Воронежские глиняные игрушки.
Народные ремесла неотделимы от национальной культуры. В России живет немало людей, которым интересно заниматься тем, что делали их деды и прадеды. Такие мастера, сохраняющие и развивающие самобытные ремесленные традиции, есть и в Воронежской области.
Происхождение народных промыслов различно. Одни брали своё начало в крестьянском быте, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Другие происходили от деревенских ремёсел, иные родились в городских условиях.
Сегодня, в век технического прогресса, изделия художественных промыслов, выполненные, в основном, вручную, в большинстве своём из природных материалов, приобрели особое значение. В Воронежской области есть люди, которые не просто создают изделия народных ремёсел, а специально изучают, как развивались художественные традиции, какие материалы использовались, как их заготавливали и обрабатывали. При этом они не просто творят для себя, но и стараются рассказать другим о том, что узнали и чему научились.
Степенью признания заслуг таких умельцев стало учреждение Управлением культуры звания «Народный мастер Воронежской области». Главный критерий для его присвоения – верность художественным традициям края, высокий уровень мастерства и передача своих навыков молодёжи. В числе первых награждённых жительница Воронежа Галина Арефьева. Она в течение долгих лет собирает и восстанавливает по архивным документам местные народные игрушки, изготавливает великолепные глиняные свистульки, которыми по всей России восхищаются знатоки народного творчества. Долгие поиски в архивах и музеях привели к воссозданию традиционной игрушки и рождению авторской — Арефьевской.
По словам мастерицы, в Воронежской области также создавалась игрушка, но в 20-30-е годы прошлого столетия она исчезла. «Я начала искать её истоки: ездила в московские музеи, была в Русском и этнографическом музеях Санкт-Петербурга. Выяснилось, что наша игрушка была не промыслом, а скорее сопутствовала гончарству. Где горшки, там и игрушки. Сейчас наблюдается засилье китайских игрушек, а вот русской народной, которая бытовала двести лет назад, практически нет».
В настоящее время Галина Арефьева создает десятки «образов» — это традиционная «воронежская барыня», птицы, домашние и дикие животные, сказочные персонажи. Для каждой игрушки она придумывает потешки-песенки (жанр устного народного творчества), которые пользуются особой популярностью у детей. А идеи для сказочных персонажей мастерица черпает из произведений знаменитой Воронежской сказительницы Барышниковой по прозвищу Куприяниха (1868-1954 гг.).
Галина Арефьева, которая, к слову сказать, разменяла восьмой десяток, лепит очень внимательно. Ведь если в глину во время работы попадет воздух, то при обжиге изделие может расколоться. А на создание, казалось бы, небольшой игрушки необходимо много времени и кропотливого труда: перед обжигом игрушка сохнет неделю, а отверстие для свиста делается на второй день изготовления.
Народная умелица не боится раскрывать профессиональные секреты. По её мнению, у разных мастеров никогда не получатся совершенно одинаковые изделия, так как каждый внесет в своё творение что-то личное, сокровенное, что идёт из глубины души. Поэтому каждая Арефьевская игрушка имеет собственный, неповторимый голос и яркий образ.