Воронеж. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Многие каменные церкви, отстроенные в Воронеже в XVIII-XIX веках, поставлены на месте деревянных. Не исключение и Покровская. Как существующая она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей. И служат у тое церкви попы: во дворе поп Григорий Степанов, во дворе поп Иван Федоров, во дворе проскурница Ульяна, да две кельи нищих, питаются от церкви Божия». Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее строительство можно датировать началом XVII века. Название пригородной слободы — Белое место — означало, что населявшие ее служилые люди были освобождены от уплаты налогов в казну. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года храм отмечен вновь: «Церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в отоманской и в казачьей беломестной слободе, во дворе поп Григорей, во дворе поп Емельян». Возможно, это тот же священник Григорий Степанов, упомянутый тридцатью годами ранее. В 1676 году в приходе Покровской церкви состояло 98 дворов — здесь жили беломестные казаки, атаманы, бобыли и посадские. В 1689 году священник Козьма Яковлев добился возвращения церковных земель, незаконно присвоенных Успенским монастырем в 1637 году.
Прежняя деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1700 году святитель Митрофан дал благословенную грамоту на построение нового храма, подлинник которой в начале XX века хранился в Покровской церкви в деревянной за стеклом раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной. Текст ее трижды публиковался до революции. Грамота столь значима для истории Покровского храма, что мы воспроизводим ее текст полностью по одной из предшествующих публикаций в «Воронежской старине». «Божиею Милостию мы Преосвященный Митрофан Еп(ископ) Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам преосвященному епископу, били челом гор(ода) Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди: Поликарп Севастьянов, Федот Тозлуков, Дементий Клочков, Федор Осминин, Павел Аксенов, Семен Фролов, Яков Кувакин, Оксен Миронов, Ефим Кутуков, Леонтий Белобородов, Яков Сукочего, Иван Дубровин, Филат Мосалов, Константин Зубков и все той церкви прихожане; а в челобитной их написано: «в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятые Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они поп Козма и приходские люди обещались построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они поп Козма и прихоцкие люди не смеют. И нам преосвященному епископу пожаловать бы их попа Козму и прихоцких людей велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, преосвященного епископа, грамоту. И мы, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, того челобитья слушав, пожаловал их попа Козму и прихоцких людей Поликарпа Севастьянова с товарищи, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, чтоб священнику мочно было около престола между богородичного иконою с каждением обходить, а богородичную икону на престол и близ престола не ставить, поставить ее позади престола к алтарной стене для того, чтоб на престоле срачица, литон и антиминс от свещей и от искр падающих не горело; и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящей святого храма того во имя Покрова Пресв(ятой) Богородицы и прочие святые образы поставляти по чину, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня во алтаре и царския и входныя двери, и поставляти святые образа так же, как и в настоящей церкви. А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сент(ября) в день. К сей благословенной грамоте наша, преосвященного Митрофана еп(ископа) Воронежского печать приложена».
Вторая деревянная церковь простояла недолго и в 1736 году была перестроена в каменную. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня, после возобновления молитвован вторично в 1779 году. Историки архитектуры давно уже обратили внимание на то, что ныне существующий Покровский храм был создан не в один прием. Наиболее древней является трапезная (помещение, соединяющее колокольню с храмовой частью). Весь ее цоколь почти по самые окна врос в землю. Это все, что осталось от первой каменной церкви. Невысокая тесная трехъярусная колокольня появилась в 1791-1792 годах; одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице не было огромных колоколов, самый большой из них, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (чуть меньше трех тонн). В конце XVIII века в церкви появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», он освящен епископом Мефодием (Смирновым) 11 февраля 1796 года…
В 1822 году к Покровской церкви приписана открытая с разрешения Святейшего Синода домовая церковь во имя Воскресения Христова в Дворянском собрании. «В воскресные, праздничные и постные дни» в ней служили Е. Базилиев и В. Успенский с причетниками, получая за труды по 400 рублей в год. В 1823 году верующие избрали из своей среды доверенных лиц — коллежского советника Степана Михайловича Петрова и купца Ивана Григорьевича Мелентьева — для организации работ по перестройке церкви. Петров и Мелентьев подали прошение епископу Епифанию (Канивецкому): «Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить его с довлеемым украшением живописи — так же со временем и настоящую церковь». Придел они намеревались сделать длиною в 13 и шириною до 21 аршина (9 на 14,7 метра), не прерывая богослужения и в храме, и в приделе. Прихожане просили благословения на выдачу «сборной книги» купцу Ивану Федоровичу Вяхиреву.
Для благоустройства церкви в Приказе общественного призрения имелись более 16 тысячи рублей, завещанных купцом Минаем Герасимовым. Приход просил «господина архитектора Тимофея Сергеевича Кондратьева как прихожанина руководствовать в окончании сего дела». 19 июня 1823 года епископ Епифаний утвердил «план и фасад распространения теплой церкви», составленный, надо полагать, архитектором Т.С. Кондратьевым (1782 — между 1831 и 1837). Работы по расширению придела были проведены в 1823—1824 годах. Иконы для придела были написаны «живописцем Ильей Мартиновым». Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и архиереем была выдана новая храмозданная грамота: «Божиею Милостию смиренный Антоний Арх[иепископ] Воронежский] и Задонский. Паствы мерности нашея гор [ода] Воронежа Покровской церкви свящ[енник] Василий Успенский и прихожане: коллеж[ский] совет[ник] и кавалер Петр Сарычев, коллежский асес[сор] Иван Лавров и купцы: церковный староста Логгин Шашков, Григорий Мелентьев и Ник[ита] Вяхирев в поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием также во имя Покрова Божией Матери в соответственном приходу пространстве, просили они у нас на то благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось, преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем, чтобы храм оный по сделанному архитектором плану и фасаду, Строительным Комитетом М.В.Д. одобренному, Высочайшего Государя Императора рассмотрения 3 марта 1833 года удостоенному и нами подписанному, непременно от сего времени в течении 5 лет всем нужным и пристойным снабжен, алтарем на восток по обычаю Восточной Греко-Российской церкви и алтарь тот был бы не темный, престол вышиною в 1 аршин 6 вершков и со доскою, а шириною и длиною по мере алтаря, под наблюдением благочинного, для чего по чиноположению строение оного храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному кафедральному ключарю прот[оиерею] Михаилу Скрябину. Дана сия грамота мая по 2 день 1833 года».
Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781—после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской церкви. Вчерне работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь освящена 14 июля 1841 года архиепископом Антонием. Храмовая часть с ионическим портиком и широким барабаном главного нефа придает Покровской церкви величественный вид. В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось «поновление двух иконостасов и всех икон церкви». Подряд на изготовление новых иконостасов был взят мещанином Дмитрием Федоровичем Медведевым, в 1840—1841 годах ему выплачено полторы тысячи рублей. Одним из живописцев, «писавших хоругви и поновлявших иконы», был Дмитрий Курепин. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы во имя Сретения Господня и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, устроенные в трапезной купцом С.П. Евфимовым и «тщанием прихожан». Иконостасы в приделах ставил подрядчик Киприян Яковлев…
При очередном ремонте в 1872 году «усилиями церковного старосты В.О. Ухина» возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским). В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков. На церковной земле стояли когда-то деревянный флигель, где жил псаломщик, и каменная караулка. В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный по «образцовому» (типовому) проекту в начале XIX столетия. В 1893 году на средства попечительницы Надежды Егоровны Поповой была открыта приходская школа для девочек. Одним из направлений деятельности религиозной общины традиционно являлась благотворительность. При Покровской церкви существовала каменная богадельня, пожертвованная в 1867 году купцом В.О. Ухиным (впервые богадельня на шесть человек упоминается в 1829 году). Там находили приют нищие и одинокие женщины.
В ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники -Григорий Григорьев (1770), протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Логгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин (1877), благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784—1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина (1759). Сейчас за алтарем уцелела лишь могила митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа (1871-1961)…
Революция нарушила привычный ритм жизни. Для церкви настала суровая пора испытаний, когда главным было уцелеть и выжить. В 1921 году прошел сбор средств в фонд голодающего Поволжья, сдали свои ценности и от Покрова (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский). В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы. Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Иванович Ижогин. В числе прихожан в 1925 году упоминается живший в одном из домов в церковной ограде Павел Владимирович Менглет — отец известного актера, уроженца Воронежа Георгия Павловича Менглета (1912-2001). В 1926 году священники Петр Иванович Новосельцев (1883 — после 1932), Павел Николаевич Пашин и Павел Васильевич Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом. Оба они были репрессированы, а Павел Смирнский в 1937 году расстрелян. Василий Ижогин принес покаяние, но потом вновь вернулся к обновленчеству. Известно, что в октябре 1927 года церковь перешла в руки григорианцев: «автокефалисты безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали царские врата в алтаре, изгнали православный причт и в скорбь и слезы повергли тысячи покровских прихожан, лишив их возможности удовлетворять свои потребности». В 1927-1932 годах Покровская церковь являлась кафедральным собором григорианцев. В 1928 году григорианский раскол возглавлял Виссарион (Зорин) с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. Настоятелем храма был протоиерей Алексий Попов, прежде служивший в церкви Покровского монастыря. В 1930-1931 годах григорианскую епархию возглавлял епископ Иероним (Борецкий), числившийся заместителем митрополита ЦЧО Виссариона. В Покровском храме служили до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом ситуация поменялась, и в церкви расположился выделившийся из Краеведческого Антирелигиозный музей. Большего глумления над религиозными чувствами верующих трудно было придумать! Многие воронежцы, в свои пионерские годы совершавшие туда походы, помнят закрепленный под куполом маятник Фуко.
В 1942 году Антирелигиозный музей был эвакуирован, а по возвращении вновь слился с краеведческим. В январе 1943 года Воронеж был освобожден от фашистов и на какое-то время возле церкви развернули выставку трофейной техники. Само здание было повреждено при бомбежках и артобстрелах, сгорело покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты. Тем не менее вернувшиеся в разрушенный город воронежцы быстро приспособили церковь под жилье, разместившись даже в узком пространстве колокольни. В 1943 году здание оставалось за Краеведческим музеем. Восстанавливали его по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963). В августе 1945 года возникла так называемая «двадцатка» во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, которые стали стучаться во все двери с ходатайствами о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями патриарх Алексий I (Симанский). 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеж и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества». 10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для верующих, 26 мая здание передали православной общине. Настоятелем храма стал протоиерей Василий Капитонович Казьмин. 14 октября 1948 года при огромном стечении народа епископ Иосиф (Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь стала кафедральным собором. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея. 7 октября 1951 года после ремонта собор освящен полностью архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников… 23 ноября 1952 года в храме освящен придел во имя святителя Тихона Задонского…
Возможность обустройства церковной территории появилась с конца 1980-х годов. На усадьбе выросли крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, воскресная школа, ризница, просфорня, на обрыве к Поднабережной — епархиальное управление. При церкви собираются члены православного братства во имя святителей Митрофана и Тихона. 17 сентября 1989 года в Покровский собор были торжественно переданы мощи святителя Митрофана, на протяжении шестидесяти атеистических лет хранившиеся в Воронежском областном краеведческом музее. Эта дата внесена в церковный календарь как второе обретение мощей воронежского первосвятителя.
По материалам: А. Акиньшин «Храмы Воронежа»

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Воронеже в Беломестной слободе двуштатная, строенная в 1736 г. на место деревянной, упоминаемой еще в писцовых книгах 1628 г. и значившейся на посаде в Беломестной слободе. В Покровской церкви в трапезной два придела: на правой стороне – Сретения Господня и на левой стороне – Знамения Божией Матери. В 1845 г. перестроена и вновь освящена архиепископом Антонием. Это – одна из лучших в г. Воронеже по архитектуре церковь, замечательная своим положением на высоком месте, откуда открывается прекрасный вид на часть Воронежа и окрестности. Как снаружи, так и внутри она отличается симметричной красотою расположений своих частей.
В 1872 г. были возобновлены при церковном старосте Вас. Онуфр. Ухине в трапезной оба придела, иконостасы вызолочены червонным золотом по полименту. Причта при этой церкви два, хотя по положению в 1867 г. определено быть 1 настоятелю и 2 псаломщикам.
Земли пахотной 47 дес. и сенокосной 7 ½ дес., отмежеванной еще в 1788 г. Земля эта отдается в аренду за 300 руб. в год. На землю в церковной ризнице имеются план и межевая книга. Причт пользуется % с капитала в 8 659 руб., пожертвованного разными лицами за поминовение.
Здания, принадлежащие к сей церкви: каменная богадельня, устроенная на средства купца Василия Онуфриевича Ухина на купленной им усадьбе и затем пожертвованной церкви, на что испрошено высочайшее соизволение от 11 ноября 1867 г. В богадельне помещается 9 престарелых бедных женщин разного сословия. На содержание живущих в богадельне положено в банке до 500 руб.; деревянный флигель, в нем помещается псаломщик и каменная караулка – все эти здания покрыты железною крышею. Прихожан свыше 800 душ.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Число жителей Воронежа в первой трети ХIХ столетия неуклонно росло. Вместе с ним увеличивалось и количество прихожан Покровского храма, тогда ещё не бывшего кафедральным. Старое, простоявшее без малого сто лет, здание церкви становилось тесным. Существенно не повлияла на положение дел холерная эпидемия 1830-1831 годов, прокатившаяся по европейской России, которая выкосила и многих воронежцев. Численность прихода Покровской церкви вследствие эпидемии уменьшилась на 200 человек, но необходимость в перестройке недостаточно просторного храма сохранилась. 3 марта 1833 года, после согласования со строительным комитетом министерства внутренних дел, проект нового храма получил высочайшее императорское одобрение. 2 мая 1833 года святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, выдал храмозданную грамоту, в которой предписал построить церковь «вновь каменным же зданием, также во имя Покрова Божией Матери, в соответственном приходу пространстве». Известно, что впоследствии эта грамота хранилась в самой церкви — по одним сведениям, в рамке за стеклом в правом приделе на иконостасной стене, по другим, на средней колонне трапезной с левой стороны.
Нынешний воронежский Покровский собор, хотя и выглядит, как единое целое, на самом деле представляет собой архитектурный комплекс построек разного времени, сложившийся чуть более ста пятидесяти лет назад. Его главные части — наос и алтарь — появились во второй четверти ХIХ века, колокольня — полувеком раньше, а трапезная и вовсе не что иное, как переделка древнейшего каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы 1736 года постройки. Специалисты, изучавшие воронежский Покровский собор, отмечают, что четверик храма производит впечатление цельного массива, чему способствует отсутствие мелкого декора. При определённых ракурсах поверхность стены работает на макроуровне, давая возможность наблюдать фактуру белой зернистой поверхности; но это возможно лишь в солнечный день, в определённые часы и только для зрителя, способного «пробраться» на необходимую высоту — например, на балконы близлежащих высотных зданий. Кубический объём храма, а также портики, алтарная часть и ротонда подкупольного барабана завершаются низкими трёхступенчатыми аттиками классического рисунка.
Световой барабан расположен выше среднего яруса колокольни; из-за особенностей участка и обилия «нижних» точек зрения почти отовсюду он видится как доминирующая часть собора — эффект совершенно неслучайный. Высокие арочные окна светового барабана почти не действуют на просвет; верхняя треть барабана измельчена пластичными криволинейными ободами декоративных карнизов, что зрительно облегчает массы стены. Окна разделяются узкими плоскими пилястрами, — фактически лишёнными капителей, — что, очевидно, является погрешностью и упрощением против первоначального проекта церкви. Над карнизом с дентикулами — четыре невысоких аттика также криволинейной поверхности. После целой серии частичных реставраций декор храмовой части утратил первоначальный вид. Пилястры имели развитые капители, окна — менее дробный переплёт, а крупные гладкие поверхности стен храма — накладные элементы в виде тонко проработанных лепных деталей. Утраты такого характера скомпенсированы весьма удачным колористическим решением: весь собор, за исключением цокольной части, — беспримесно-белый, что позволяет выявить архитектонику объёмов, а также подчеркнуть золото куполов. Четверик отличается наибольшей чёткостью ордерного декора, что можно рассматривать как проявление развитой ампирной архитектуры. Декор стен трапезной лаконичен: это руст между прямоугольными окнами, крупные полуциркульные перемычки поверх ряда окон и довольно широкий венчающий карниз сложного профиля. Часть окон трапезной имеет более поздние завершения в виде архивольтов той же формы, что и на ярусах колокольни. Кроме того, у части окон довольно отчётливо прочитываются скруглённые очертания верхней части, напоминающие стилизованные окна петровской эпохи гражданского строительства, чему в некоторой степени способствует и частая гранёная решётка тёмного металла, которой забраны окна. Апсида закрывает почти всю поверхность восточной стены главного храмового объёма. Декорировка апсиды в точности соответствует архитектурным деталям стен трапезной: рустованная стена прорезана шестью крупными высокими окнами. Часть окон дополнительно украшена декоративной решёткой чугунного литья. Крупные перемычки над окнами имеют форму веерного типа; каждый простенок между окнами разбит надвое плоскими широкими пилястрами сильно упрощённого дорического ордера.
Колокольня Покровской церкви имеет три яруса, оформлена ордерным декором. Нижний ярус украшен рустовкой, дверной проём — арочный; средний ярус — оформлен полуколоннами, на которые опирается портик с фронтонами по четырём сторонам света; верхний ярус выполнен в виде ротонды с прямоугольными проёмами, низким куполом и шпилем. Основные конструкции главного храмового объёма — пониженные подпружные арки и парусные своды, несущие крупный барабан; шестистолпная трапезная часть перекрыта тремя парами крестовых сводов. Обширное пространство храма предваряется небольшим холодным притвором. В нартексе, вдоль нижней части стен, идёт роспись в виде традиционных полотен. Восточная стена притвора прорезана тройным дверным проёмом, образующим трельяжный тамбур и ведущим в трапезную часть собора. Над дверным проёмом в углублённом полуциркульном крупном люнете, в пандан уличной фреске над главным входом, располагается монументальное поясное изображение Покрова Божией Матери.
В основном четверике собора фрагменты стены над обоими киотами заполнены настенными росписями, изображающими русских святителей. Фигуры изображены в три четверти, развёрнуты к зрителю. Этот фрагмент храмового интерьера выглядит наиболее эклектично. В восточных выступах стены, разделяющей трапезную и собственно храмовую части, находятся клиросы, в западных — алтари трапезной. На уровне пят подпружных арок, поддерживающих купол, проходит карниз на фигурных мутулах. Широкие подпружные арки с парусами поддерживают высокий барабан купола. Хоры южного и северного приделов размещаются над входными порталами. Конструктивно они представляют собой утопленные в толще несущей стены полуарочные ниши, куда ведут соответственно две винтовые лестницы в боковых эскедрах. Подпружные арки имеют ширину, равную ширине центральной арки, и расписаны евангельскими сценами.
Среди святынь Покровского собора привлекает внимание находящийся в алтарной преграде северного придела список с Сицилийской иконы Божией Матери. По преданию, она была принесена легендарными основателями Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря — выходцами с Сицилии Ксенофонтом и Иоасафом.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №99, 2014 г.

Покровский собор Воронежа удивительно гармоничен — при том, что он строился «по частям», и начало и конец трёх его строительных периодов разделяет сотня лет. Низкая, вытянутая в длину, с 9 окнами по фасаду и 6 столпами внутри, трапезная часть была сооружена к середине XVIII в. В её архитектуре нет ничего церковного — она напоминает простую хозяйственную постройку. Очевидно, в подобных залах проходили молитвенные собрания древних христиан. (Много позже южный фасад трапезой был дополнен 4-х колонным дорическим портиком). Воздвигнутую 1790-х гг. трехъярусную колокольню явно проектировал зрелый мастер раннего классицизма. Она привлекает взгляд не размерами, а своим изяществом, тонко найденным соотношением пропорций ее ярусов, каждый из которых отличается планом. Нижний ярус — крестообразный, средний — восьмигранный и верхний — круглый в плане. Наконец, «настоящая» (холодная) церковь была построена в середине царствования императора Николая I, когда в С.-Петербурге творили такие мастера русского ампира, как К.И. Росси и В.П. Стасов. Вид у нее вполне столичный, более того, в столице у нее имелся близкий аналог — подкупольная часть Сергиевского «всей артиллерии» собора (не сохранился). В обоих храмах мощный купол несут арки, опирающиеся на угловые утолщения стен. Весьма сходный по облику подкупольной части храм — Николы Белого — выстроили в те же годы в Серпухове. Но и в Петербурге, и в Серпухове к «настоящей» церкви примыкает равная ей по ширине и высоте трапезная, которая сводит на нет эффект совмещения двух свободных для обозрения объемов — куба и цилиндра, перекрытого невысоким куполом. Прихожане Покровского храма обладали на редкость развитым художественным вкусом — они сохранили старую трапезную, чтобы не нарушить обзора настоящей церкви с запада. Сохранили они и колокольню, которую построили еще их отцы и деды. В итоге получился неповторимый храм, разные части которого, построенные разными поколениями архитекторов и заказчиков, в сумме дали высокохудожественное единство. Не зная строительной истории здания Покровского собора, невозможно предположить, что началом и концом его сооружения являются 1736 и 1841 гг.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?