Воронеж. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

При взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти трудно сейчас представить ее былую красоту — и не только потому, что скрыта она лесами. Изъеденный временем красный кирпич не сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы. Иное было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местный архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа; покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие локарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде. зубчатого-колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Не второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки». В этом сооружении Ю. И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747—1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века.
Старожилы Воронежа, конечно же, догадались, что речь в этом описании идет о Введенской церкви на улице Освобождения Труда. Ее полное название — Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вот как трактуется это библейское событие. По достижении Девой Марией трех лет ее благочестивые родители Иоаким и Анна решили посвятить дочь Господу и отправились для этого из Назарета в Иерусалим. Весть о посвящении юной отроковицы распространилась по городу и собрала множество юных дев с зажженными свечами сопровождать ее в храм. Там встретил ее святой Захария. Мария, поставленная на первую ступень лестницы, быстро, как бы несомая ангелами, взошла в помещение. Захария ввел ее в «святая святых» храма, чем удивил не только людей, но и ангелов. По введении во храм (а это произошло 21 ноября) Дева Мария осталась жить при нем в келье, посвятив себя Богу. Праздник Введения установлен в IV веке; византийская церковь включила его в число великих в XII веке. С тех пор в православном мире ему стали посвящать церкви. В Воронеже Введенская церковь появилась, можно сказать, случайно. Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном. Видимо, святитель воспротивился появлению в городе одноименных церквей, и новое молитвенное здание нарекли Введенским. Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной, двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Этому подвижнику эпохи раннего христианства Господь даровал возможность избавлять от вора и обидчика, обличать мошенников и открывать похищенное, укреплять веру в воинах, оберегать их от плена, ран и смерти. Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» (1908), дотошный автор священник Николай Никонов детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров). Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: Божией Матери «Всех скорбящих радости», святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина. Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 года ноября 15 дня во святую» церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года издания. В 1905 году приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где проживали 555 человек, отличавшихся «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», причт не имел.
При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами». В ограде церкви издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В летописном «Синодике» отмечено более десятка погребений еще у старого деревянного храма на протяжении 1730—1770-х годов. В основном это были представители трех семей: Елисеевы, в их числе Наум Захарович (1737) и его вдова Екатерина Романовна (1756), которую отпевал преосвященный Феофилакт; Кошкины и Вяхиревы. В исключительных случаях прицерковный погост использовался и в XIX веке. К примеру, в январе 1894 года там были похоронены Ольга Останкова, Дарья Сафонова и Прасковья Попова, зверски убитые грабителями в доме на Введенской улице. До революции сохранялись еще надгробные плиты на могилах дворянина Ивана Зацепина и попадьи Александры Никоновой. В печально известные годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором. Два с лишним века священники Введенской церкви несли свою пастырскую службу. Отец Василий Елисеев, к примеру, исповедовал и причащал прихожан в течение сорока одного года вплоть до своей смерти в 1821 году. Его похоронили в соседнем Акатовом монастыре. По четверть века каждый прослужили здесь батюшки Василий Лукин и Петр Иванов. Немало для укрепления авторитета храма сделал Константин Иванович Чернышев, служивший с 1886 года. Его перу принадлежит статья о ранней истории и достопримечательностях Введенки, опубликованная в «Епархиальных ведомостях» (1896). В феврале 1897 года он скончался; похоронен за алтарем. С апреля 1899 года настоятелем церкви стал Николай Григорьевич Никонов, его и застали здесь революционные бури.
В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства, и купили ли на них хлеб для голодающих крестьян или использовали для организации перманентной революции — никто уж не узнает. Точную дату закрытия Введенского храма отыскать я не смог, но по воспоминаниям очевидцев, это произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия. Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент.
В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич. С конца 1970-х годов работы продолжила черепашьими темпами местная реставрационная мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. На большее не хватило старых запасов кирпича, да и руководство мастерской все время искало заказы повыгоднее и не такие трудоемкие. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела.
В 1990 году Введенокую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. Сейчас она в лесах, там ведутся работы, поэтому на фотографии представлен ее более ранний вид. Нам остается пожелать строителям успеха и напомнить о том, что Введенская церковь была красивейшей в Воронеже. Это именно тот случай, когда реставрацию не должен подменить скорый ремонт и приспособление здания под прежние нужды в ущерб его дивному облику. В конечном счете промедление во времени оправдается тем, что возрождению религиозных чувств новых прихожан будет служить и древность храма, и его эстетическая красота как памятника архитектуры. В начале 1994 года епархиальным управлением принято решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея, экспонаты для которого будут возвращены из фондов краеведческого и художественного хранилищ. Богослужения в церкви предполагается вести только в особо торжественные и праздничные дни.
http://vrnchurch.narod.ru

Здание Введенской церкви, начиная с плана, представляющего сложного рисунка латинский крест, и кончая обработкой деталей оконных наличников, полукруглых ломаных фронтонов, овальных окон второго этажа, сочных завитков колонн — является типичным барокко. Конструкция самой церкви не отличается от обычного для Воронежа типа.
Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка.
Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящих колонны, поддерживающие четыреугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки.
Известный историк Воронежского края митрополит Евгений Болховитинов относит сооружение церкви ко времени около 1770 г., то есть, к тому времени, когда только что было окончено в Киеве одно из самых замечательных сооружений Растрелли — Андреевский собор (1747-1767 гг.).
В колокольне Введенской церкви, особенно в идее отдельно стоящих угловых колонн среднего и особенно верхнего этажа, поддерживающих четырехугольные с богатыми карнизами выступы, чувствуется несомненное знакомство строителя Введенской церкви с проектом Андреевского собора и обработкой его углов.
Необходимо вспомнить, что связь Воронежа и Киева того времени в лице духовенства была очень тесной. Так в период 1767 — 1775 гг. епископскую кафедру в Воронеже занимал Тихон II, воспитанник киевской духовной академии, а митрополитом киевским около этого времени был тот иеромонах Иерофей, который в период 1759 — 1761 гг. был первым префектом воронежской семинарии. Ничего нет удивительного, что при такой тесной связи двух городов в лице высшего духовенства, архитектурные идеи знаменитого Растрелли, примененные в Киеве, легко могли проникнуть в Воронеж.
Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы в г. Воронеже каменная, с каменною колокольнею, с приделами: с правой стороны – св. муч. Иоанна воина, с левой – св. Митрофана, епископа Воронежского, построена в 1771 г., освящена в 1780 г. 4 июня.
Эта церковь построена на место прежде бывшей, так как под 1730 г. упоминается при Введенской церкви священник Иоакинф; в 1777 г. при этой церкви было два священника: Павел Сидоров и Ермил Иванов. Из последующих известен о. Андрей (около 1840 г.) Ныне при сей церкви состоит настоятель протоиерей Петр Иванов.
Земли нет, причт получает 171 руб. с капитала 2850 руб. прихожан 290 душ муж. пола.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик её несет явные черты школы Б. Растрелли. С 1999 г. Введенская церковь, находящаяся за оградой обители, приписана к Алексеевскому Акатову женскому монастырю и является его подворьем. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/khram-v-chest-vvedeniya-vo-khram-presvyatoy-bogoroditsy-i-prisnodevy-marii-pripisnoy-khram-alekseevs/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?