Идея воздвигнуть это грандиозное сооружение родилась в 1888 году, в 900-летнюю годовщину принятия христианства на Руси. В память о достославном событии воронежцы решили посвятить церковь святому князю Владимиру (ок. 960-1015).
30 июня 1888 года епископ воронежский Вениамин (Смирнов) сообщил городской думе о намерении епархии учредить новый храм и просил отмежевать для него подобающий земельный участок. Удобных мест для строительства думе виделось несколько: Новоконная площадь на пересечении улиц Большой Девицкой (ныне 9 Января) и Лесных дворов (ныне Кольцовская), место близ вокзала — между земской больницей и железной дорогой, назывались еще Кольцовский сквер и Сенная площадь (сейчас стадион на ул. Студенческой). Проект строительства церкви выполнен в 1889 году губернским архитектором А.А. Кюи. Старший брат композитора и военного инженера Цезаря Кюи, Александр Антонович жил и работал в Воронеже с 1854 года. Он принимал участие в создании монумента Петру I (1860), увенчал вторым этажом Александринский детский приют (ул. К. Маркса, 45), построил несколько жилых домов. А.А. Кюи в молодости учился в Академии художеств у Константина Тона, творца так называемого византийского стиля. Классическим образцом этого направления является известный храм Христа Спасителя в Москве, взорванный в 1930-е гг. и возрожденный на рубеже тысячелетий. В архитектуре Владимирского собора черты византийского стиля четко просматривались. Пятиглавый, без колокольни, со сложным лепным декором фасадов, он имел размеры 17 на 15 сажен (36 на 32 м).
На несколько лет дело о строительстве храма замерло, похоже было, что епархия потеряла к нему интерес. Сдвиг с мертвой точки произошел, когда в Воронеже летом 1890 года появился новый епископ Анастасий (Добрадин). В феврале 1894 года городская дума окончательно определила место для строительства — окраинная Новоконная площадь. Сама площадь образовалась еще в первой половине XIX в. До 80-х годов ее именовали Дровяной: здесь, да и на всей улице Лесных дворов, размещались лесные и дровяные склады и шла торговля топливом. Затем за площадью закрепилось имя Новоконной, ибо сюда перевели торговлю лошадьми. Коновязи находились в северо-восточной части, протянувшись вдоль Большой Девицкой. Но не только конными торгами была примечательна площадь в те времена: тут стояли еще каланча и сараи Вольного пожарного общества, городская водоразборная будка и колодец, принадлежавший мещанину Малявину. Такое вот место по дороге на Землянск и Семилуки избрали для нового строительства.
В августе 1894 года создали Комитет по возведению храма святого Владимира, куда вошли городской голова И.В. Титов, купцы Н.А. Клочков, Н.В. Иншаков, городской архитектор А.М. Баранов. Александру Михайловичу Баранову в этом комитете принадлежала особая роль. Именно он руководил повседневными делами на строительной площадке, нес ответственность за все действия подрядчиков и десятников и в конечном счете — за прочность возводимого объекта. Впору считать его соавтором собора. Все уже было подготовлено к началу работ, летом 1896 года стали планировать площадку и рыть котлован, но неожиданно обнаружили два полузасыпанных колодца глубиной до 90 аршин (64 м). Во избежание проседания фундамента храм решили выдвинуть ближе к улице Лесных дворов, заняв даже часть тротуара.
30 июля 1896 года состоялось богослужение и освящение места под строительство. На торжественной церемонии речь произнес преосвященный Анастасий. Он оказал: «Мы являемся сюда, чтобы произвести закладку храма в честь равноапостольного князя Владимира с приделами в память первоучителей словенских св. Мефодия и Кирилла и св. благоверного Великого князя Александра Невского, чтобы таким образом не только увековечить память о чествовании важнейшего в истории России события — 900-летия Крещения русского народа, но и внушить каждому верующему, что это важнейшее событие обязано своим происхождением доброму изволению св. равноапостольного князя Владимира, что оно подготовлено проповедническими трудами святых братьев — Мефодия и Кирилла, которые гораздо раньше огласили братьев наших славян проповедью св. Евангелия на родном для них языке, славянском, что благодаря Святому Крещению и вере православной Россия со времен Крещения более и более укрепляется, развивается и достигла настоящего своего могущества, что это укрепление и развитие совершается под державою наших православных князей и царей, к числу которых принадлежит прославляемый церковью св. благоверный Великий князь Александр Невский, Небесный покровитель России и наших благочестивых монархов». На церемонии присутствовали губернатор В.З. Коленко, вице-губернатор граф О.Л. Медем, городской голова И.В. Титов, члены строительного комитета, жертвователи. В камень, высеченный в виде креста, епископом Анастасием была вложена доска с приличествующей надписью. Камень положен на месте главного алтаря и залит известковым раствором.
Строительство собора продвигалось медленно. На время работ рядом построили даже временную деревянную часовню. Комитет изыскивал любые возможности раздобыть деньги. Купец Николай Игнатьевич Зубов пожертвовал в 1900 году двадцать тысяч рублей, заручившись обещанием похоронить его возле церкви (что и было исполнено два года спустя); Митрофановский монастырь с 1900 по 1912 год выделил двадцать две тысячи рублей. Поступали деньги от наследников купцов Титова и Клочкова, от священников со всей епархии, от жителей Воронежа («кружечный сбор»). Имена лиц, внесших свой вклад, независимо от суммы, на протяжении многих лет публиковались на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей». Рядом шли отчеты строительного комитета об использовании средств, где учитывались все траты, вплоть до копейки. Смотрителем при постройке храма был мещанин Александр Алексеевич Сыроваткин, он на стройке был и за дворника, и за сторожа. В молодости он нес такое же послушание при возведении церкви Взыскания погибших.
Сооружение здания завершилось в 1909 году (судя по газетному сообщению, кресты на купола Владимирского собора водрузили еще 10 октября 1904 г.). Оставалась еще внутренняя отделка: штукатурка и роспись стен, изготовление иконостаса. Все это время ход работ постоянно освещался в «Воронежских епархиальных ведомостях». 14 июля 1910 года прошло первое богослужение в храме, на его строительство на тот момент было затрачено более двухсот тысяч рублей. В 1909 г. умер Александр Кюи, в 1911 г. — архитектор Александр Баранов, в 1913 г. скончался высокопреосвященный Анастасий. Не довелось им дожить до окончания дела рук своих… С 1911 по 1918 год за постройкой наблюдал епархиальный архитектор Иван Николаевич Афанасьев. Первую всенощную в храме священник А. Проскуряков служил 24 марта 1918 года. Освятил Владимирский собор 27 апреля (14 ст. ст.) 1918 года архиепископ Тихон IV (Никаноров) в сослужении с епископом Верейским Модестом (Никитиным) и городскими священниками. Таким образом, от рождения идеи до воплощения ее в жизнь прошло ровно тридцать лет, а действовать церкви довелось всего двенадцать лет. В собор были назначены три священника — протоиерей Евграф Овсянников (настоятель), Александр Проскуряков и Иларион Смирнов, диаконом определен архиерейский певчий П.Ф. Синельников, обладавший могучим басом. Старостой избран купец В.М. Мещеряков. В мае 1918 года были определены границы прихода нового храма — прилегающие к нему улицы Пограничная, Беговая, Кольцовская, Мало-Московская, часть Большой Московской. 12 июля (29 июня) 1918 года архиепископом Тихоном освящен придельный алтарь во имя Василия Великого, Кирилла и Мефодия.
Духовенству Владимирского собора сразу же пришлось столкнуться с новыми реалиями, внесенными в жизнь большевистской властью. Едва отслужили в первый раз престольные праздники святых Кирилла и Мефодия, равноапостольного князя Владимира и благоверного князя Александра Невского, как от протоиерея Е. Овсянникова и члена приходского совета Ивана Чиликина уже потребовали список предметов, содержащих серебро и золото. Перечень открывали ковчеги для хранения священных даров в пять и три фунта серебра, далее шли сосуды для литургии в два и полтора фунта, а уж за ними следовали кресты, дароносицы, оклады Евангелий — здесь вес исчислялся в золотниках. Все вдруг стало государственным достоянием…
В 1930 году собор закрыли и стали использовать «для хлебозаготовительных нужд», под зернохранилище. 10 мая 1931 года исполком Центрально-Черноземной области принял постановление о сносе церкви. Мотивировалось это решение осадкой здания, наличием трещин и опасением обвала. Летом 1931 года Кольцовскую улицу потрясли взрывы огромной силы, от которых окрест вылетело немало стекол. Местные жители приходили к собору и наблюдали, как с великим трудом поддавались динамиту могучие стены. Воронежцы, на глазах которых строился храм, не считали его, конечно, ценным памятником архитектуры, но все-таки им было жаль красивого монументального здания, в которое был вложен многолетний труд и пожертвования народа. Не говоря уже о том, что с лица земли исчезало очередное молитвенное здание, которое давало какую-то духовную отдушину в суровой прозе жизни.
Далеко не все горожане могли согласиться с заметкой в газете «Коммуна», которая начиналась так: «Сквер на месте собора — это хорошо. Решение треста зеленого строительства заложить обширный сквер на месте снесенной церкви князя Владимира встречено рабочими с большим удовлетворением…». С тех пор и расположен между улицами Кольцовской, Свободы и 9 Января, напротив кинотеатра «Луч» парк, официально именуемый Комсомольским. Образовавшуюся здесь пустоту хотели заполнить памятником генералу И.Д. Черняховскому, который предполагалось установить в мае 1993 года. Монумент сюда не вписался, и сквер долгое время оставался неуютным, неухоженным и открытым всем ветрам.
По просьбам верующих воронежцев на месте Владимирского собора решено возвести новый храм во имя Рождества Христова. Закладка первого камня состоялась 19 октября 2000 г. и освящена митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.
http://rustemple.narod.ru/voronezh_vladimirsky_sobor.html