Воронеж. Церковь Михаила Архангела.

МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1776—1781 гг.
Построена, как предполагают, по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского. По плану близка к сооруженной им Покровской церкви на Подоле в Киеве. Возведена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, одноку-польная, со своеобразным планом, который складывается из квадратной центральной части с полукруглыми апсидами с севера и юга, с прилегающими слегка вытянутой алтарной частью с полукруглой апсидой, фланкированной по сторонам ризницей и диаконником, и квадратного в плане притвора. С западной стороны расположена колокольня, построенная в начале XX в. и соединенная с церковью граненым переходом. Северный и южный входы — с двухъярусными крытыми папертями.
План верхнего яруса полностью повторяет план нижнего. Нижние помещения перекрыты системой полуциркульных сводов с распалубками, а в закругленных частях — конховыми. Верхний ярус сооружения перекрыт куполом на высоком восьмигранном барабане и системой полуциркульных и конховых сводов. Сооружение отличается хорошо найденными пропорциями, композицией масс и гармоничным единством архитектурного и скульптурного декора. В декоре фасадов преобладают пилястры, членящие стены и барабан купола. Капители пилястр — ионического ордера, усложненного гирляндой между волютами. На углах пилястры раскрепо-ваны и имеют заглубленные панели — это создает дополнительную светотеневую игру. Объемы пониженных ризницы, диаконника и папертей создают дополнительную живописность расчлененного массива сооружения.
Фронтоны на полукруглых выступах апсид, равных по высоте основному объему церкви, типичны для архитектуры И. Г. Григоровича-Барского. Фигурные наличники, декор ионических капителей пилястр и многочисленные лепные барельефы сюжетного и орнаментального содержания придают большую яркость этому барочному сооружению. Кроме плана, второй особенностью памятника является широкое применение скульптурных тематических барельефов в отделке фасадов. Первоначальный декор интерьера не сохранился.
Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.30-31, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Местечко в 36 верстах от Глухова и в 30 от Кролевца, на ровной площади окруженной лесами. Поселение по началу едва ли не современное Глухову.
При гетманщине Воронеж один выставлял сотню казаков и в нем было сотенное управление. Тогда местечко было богатое, торговое и людное. Потому было здесь до 7 приходских храмов. Здесь была и протопопия или духовное правление. «Как только воронежская протопия, говорит архипастырская грамота 1733 года, отделилась от глуховской, в тое время села: Гомалеевка, Локотки, Маков, Палеевка, Бирин, Мутин до слободки: Юрасовская, улица и Стягайловка до воронежской протопопии определены»; в подтверждение того указано за консесс архиеп. Черниговского Лазаря Барановича: «по Десну реку селам до воронежской протопопии належать», в том числе и Кролевцу . Впрочем в Воронеже часто оставалось одно наместничество.
На колокольне церкви Михайловской, разбившемся во время пожара, была надпись; что он слит «до храма св. арх. Михаила в гор. Воронеж 1652 р.» в 1706 г. был основан каменный храм в честь собора св. архангелов Михаила и Гавриила, прот. Голенковским. Но храм был построен не прочно и по опасности падения в 1775 г. был разобран. Новый заложен 1776 года и освящен в 1781 году. Строителями последнего были Матвей и Андрей Ивановичи Холодовичи. Наружные стены храма украшены алебастровыми изображениями Спасителя, апост. Андрея и Матфея, арх. Михаила, вм. Варвары и свят. Николая. В верхнем этаже храма престол в честь арх. Михаила и Гавриила; в нижнем – в честь св. Николая и вм. Варвары. Напрестольный крест с подножием – в 25 ф. серебр., с надписью: «року 1691». Евангелие виленск.п. 1644 г. (редкое), другое к.п. 1697 г. с надписью: «до храма св. арх. Михаила и Гавриила рабом Божиим Андреем Давидовичем року 1700»; далее: «оправлено внуком Николаем Ивановичем Давидовичем». Третье Евангелие м.п. с надписью: «иером. Иннокентия, прислано в церковь Михайловскую воронежскую 1747 г.» в верхней церкви на аналогие крест: в средине его часть животвор. Креста и ризы Господней; по сторонам двумя колоннами расположены мощи разных святых; надпись: «сии мощи даны в церковь архангельскую воронежскую асаулом Феодором Михайловским 1781 г.» Здесь же небольшая икона св. м. Варвары с частью мощей ее; на задней стороне написано: «сия икона пожертвована в воронеж. сою. Церковь 1778 г. бунчуковым товарищем Матвеем Холодовичем и с засвидетельствованием, что мощи получены из златоверхаго монастыря».
В 1805 г. в просьбе писанной от имени проживавшего в шпитале Якима Сердюкова писали к преосвященному: «михайловский священник Иоанн Щуцкий нерадит о своей церкви, так что хотя она должна бы иметь до 2 000 руб. доходу, окошки и рундуки, карнизы и штукатурка совсем обветшали; за подобное нерадение о Трёх святительском храме Щуцкий назначен был в Польшу, по проискам втерся в михайловскую церковь, где карнавочныя деньги исправляющий должность ктитора Василий Кащенко отдает Щуцкому, а сын Щуцкаго клишский диакон Андрей записывает, что хочет». Архипастырь Михаил отвечал на это так: «просителю объявить, что ему как нищему в богадельне проживающему вмешиваться в усмотрение порядка церковнаго не следует; особливо когда есть при церкви прихожане и он по слепоте своей не может видеть ни порядка, ни безпорядка; подтвердить ему не входить в сие по внушениям ябедников, а иначе препровожден будет в губернское правление для суждения».
Воронеж, http://otkudarodom.ua/ru/voronezh

Михайловская церковь Воронежа — это шедевр украинского барокко конца 18 в. Церковь была построена под руководством архитектора И. Григоровича-Барского. Архитектура церкви сочетает в себе черты православных и католических храмов позднего барокко с воздушными линиями и множеством колонн. Признанным украшением церкви по праву считаются стилизованные изображения-горельефы апостолов на стенах церкви. Западный фасад здания — это традиционная колокольня. Росписью церкви занимался знаменитый художник Н. Мурашко. Храм разделен на несколько этажей: верхний посвящен Архангелу Гавриилу и Архангелу Михаилу, нижний — Великомученице Варваре и Святому Николаю.
Сегодня храм радует посетителей живописным иконостасом, реконструированными элементами куполов и колокольни с воздушными линиями, небольшими окнами-арками и колоннами по бокам. Рядом с церковью также расположена церковно-приходская школа.
http://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/71226_mihaylovskaya-cerkov-voronezh.htm

Оригинальным произведением, стоящим на грани двух периодов истории украинского зодчества, является трехкамерная однокупольная церковь в селе Воронеж (1781 г.). Местечко Воронеж в свое время представляло собой довольно крупный торговый центр.
Церковь украшена снаружи алебастровой барельефной скульптурой, что совершенно необычно для православных храмов. Можно предположить, что здание было построено каким-либо западным мастером (в окрестностях местечка примерно в это время была поселена колония переселенцев из Германии). Однако можно высказать и другое предположение. Фронтоны этой церкви напоминают фронтоны многих построек Григоровича-Барского и, в частности, фронтоны собора Золотоношского монастыря. Возможно, воронежский памятник строил этот архитектор или его последователи.
В барельефных украшениях церкви в с. Воронеж Черниговской области (в 70-х г.г. XVIII в.) на наружных плоскостях стен изображены святые. Этот случай является единственным, не получившим дальнейшего распространения.
Цапенко М., «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.

В основу композиции плана положен квадрат (7,75х7,75 м), к которому с востока примыкает полуциркульное алтарное помещение, а с запада – квадратный в плане бабинец. С юга и севера к центральному помещению примыкают короткие ветви-конхи. По сторонам алтаря устроены ризница и жертвенник, у конх – закрытые ганки. Церковь однокупольная, с декоративным фонариком и маковкой; она двухэтажная, в первом ярусе, перекрытом полуциркульными сводами, находится теплая церковь. Бабинец и алтарь (в прямоугольной части) перекрыты полуциркульными сводами, алтарь (в закругленной части) и конхи – четвертьсферическими сводами с распалубками для окон. Фасады храма оформлены пилястрами ионического ордера, окна – треугольными и полукруглыми фронтончиками. Полукруглые окончания ветвей увенчаны аттиками в форме сегментов круга двоякой кривизны, декорированными рокайлевыми картушами и сюжетными рельефами. Храм отличается сложной композицией объемов, торжественностью и нарядностью как внешнего облика, так и интерьера, в котором господствует высотно раскрытое пространство купола.
Храм является одним из самых ярких произведений украинского барокко. Его можно отнести к кругу произведений архитектора И.Г. Григоровича-Барского.
Логвин Г.Н., «Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия». Справочник-путеводитель. Издательство «Искусство», 1982 г.

Каменная церковь построена в 1775-1781 г.г. по проекту архитектора И.Г. Григоровича-Барского за счет бунчукового товарища М. Холодовича и его брата А. Холодовича. Церковь стоит в центре поселка на равнинном правом берегу р. Осоты в окружении одноэтажной усадебной застройки и является градостроительной доминантой.
Здание – двухэтажное. В нижнем этаже – теплый храм с престолом святых Николая и Варвары, в верхнем – холодная церковь с главным престолом святых архангелов Михаила и Гавриила. В 1890 г. по проекту архитектора А. Гросса, разработанному еще в 1874 г., с запада к церкви пристроена колокольня в необарокковых формах. В течение XX в. несколько изменена форма венчания бани и потеряна открытая лестница на Северном и южном фасадах.
Михайловская церковь – трехконховая, однобаневая, есть структура осложненная наличием крылец и дьяконника и жертвенника, пониженность которых придает уравновешенной симметричной композиции динамизма. По характеру архитектурных форм памятник относится к завершающему этапу стиля барокко.
Помещения 1-го этажа перекрыты системой цилиндрических сводов с распалубками, а экседры — конхами. Верхний этаж по плану тождественный нижнем, двухсветный, со световым куполом-восьмериком на подпружных арках и пандативах. Бабинец перекрыт цилиндрическим сводом, экседры-конхами.
Экстерьер памятника характеризуется развитой системой барочного декора с широким применением тематических горельефов. Преобладают вертикальные членения – филенчатые пилястры ионического ордера с гирляндами между волютами. Они несут полный раскрепованный антаблемент. Экседры на трех фасадах увенчаны пластическими фронтонами с карнизами двойной кривизны, в которых находятся скульптурные композиции св. Михаила со змеем, св. Варвары с храмом и св. Николая. Окна окаймлены развитыми фигурными наличниками с сандриками. Над круглыми окнами 2-го света холодного храма выполнены скульптурные изображения херувимов. В восточной нише алтаря – горельеф Спасителя в полный рост, в нише северной стены жертвенника – горельеф апостола Андрея, в нише южной стены диаконника – горельеф апостола Матфея.
Декор интерьера несколько сдержаннее: в нем применены ордерные пилястры и карнизные группы. Четырехъярусный иконостас конца XIX в. выполнен в стилевых формах позднего историзма.
Михайловская церковь в Воронеже является одной из самых завершенных памятников позднего барокко времен Гетманщины.
В.В. Вечерский, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г.

Из Гамалиевки путь лежит через Шостку в Глухов. Но по дороге в Глухов следует посетить поселок Воронеж, где расположен интересный памятник XVIII в. — двухъярусная Михайловская церковь. В 1654 г. Воронеж был сотенным городом нежинского казачьего полка с системой сильных укреплений. В 1664 г. он выдержал нападение польских шляхетских войск. Поврежденные во время военных действий, эти укрепления в 1669–1672 гг. были возобновлены и расширены. В крепости было двое ворот — Клишковские и Глуховские. В конце XVII в. Воронеж был передан на «армату», ибо на налоги с города содержалась казацкая артиллерия. Источники сообщают о том, что здесь существовали ткацкий, гончарный, кузнечный, портняжный цехи, объединявшие 109 ремесленников. В середине XVII в. Воронеж принадлежал сотнику Чернишу, сподвижнику гетмана Богдана Хмельницкого.
В 1776 г. здесь была построена Михайловская церковь, вероятно, по проекту киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского. По плану она напоминала его Покровскую церковь на Подоле в Киеве. Как и в Покровской церкви, в Михайловской к центральному квадратному помещению с севера и юга примыкают небольшие выступы-ризалиты, заканчивающиеся полукруглыми в плане апсидами. По сторонам алтарного помещения расположены ризница и дьяконник. Восточный выступ более вытянут и также имеет полукруглую апсиду; с запада к церкви примыкает квадратный в плане бабинец.
Михайловская церковь двухъярусная, и ее верхний этаж полностью повторяет план нижнего. Внизу находится теплая церковь, наверху-холодная. Нижние помещения перекрыты полуциркульными сводами с распалубками, а в закругленных частях — конховыми.
Верхний ярус храма перекрыт одним куполом и системой полуциркульных и конховых сводов. Если нижнюю церковь освещает небольшое число окон, то верхнюю заливает свет, льющийся через окна двухъярусного купола, расположенные в два ряда. Интерьер верхнего храма очень своеобразен, в нем гармонически объединены две тенденции — глубинного и высотного раскрытия внутреннего пространства, так характерного для чернигово-северских памятников архитектуры (храм Спаса XI в, и Троицкий собор в Чернигове, церковь Рождества богородицы в Гамалиевке).
Торжественная и возвышенная архитектура Михайловской церкви достигнута благодаря хорошо найденным пропорциям, композиции масс и гармоничному единству архитектурного и скульптурного декора. Двухъярусное внутреннее пространство здания на фасадах выявлено нешироким фризом. Но вместе с тем во внешней архитектуре церкви главным является преобладание вертикалей-пилястр, которые членят как стены, так и барабан купола. На углах пилястры раскрепованы и имеют, кроме того, заглубленные панели, что создает дополнительную светотеневую игру. Боковые помещения в углах между выступами с севера и юга значительно понижены в объемах, что увеличивает живописную игру расчлененного массива храма. Причудливые барочные фронтончики с высоко поднятыми лучковыми завершениями, типичными для архитектуры Растрелли, сочный декор в виде коринфских пилястр, фигурные наличники и многочисленные лепные рельефы сюжетного и орнаментального характера придают Михайловской церкви яркий, жизнерадостный характер. Лепные украшения, по-видимому, выполнены киевскими мастерами, так как они имеют много общего с декором Софийской колокольни в Киеве, исполненным в 1746–1747 г.г.
Ясная центрическая композиция масс храма была нарушена объемом высокой колокольни, пристроенной к церкви в начале XX в.
Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Поселок Воронеж.

Михайловская церковь была построена за гетманом в Украине Богдана Хмельницкого (1648-1657). Подтверждением тому является именная надпись на колокола Михайловской церкви, что она вылита «в храм св. арх. Михаила в гор. Воронежъ 1652 г.». Итак, Воронеж уже был городком, а в 1654 г. стал еще и административным центром Воронежской сотни, с отводной крепкой крепостью. Деревянная Михайловская церковь сгорела во время пожара в начале 1700-х гг. В 1706 г. воронежский протопоп Василий Голенковский построил новую каменную Михайловскую церковь, как соборную для всей Воронежской протопопии. Это была одна из самых первых каменных церквей на Левобережной Украине. В 1730-х гг. ячейка протопопии была переведена в Кролевец в Рождество-Богородицкую церковь, которая стала соборной. Лишенная соборного статуса Михайловская церковь простояла недолго, она оказалась неустойчивой, шаткой по постройке, поэтому и была разобрана. В 1776 г. заложена новая каменная церковь, которую построили за счет бунчукового товарища Матвея Холодовича (1712-1783). Церковь освятили в 1781 г.
Одноглава Михайловская церковь построена в архитектурном стиле казацкого барокко, похожая по форме и декору, на церковь Рождества Богородицы (1763) в Козельце, родине гетмана Кирилла Разумовского (1728-1803). Тамошняя Рождество-Богородицкая церковь тоже, как и Михайловская церковь, была построена по проекту киевского архитектора И. Г. Григорьевича-Барского (1713-1785). Михайловская церковь двухэтажная, на верхнем этаже находится главный престол во имя архангелов Михаила и Гавриила. На нижнем этаже – престол во имя св. Николая и великомученицы Варвары. Эта нижняя церковь называлась воронежцами Николаевской, она отапливалась тремя каменными печами, обложенными железом. От названия церкви происходит название центрального угла Воронижа – Никольщина.
В 1873 году рядом с Михайловской церковью построили деревянный дом (14,7х8,4х2,8 м) для проживания священника. В его дворе находились два амбара, два сарая, конюшня, навес и кирпичный погреб. Из метрических записей Михайловской церкви известно, что 30 июня 1876 г. в Михайловской церкви «бракосочетались» – член Нежинского окружного суда, историк Александр Матвеевич Лазаревский (1834-1902) и дочь отставного поручика Анна Николаевна Шрамченко (1852-1931), младшей сестры Матвея Холодовича – основателя этой Михайловской церкви.
В 1890 г. в Михайловскую церковь пристроили каменную трехъярусную колокольню, высотой в 16 и 1/3 сажени (33 м) к верху карниза. В 1899 г. построили рядом с церковью дом (9,8 х5, 7х3, 4 м) для проживания псаломщика, во дворе которого построили еще и амбар и сарай. По страховому описанию 1910 г. длина Михайловской церкви вместе с колокольней составляла 20 саженей (42,6 м), наибольшая ее ширина – 10 и 1/3 сажени (22 м), высота – 6 и 2/3 сажени (12,8 м). ) к верху карниза. В собственности церкви находились на Базарной площади 11 деревянных скамеек, общей длиной в 33 сажени (70 м).
В 1931 г. воронежские большевики закрыли Михайловскую церковь, сбросили кресты с куполов церкви и колокольни и разместили на нижнем этаже состав соли.
В 1979 г. Михайловская церковь была включена в список памятников архитектуры УССР под охранным номером 1552. Вскоре, в 1981 г., возобновились богослужения в Михайловской церкви.
Взято из статьи: Кириевский Вячеслав. Шесть церквей Воронежа, https://history.sumy.ua/research/article/9478-kyryievskyi-viacheslav-shist-tserkov-voronizha.html (перевод на русский язык)

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?