Воронеж. Домовая церковь Иоанна Богослова в бывшем здании Духовной семинарии.

Одну из лучших домовых церквей имела у себя духовная семинария (Большая Дворянская, 29). Храм в семинарии начал действовать в 1822 году с момента окончания строительства здания на Большой Дворянской, он был освящен епископом Епифанием (Канивецким). Храм находился «в лучшей части дома», в центре второго и третьего этажей, и посвящался святому евангелисту Иоанну Богослову. Семинарская церковь перестраивалась и расширялась в 1847,1896 и 1903 годах. После этого она имела размеры 38 на 8 метров при высоте 8 метров (без алтаря). В начале XX века церковь уже освещалась электричеством. В 1896 году работы проводились на средства старосты купца Матвея Ульяновича Сычева. Стены были отделаны искусственным мрамором, обновлены алтарь и живопись. 7 сентября 1896 года церковь освятил ректор семинарии протоиерей Алексий Спасский.
Иоанно-Богословскую церковь в определенной степени можно считать продолжением учебных классов: здесь семинаристы должны были продемонстрировать на практике то, что они постигали в теории. Поэтому безошибочно можно утверждать, что в ней немало времени провел каждый студент. В стенах церкви бывали бурсаки святитель Петр (Полянский), новомученик Димитрий (Краснопольский), будущий митрополит Леонтий (Лебединский), Андрей Серебрянский, Иван Никитин, Алексей Путинцев, педагоги Николай Чехов, Григорий Недетовский (писатель О. Забытый), врач Константин Федяевский, ректор семинарии 1880-х годов известный историк и краевед архимандрит Димитрий, (Самбикин).
Иван Саввич Никитин, который находился в семинарии четыре года (1839-1843), свои впечатления отразил в «Дневнике семинариста» (1860). Вот строки, посвященные храму Иоанна Богослова: «Сегодня поутру в нашей семинарской церкви был торжественный молебен, на котором присутствовали профессора и почти все ученики. После того, как диакон провозгласил многолетие всем учащим и учащимся, хор певчих привел в восторг большую часть слушателей своим чуть ли не сверхъестественным криком; в особенности отличались басы. Из церкви ученики разошлись по классам».
В церкви было несколько десятков икон — многочисленные дары архиереев, бывших выпускников, юбилейные пожертвования. Иконы создавались в разное время — были «древнего письма», имелась копия с работы живописца Владимира Боровиковского, были лики, подписанные авторами, художниками Михаилом Чернышевым и Львом Соловьевым; последний, кстати, преподавал здесь же, в иконописном классе. Одна из икон отошла к семинарии от А.В. Андроновой, сестры Алексея Кольцова. На праздновании полуторавекового юбилея семинарии в сентябре 1899 года была выставлена «световая икона» (очевидно, на стекле) Иоанна Богослова работы Л.Г. Соловьева. Из четырех Евангелий в семинарском храме два были весьма старыми, отпечатанными в 1701 и 1751 годах.
В 1884 году духовники семинарии стали штатными священниками — сначала Димитрий Таиров, а с 1895 и до 1918 года — Феодор Склобовский. До этого поочередно служили педагоги, имевшие духовный сан, или приходские священники.
Здание семинарии уже в марте 1918 года было занято красноармейскими частями, за исключением ректорской и инспекторской квартир и части классов второго этажа. Ректор семинарии архимандрит Серафим (Соболев) уехал в это время в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца. 14 апреля 1918 года произошло столкновение отряда Красной Армии с анархистами, засевшими в семинарии. Из Тулиновского переулка по семинарии стреляла легкая пушка, снаряды попали в здание. Был поврежден фронтон, сбита люстра в церковном зале, разрушены окна внутренней церковной стены, разбиты окна в алтаре и в библиотеке. Семинарию от анархистов очистили.
Уже в июле 1918 года последнему ректору семинарии Тихону Олейникову стало известно, что здание семинарии реквизируется и вскоре будет занято «некоторыми правительственными организациями (округ путей сообщения, отдел труда)». Церковь Иоанна Богослова была закрыта вместе с учебным заведением в августе 1918 года. Возвратившийся в Воронеж архимандрит Серафим и часть постоянных богомольцев в жалобе облисполкому протестовали против выселения, так как в семинарии «имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя… а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету Народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства». Естественно, что письмо не возымело действия, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное движимое имущество реквизировали.
Источник информации

Церковь Иоанна Богослова в здании Воронежской духовной семинарии устроена не позже 1816 г. старанием преосвящ. Воронежского Антония I (1810-1816 гг.), при котором была построена духовная семинария на ныне существующем месте. Церковь устроена на 2 этаже, посреди всего корпуса, к лицевой его стороне, на Дворянскую улицу. Ход в церковь с улицы Дворянской под часовнею, в парадные сени, на которых устроены вешалки для платья. Из сеней, через коридор, ход на чугунную, с двумя маршами до 2 этажа лестницу и с площадки, к которой ведут две боковые части лестницы, соединенные затем в одну общую, в подцерковный актовый зал. Над входною в этот зал дверью икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Подцерковный зал двухсветный, имеет в длину 30 арш., ширину 13 ½ арш. и высоту 14. На стороне, обращенной к Дворянской улице, 14 окон, из них 7 больших и 7 меньших. На другой стороне зала, обращенного в внутреннюю часть здания, вверху 7 окон, а внизу три двери, все вводят в зал.
На западной стороне – дверь в фундаментальную семинарскую библиотеку, а на восточной – три двери стеклянных. Средняя дверь полукруглая, над нею икона св. Митрофана и Тихона, в серебряной позлащенной ризе – эта икона дар высокопреосвящ. Серафима братству в честь выше упомянутых святителей. Между среднею и боковыми стеклянными дверьми на столбах иконы Спасителя и Божией Матери. В северо-восточном углу церковного зала под сенью, украшенною золоченною резьбою, в киотах иконы. Стены актового зала окрашены в зеленую краску, а потолок – белый, с различными изображениями.
Семинарская церковь состоит из большой двухсветной залы; вход в церковь из зала в три стеклянных двери, а также из внутреннего здания, с коридора; в церковь вводят три двери, одна из них в алтарь. Алтарь от церкви отделяется капитальною каменною стеною, вход в него из внутреннего коридора 2 этажа. Вверху над алтарем устроена гардеробная. За алтарем в восточной части небольшое отделение – ризница, с одним окном.
В церкви 18 окон, из которых 12 на Дворянскую улицу: 6 окон внизу и 6 вверху. Церковь и церковный зал отопляются 5 голландскими печами. Стены церкви окрашены масляною краскою темно-зеленого цвета. На стенах иконы, все в киотах резных, позлащенных. Близ иконостаса на стене, в особо устроенном киоте иконы: св. Николая чудотворца, архангела Михаила, св. пророка Илии и Василия блаженного – все эти иконы в серебряных позлащенных ризах в 1884 г. поступили в дар семинарской церкви от Александры Васильевны Андроновой, родной сестры известного воронежского поэта А.В. Кольцова.
Иконостас деревянный, окрашен белою краскою с позолотою на колоннах и на рамах вокруг икон. Царские врата деревянные, резные, позлащенные, на них 6 икон Благовещения и 4 евангелистов… Ризница семинарской церкви небогата и нет облачений, выдающихся ни древностью, ни богатством.
***
Существовавшая часовня при Воронежской духовной семинарии в память избавления государя от угрожавшей ему опасности 4 апреля 1866 г. заложена была 10 июня, место было освящено архиепископом Серафимом в присутствии викарного епископа Феодосия, губернатора и др. городских властей (Воронежские Епархиальные Ведомости №12 1867 г.). По постройке ее 4 апреля до 1881 г. викарные преосвящ. с духовенством, ближайшим к Акатову монастырю, к этой часовне совершали крестный ход, и из духовной семинарии на встречу выходил ректор семинарии. По совершении литургии в семинарской церкви и у часовни совершался благодарственный молебен, а затем крестный ход направлял свое шествие к Митрофанову монастырю. На пути, близ Кольцов. сквера, присоединялся к общему ходу крестный ход из кафедрального Троицкого собора. По окончании литургии в Митрофан. монастыре – благодарственное молебствие Господу Богу за спасение жизни государя императора Александра II Николаевича совершалось на площади (Воронежские Епархиальные Ведомости 1870 г. № 8 стр. 429-430).
С 1881 г. прекращено служение молебствия 4 апреля и не совершается крестный ход от часовни, находящейся при семинарии, а служится в семинарской церкви по в «Бозе почивающем Государе Императоре Александре II» панихида. Перед иконою св. Александра Невского, что в семинарской часовне, 30 августа по окончании литургии – молебен св. князю Александру.
Часовня, построенная в память чудесного спасения покойного государя, находится на Дворянской улице, перед парадным входом в здание духовной семинарии. Она имеет вид часовни, увенчанной куполом, на котором утвержден был железный крест, передняя часть ее выходит на улицу, а сама часовня проходная и под нею проложен тротуар.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1885 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?