Воронеж. Алексеевский Акатов монастырь.

Монастырский собор — храм во имя святого Алексия (нижний этаж) и Владимирской иконы Божией Матери (верхний этаж) (Алексеевско-Владимирский храм). Построен 1804-1812 годах архитектором И.И. Волковым.

Акатов Алексеевский монастырь, 2 класса, в городе Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составившийся из двух обителей: Успенского монастыря и основанной в 1620 году его игуменом Кириллом (см. о следующем монастыре) Акатовой пустынью, в которую и был переведен упраздненный в 1700 году Успенский монастырь. В монастыре находятся чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручицы и Живоносного Источника. При монастыре второклассная регентская школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В наименовании единственной уцелевшей в Воронеже обители слились воедино каноническо-православная часть и природная, характеризующая его местоположение. Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300—1378). Он управлял Русской церковью с 1354 года при великих князьях Иване Ивановиче и Дмитрии Донском. В эти годы начале» процесс собирания растерзанных междуусобицами и ослабленных монголо-татарским нашествием русских земель. Своей деятельностью митрополит Алексий и его знаменитый соратник, преподобный Сергий Радонежский, ставшие духовными наставниками московских великих князей способствовали консолидации Руси и ее освобождению от ига. Еще при жизни Алексий прославился как чудотворец; в память об одном из событий — исцелении жены золото-ордынского хана — в Московском Кремле был основан Чудов монастырь. Нетленные мощи Алексия были обретены в 1431 году, а в 1485 году, при князе Иване III, они были перенесены в церковь Чудова монастыря. Вскоре митрополит был канонизирован, признан святым Русской Православной Церковью.
В 1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа Им оказался день памяти митрополита Алексия. Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель. Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа. Для нового строительства была выбрана заросшая вековыми деревьями поляна в двух верстах от города. Вначале ее хотели использовать для перевода подтопляемого рекой Успенского монастыря. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки поляна называлась Акатовой, или Окатовой, это имя вошло составной частью в название монастыря — он стал именоваться Алексеевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл, трудами которого был создан и Успенский монастырь. В Акатовой пустыни возвели деревянную церковь во имя святого Алексия, устроили кельи для игумена и четырех старцев. Несколько лет спустя поблизости начали появляться жилые дворы. Во второй половине XVII века монастырь приобрел солидную собственность: крепостных крестьян, земельные вотчины, сенокосы, рыбные ловли и поднялся в этом плане выше своего старшего собрата. Выросшие доходы дали возможность братии и мирянам в 1674 году построить первую в городе каменную церковь во. имя Алексия-митрополита. В 1700 году, в разгар кораблестроительных работ, царь Петр упразднил Успенский монастырь и слил его с Алексеевским Акатовым. В его владение перешли и старые земельные угодья. Загородный монастырь стал единственной мужской обителью в Воронеже, его настоятель получил сан архимандрита. Постепенно окрестности в Акатовском предместье стали заселяться, и монастырь приобрел обильный приход, где служили два священника из белого духовенства. В самом монастыре насельников было немного — их число никогда не превышало двадцати человек.
В начале XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери Троеручицы, которая впоследствии прославилась чудотворством и стала священной монастырской реликвией. Настоятель Ефрем в 1746-1755 годах надстроил над каменной церковью второй этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери; при этом со стороны алтаря из-за ветхости фундамента часть здания была разобрана, а потом выстроена вновь. Появился также придел во имя святых Антония и Феодосия Печерских. В 1764 году императрица Екатерина II повелела сократить число монастырей и отобрать их вотчины в казну. Для части оставшихся было предусмотрено содержание за счет государства («штатные» монастыри). Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу по своей значимости и стал получать семьсот тринадцать рублей девяносто четыре копейки серебром в год. За ним сохранили одно озеро для рыбной ловли и 8 десятин земли.
В 1770—1780-е годы при архимандрите Сампсоне (1713-1793) на территории монастыря развернулось активное строительство: были возведены трапезная, новые кельи, пекарня, настоятельский корпус. Подворье окружила каменная ограда с тремя угловыми башенками, выполнявшими уже не оборонительные, а декоративные функции; две из них были двухъярусными, а западная — даже жилой. В 1796 году двухэтажная церковь была в очередной раз разобрана почти до основания и за два года выстроена вновь. Святые покровители храма оставались прежними: верхний этаж посвящался Владимирской иконе Божией Матери, нижний — святому Алексию с приделами в честь Антония и Феодосия Печерских. Для молитв старцев на монастырском подворье временно, на два эти года, была собрана деревянная церквушка, перевезенная из Тавровской крепости. Тот облик, который имел старый Алексеевско-Владимирский храм, представлен на рисунке С.П. Павлова, гравюра с которого воспроизведена в книге архимандрита Илариона «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря», вышедшей в Воронеже в 1859 году. Текст без иллюстраций был в 1883 году перепечатан в приложении к «Воронежским епархиальным ведомостям». В 1804 году на пожертвования вдовы купца Семена Андреевича Аникеева, Авдотьи Васильевны (?—1831), началось строительство вместительной каменной церкви «в визамтийско-русском стиле». По договору с ней подрядчик Никита Архипович Богданов обязался в три года «соорудить по данному мне плану каменную церковь». Вознаграждение его в таком случае составляло полторы тысячи рублей. Однако стройка задержалась надолго против намеченного срока. В 1805 году «случился в церкви падеж»: обвалился кирпичный карниз. По мнению заказчицы, «таковое падение последовало единственно от его, Богданова, неосмотрительности, от того, что не потому расположению [вел работы], как в плане показано и от губернского архитектора Волкова приказано. О том господин архитектор Волков объяснил рапортом бывшему тогда гражданским губернатором тайному советнику Александру Борисовичу Сонцову». А.В. Аникеева приостановила плату Богданову, заставившему однодворцев слободы Чижовки Ивана Тибекина и Ивана Григорьева вести злополучную каменную кладку в праздничный день. Вместо трех строительство велось восемь лет. Нижняя церковь, сохранившая по-прежнему покровителем святителя Алексия, была освящена 20 мая 1812 года. Теплый храм на втором этаже в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Наличие в монастыре двух одноименных храмов воспринималось как временное явление. Прежнюю церковь хотели разобрать еще в 1819 году, но исполнили это намерение только в 1879 году, сохранив от нее одну, звонницу. Попутно следует заметить, что архимандрит Иларион, а вслед за ним и Н.И. Поликарпов, исказили фамилию благотворительницы А.В. Аникеевой, назвав ее Акимовой. Ошибку эту не раз повторяли в статьях о монастыре, в том числе и автор этих строк. Упоминание в переписке имени Волкова позволяет сделать вывод о том, что именно он является автором проекта монастырского храма. Иван Иванович Волков (сер. XVIII века — после 1828) был хорошо известен в Воронеже. Дважды он состоял здесь в должности губернского архитектора, занимался претворением в жизнь первого генерального плана города (1774). И. И. Волков возводил корпуса присутственных мест, губернского и городского магистратов, построил каменный дом Дмитрию Васильевичу Черткову, сыну генерал-губернатора. В 1840-е годы архимандрит Елпидифор произвел «капитальное обновление» первого, холодного этажа монастырского собора.
В XIX веке настоятели Акатова монастыря в сане епископа получили статус викария — заместителя главы епархии. Из часто сменявших друг друга в этот период настоятелей нашего внимания заслуживают владыка Иларион, автор уже упомянутого описания обители; преосвященный Макарий (Троицкий) — дед известного воронежского архитектора Николая Владимировича Троицкого; епископ Владимир (Соколовский), владыка Владимир (Шимкевич), управлявший с 1900 года. В начале века по его настоянию была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. О дальнейшей судьбе епископа Владимира речь впереди. А сейчас о том, что же представлял из себя Алексеевский Акатов монастырь в предреволюционные годы. На двух десятинах земли внутри ограды находилось до десятка строений. Древнейшим из них являлась колокольня 1674 года, сохранившаяся от старой порушенной церкви. В этот момент во уважение почтенного возраста ее освободили от колоколов и использовали при водосвятии: в нее провели водопровод и устроили бассейн. Краевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой. …Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души. Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона. Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!». Юрий Успенский делал общий вывод (1922): «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют из себя формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм. Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нем и виден известный провинциализм стиля, — однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества». В центре монастырского двора возвышалась двухэтажная церковь без колокольни, ее высота с позолоченным крестом составляла 15 сажен (32 м). Двухэтажный теплый коридор соединял ее с покоями настоятеля. Внутри храм имел форму правильного круга — символа вечности христианства. В церкви имелось немало исторических реликвий, в числе которых — несколько восьмиконечных серебряных крестов конца XVII века с мощами святых. Были здесь и особо чтимые верующими иконы — Живоносного источника, устроенная «усердием и старанием архимандрита Мефодия 1820 года», несколько копий с икон художника В. М. Васнецова. Особо ценилась икона Божией Матери Троеручицы, обладавшая даром исцелять увечных и страждущих. В благодарность верующие подвешивали вокруг нее выполненные из серебра изображения человеческих органов. В церкви первого этажа росписи стен и иконостас были поздними: их возобновили под наблюдением инженера-технолога Антона Родионовича Михайлова в начале текущего столетия. Торжественное освящение храма после ремонта состоялось 1 ноября 1909 года. В створе Введенской улицы (ныне улица Освобождения Труда), в северо-западной оконечности монастыря в 1879-1880 годах выстроили надвратную колокольню. Ее четыре яруса со шпилем и крестом устремлялись ввысь на 23 сажени (49 метров). В первом ярусе, рядом с входными вратами, была устроена крестовая церковь в память преподобного Сергия Радонежского, освященная 27 июня 1903 года. Она служила домовой церковью викарию. Во втором ярусе помещалась зала для народных чтений. Округу будоражили 10 колоколов, самый большой из них весил 331 пуд 12 фунтов (5,3 т). На подворье располагались двухэтажный настоятельский особняк, братские корпуса, хлебная, трапезная, ледник, одноэтажное деревянное здание учительской и регентской школы, в которой готовили педагогов приходских школ и учителей церковного пения. С юга к шатровой колокольне примыкало старинное кладбище. Монахов и состоятельных горожан тут погребали издавна, но особенно активно могилы стали расти на погосте с 1772 года, когда запретили постоянные захоронения у приходских церквей. Летописцы Елисеевы в своем «Синодике» дают обширную некрологию похороненных в Акатовом монастыре в последние три десятилетия XVIII века. В основном это духовенство кафедрального собора и купеческие семьи. Назову лишь часть фамилий: Аникеевы, Аносовы, Вяхиревы, Грековы, Елисеевы, Журавлевы, Клемешовы, Молоцкие, Мосолитиновы, Нечаевы, Ростовцевы, Сахаровы, Тибекины, Титовы, Тулиновы, Харины. Здесь же покоился и один из начальников края: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой торжественностью отличались похороны семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязан [ными] волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Кстати сказать, настоятели монастыря (архимандриты Сампсоний, Гервасий, игумен Самуил) нередко участвовали в отпевании знатных горожан, и не только тех, кого хоронили у себя на кладбище. Использование кладбища продолжалось в XIX и в начале XX века, только упоминаний о погребениях у нас меньше. Дворяне Дебольцовы, Тулиновы (в их числе бывший губернский предводитель дворянства Николай Иванович (1810—1854), секретарь земской управы Михаил Иванович Лабзин (1830—1895), Аркадий Павлович Муфель (1846-1898), выдающийся ученый-химик Михаил Семенович Цвет (1872—1919)… Могилы позднего времени еще сохранялись перед революцией. Мало известный за пределами своей епархии и не собиравший толпы богомольцев на поклонение святым мощам — их здесь не было — Алексеевский Акатов монастырь жил тихой и размеренной жизнью. Но по мере сил и он содействовал воронежцам в духовном и нравственном просвещении.
Во второй половине минувшего века, к примеру, в монастыре размещался Епархиальный училищный совет; там же под председательством викарного епископа действовал Епархиальный комитет православного миссионерского общества. Так шла жизнь, пока не грянул революционный 1917 год и не изменил в корне все церковное бытие. В первые послереволюционные годы Алексеевский монастырь не трогали, внимание властей было приковано к тому, что находился в центре города. Но список драгоценностей затребовали и отсюда. Подписанные ризничим, благочинным и экономом (иеромонахи Иннокентий, Серафим, иеродьякон Алексий), страницы содержали те же наименования, что и повсюду, различия были только в количестве. Но имелось здесь и важное примечание, единственное в бумагах подобного рода: «Опись представляем с присовокуплением, что изделия эти суть священные предметы, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей народа при богослужении и потому должны оставаться неприкосновенными. Ко многим сосудам миряне не могут и не должны прикасаться, чтобы не оскорбить религиозных чувств народа. Вес изделий показан приблизительно, [взвешены] на мелких весах для продуктов и вместе с финифтью № стразами. Большинство этих изделий тонкой художественной работы, например, чаша, обложенная сеткой, работа которой представляет большую ценность, чем самый материал — серебро, из которого они сделаны». Прислушались ли власти к этому замечанию? Вспомнили ли они о нем в 1922 году, когда определялась судьба изъятых вещей — в музей или на переплавку? В середине 1920-х годов жизненные бури докатились и до стен Акатова монастыря. Бывший его настоятель Владимир (Шимкевич) к этому времени в сане митрополита возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. В январе 1926 года он скончался. Престарелого владыку сменил видный иерарх церкви архиепископ Петр (Зверев, 1876—1929), известный своей бескомпромиссной борьбой с обновленцами. С ним из Москвы приехал архимандрит Иннокентий (Иннокентий Пантелеймонович Беда, 1882—1928), поставленный владыкой священноначальствовать над алексеевской братией. К тому моменту центр религиозной жизни переместился в Воронеже из Митрофановского в Алексеевский монастырь. Яркие проповеди архиепископа Петра привлекали сюда обильную паству. Это не на шутку обеспокоило местные власти, и осенью 1926 года Петр и Иннокентий были арестованы. Несколько лет спустя они приняли мученическую смерть в Соловецком лагере особого назначения. Такая же участь постигла и сменившего Петра на епископской кафедре Алексия (Алексей Васильевич Буй, 1892— 1937). В конце 1920-х годов чекисты инкриминировали ему создание подпольной церковно-монархической организации. Ядром контрреволюции был представлен Акатов монастырь, в церкви которого будто бы проходили конспиративные собрания «буевцев». В феврале 1930 года прокатилась волна арестов, в ходе которой было схвачено 75 монахов из разных мест. Среди них оказались игумен Алексеевского монастыря семидесятилетний архимандрит Тихон (Тимофей Ульянович Кречков) и настоятель монастырской церкви отец Федор Яковлев. Обоих отправили в исправительно-трудовой лагерь. Еще в январе 1930 года рабочие завода им. Коминтерна «потребовали» от горсовета закрыть Алексеевский монастырь, а заодно запретить повсеместно колокольный звон и «реализовать» колокола на нужды промышленности.
В конце 1930-го — начале 1931 года власти обсуждали вопрос о разборе решеток и памятников на кладбищах, в том числе и внутри монастыря. Принятие решения временно отложили. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Монахов вытолкали за ворота. Имущество постепенно было расхищено, растащено. Большинство икон оказалось в краеведческом, а затем в антирелигиозном музее. Не вывезенные из Воронежа в годы войны, они остались в запасниках (во дворе нынешнего здания Ю.-В. ж. д.) и в период временной оккупации города были сожжены. Одна из чудотворных икон, «Живоносный источник», счастливо уцелела: она находилась в послевоенные годы в Покровском соборе и по благословению владыки Мефодия возвращена на прежнее место 12 апреля 1991 года. Судьба знаменитого образа Божией Матери Троеручицы неведома. Как использовались монастырские постройки в тридцатые годы, я не знаю. Во время Великой Отечественной войны надвратная колокольня оказалась разрушенной до уровня второго яруса. После освобождения Воронежа зимой 1943 года уцелевшие горожане селились всюду, где только можно. Освоили они и монастырский двор. Кельи, казначейский и настоятельский корпуса прекрасно подходили для этой цели, но тесные каморки устроили даже в двухэтажной церкви, в угловых башнях, прилепили их к восточной стене. В двух колокольнях находились какой-то склад и конюшня. Постепенно жилищная проблема решалась, и люди покидали монастырь. В 1960-е годы резиденцию архимандрита арендовали под свои мастерские художники.
Примерно в 1970 году остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было. Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Лет восемь назад реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т.И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать. В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт, на мой взгляд, заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть. Хотя». не спорю, новая церковь и сейчас смотрится привлекательно. …На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII—XX веков — Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Установлен здесь и надгробный знак профессору М. С. Цвету. За цветником — часовня для освящения воды. 4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь. 
К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра). Краснокирпичное здание в начале улицы Освобождения Труда построено по проекту архитектора Станислава Гилева и выглядит вполне достойно рядом с церковной стариной. Здесь пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский, в его покоях имеется домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.
http://vrnchurch.narod.ru

Монастырь был основан в 1620 году на месте, которое в народе носило название «Акатова поляна» от «покатая поляна». Таким образом, монастырь стал Акатовым. Обитель была построена в честь святого Алексия чудотворца. К середине семнадцатого века Алексеевский монастырь был самым богатым в Воронеже. Вокруг обители образовалась небольшая слобода в несколько дворов. В 1674 году в монастыре появилась первая каменная церковь во имя святого Алексия. В 1700 году по указу Петра Великого произошло соединение Успенского и Алексеевского монастыря, в результате которого владения Успенской обители перешли к Алексеевской.В 1755 году был построен второй этаж церкви. Таким образом, в храме разместились сразу две церкви. На первом этаже была Алексеевская, а на втором – церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В тридцатых годах XX века Акатов монастырь был закрыт, а братия выселена. Имущество обители было изъято, стены храма разграблены. В период Великой Отечественной войны строения на территории монастыря значительно пострадали от бомбежек. В 1989 году Акатов монастырь был передан воронежской епархии. Ровно через год начались работы по восстановлению храма. На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в 2003 году.До наших дней дошла уникальная Акатовская колокольня. Эта единственная сохранившаяся колокольня, построенная по подобию древних деревянных колоколен. Главной достопримечательностью и доминантой Акатова монастыря является двухэтажный храм, расположенный в самом центре территории. Храм венчает всего один маленький позолоченный купол с крестом. Внутри храм весьма необычен, неф имеет форму правильного круга. Посредством каменного коридора храм соединяется с покоями настоятеля.В монастыре находятся чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручица и Живоносный источник; вмч. Пантелеимона (афонского письма).А также святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского (с частицами мощей), Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (копия); Касперовская икона Пресвятой Богородицы; иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей св. преп. Кирилла и Марии Радонежских.Алексеевский Акатов монастырь на данный момент единственный в Воронеже действующий монастырь. Основанный спустя несколько лет после основания Воронежа, он до сих пор хранит в своих стенах историю города, легенды и были, связанные с его обитателями.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/akatov-monastir.html

Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 г. по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж.
Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек. Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII в. настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 г. эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 г., после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 г.г. и потом с 1867 г.).
Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру — Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря.
Монастырь был закрыт весной 1931 г. (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. бывший настоятелем монастыря в 1926 г. архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 г.г. архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 г.
После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию.
В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря. 4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия. Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 г. монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 г. и возведенная в сан игумении в 1993 г.
Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 г.. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX в. обветшал и в 1879 г. был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 г.г. по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм — во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня — историко-культурный памятник XVII-XIX в.в. федерального значения.
В 2015 г. возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 г.г., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е г.г., и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники.
С 1999 г. к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.
Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые часовни: водосвятная – в 1992 г., в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — в 2010 г., в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 г.
Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский.
Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII — нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г. их останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, году покоились до 1993 г. Вместе с Воронежскими владыками погребен епископ Гродненский и Брестский Паисий (Образцов), в последние годы живший в Воронеже на покое.
В 2009 г. на кладбище Алексеево-Акатова монастыря были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной), особенно почитаемой воронежцами. Каждую неделю по понедельникам на могилах праведницы и архипастырей воронежских служатся панихиды.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/alekseevo-akatov-zhenskiy-monastyr-g-voronezha-/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?