVI века в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме, в 58 верстах от Нижнего Новгорода. Монастырь стоит на острове посреди Ворсменского озера, отчего и получил название Островоезерского. С восточной его стороны протекает река Доскинская, с западной — река Кишма, с южной и северной обходит Ворсменское озеро, состоящее из многих островков, поросших кустарником, тростником и травою.
История основания обители связана с именем князя Бориса Камбулатовича Черкасского. По преданию, вначале на одном из островов поселился пустынник Макарий, веригоносец, который ходатайствовал об основании обители перед князем Борисом. Черкасский дал ему своё согласие. Чуть позже, при обозрении своих вотчин, которые включали многие сёла и деревни по обе стороны Оки, князь Борис вручил монаху Макарию привезённую из Москвы икону Казанской Матери Божией и указал место на острове для возведения деревянного храма. По другой версии, князь Борис Черкасский с дозволения царя Иоанна Грозного, в 1570 году распорядился выстроить на берегу озера сначала деревянную церковь «в честь своего Ангела Бориса и Глеба», а затем кельи и ограду. Построенная обитель стала называться Борисоглебской.
В 1579 году в Казани произошло явление иконы Казанской Матери Божией. Князь Борис «снимает копию с новоявленной Чудотворной иконы и вскоре прибывает в обитель. Там он вручает икону пустыннику Макарию, даёт распоряжение перевести монастырь на остров, а церковь во имя святых Бориса и Глеба обратить в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться не сельцом Ворсмой, а «присёлок при церкви-жатвенным Борисоглебским погостом».
Уже в 1580 году на острове были деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху в честь Святой Троицы, внизу во имя Казанской Матери Божией. В XVI веке возводился ещё один храм во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича.
Каменное строительство обители началось в конце XVI века при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. По благославению митрополита Нижегородского и Арзамасского Павла в 1688 году князь повелел: «А строить в лето церковь с трапезою и келий».
Пережив Смутное время (прекращение династии Рюриковичей и воцарение Романовых), Свято-Троицкий Островоезерский монастырь был упразднен в 1930-е гг. (через 300 с лишним лет) и постепенно разобран на кирпичи местными жителями. Были практически полностью разрушены монастырская ограда и два храма: Троицкий и Казанский. Полуразрушенными сохранились братский корпус (кельи монахов), надвратная церковь Михаила Малеина (небесного покровителя рода царей Романовых) и незначительные фрагменты ограды. Во второй половине 2000-х гг. стали собирать государство, как когда-то это делал патриарх Филарет. Островоезерский монастырь стали восстанавливать, правда, уже как женский монастырь.
http://vyksa-eparhia.ru/publikacii/ostrov/

Главная архитектурная достопримечательность Ворсмы — конечно же замечательный Троицкий Островооезерский (Островоезерский, в старинном произношении) монастырь. Он расположен, как явствует из названия, на острове озера Тосканка, что на северо-восточной окраине города. Виды из города на обитель равно живописны и поэтичны.
Неизвестно точно, когда был основан Троицкий монастырь. По преданию, начало монашеской жизни на острове положил в ХVII веке схимник Макарий, испросивший дозволения об организации обители у князя И. Б. Черкасского, тогда владельца этих земель. Первым документом, отмечающим появление монастырских построек в Ворсме, была ныне утраченная челобитная 1640 года. В то время храмы были деревянными.
Благословение на возведение двух храмов в камне было получено в 1688 году. Строительные работы начались несколькими годами позже и завершились созданием прекрасного и удивительного цельного архитектурного ансамбля конца ХVII века: Троицкого собора, Казанской церкви, братского корпуса с надвратной церковью Михаила Малеина и каменной ограды с башнями. К сожалению, большая часть из перечисленного была разобрана в ХХ веке, после того как до монастыря добралась новая власть. Кирпич пошёл на хозяйственные нужды ворсминцев. Так что и Троицкий собор, и Казанская церковь — это, увы, реплики. Более менее сохранила аутентичность церковь Михаила Малеина с корпусами, но и они после десятилетий нецелевого использования вынуждены были пройти через всеобъемлющую реставрацию, не завершённую до сих пор.
Итак, оригинальный Троицкий собор был выстроен в 1692-1699 годах по образу церкви Архангела Михаила в Чудовом монастыре Московского Кремля: прямоугольный в плане, с тремя кокошниками, имитирующим закомары, четырёхскатной кровлей и единственной главой. Декор четверика минимален, собор подкупает именно геометрической лаконичностью форм. В пару ему Казанская церковь, меньшая по размерам, выполняющая функцию зимней. Ныне оба эти храма восстановлены в виде приближённом к оригиналам (у Казанской церкви применено завершение в два ряда кокошников, которого, судя по историческим реконструкциям, никогда не существовало, но эта деталь, на наш взгляд, храм отнюдь не испортила). Конечно, копия — даже математическая точная — никогда не заменит подлинника, однако любители старинной архитектуры по крайней мере имеют теперь представление о том, как выглядел монастырь двести лет назад. А для людей верующих возрождение церковной святыни и восстановление монашеской жизни в поруганной обители — вещи и вовсе самоочевидные.
А вот о надвратной церкви Михаила Малеина с колокольней можно говорить как о памятнике ХVII столетия — её богоборцы не доломали. Церковь включена в состав келейного корпуса, с юга к ней примыкали братские кельи, с севера — настоятельские. Оригинальный корпус ХVII века был одноэтажный, надстроен в ХIХ веке; в это время частично разобрали выступающую на озеро паперть. С неё открывается вход на колокольню. Восьмерик разделён на два яруса, ярус звона — верхний, на гранёном шатре два яруса слухов. Восьмерик и шатёр пришлось восстанавливать в наше время, но нижние ярусы и корпуса, по-прежнему пребывающие в сложном техническом состоянии, — аутентичные. В начале ХХI века в Троицком Островоозерском монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь. Он возрождён как женский.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам», Выпуск №387, ООО «Де Агостини», 2020

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?