Вонлярово. Церковь Александра Невского.

Церковь Александра Невского была построена в 1853 году по проекту М.Д. Быковского. В это время Быковский был уже зрелым, известным архитектором, имевшим за плечами немало крупных работ. Но к проекту усадебной церкви, да еще в захолустье, он не отнесся пренебрежительно. Наоборот, по храму видно, с какой тщательностью и вниманием составлялся проект. Как и во многих храмах Быковского (в том числе и в Знаменской церкви в Ховрино), нижняя часть здания лишена окон, что позволяет организовать освещение так, чтобы свет лился сверху и более выгодно освещал роскошные интерьеры храма. А интерьеры и впрямь были роскошными. Главным украшением был гранитный иконостас, высеченный известным скульптором М.О. Микешиным из цельного камня. Своды храма украшала роскошная фигурная лепка, ею же были отделаны капители колонн. Пол был сделан не из плит, а выложен разноцветной мозаикой.
Внешний облик храма не уступал внутреннему убранству. Пилястры с красивой лепкой разделяют фасады на части, между пилястрами поставлены большие полукруглые окна. Особенно хорош большой световой барабан с арочными окнами и широким куполом-полусферой. Весь храм являет собой классическое сочетание правильных прямых линий и полукружий, радующее глаз. От долгих лет запустения он обветшал и стал разрушаться. На верху стен проросли деревья, строгий прямой крест покосился и грозит в любой момент упасть, крыша протекает. Едва ли Александр Александрович Вонлярлярский, похороненный вместе с супругой у апсиды храма, мог предвидеть, что его любимое детище придет в такое состояние. Правда, храму повезло больше, чем усадебному комплексу, от которого не осталось ничего, кроме небольшого флигеля да роскошного каскада прудов в заросшем парке… Удивительно, что уцелели хотя бы какие-то интерьеры памятника; сохранились даже массивные двери с коваными узорами, ровесники храма. Уцелела и мозаика на полу, и даже кое-какие росписи и лепнина. А вот уникального иконостаса в храме больше нет, он безвозвратно утрачен, на его месте силами прихода сейчас поставлен самый простой и скромный иконостас с новыми иконами.
В остальном перспективы реставрации храма весьма туманны и печальны — при отсутствии финансирования дело может кончиться тем, что не удастся сохранить ни фрески, ни лепнину внутри храма. Словом, то, что не сделали время и война, может завершить простой ремонт, который придется делать вместо необходимой профессиональной реставрации.
http://www.znamenie-hovrino.ru/node/699

Вонлярово – дер., Катынский сельский округ Смоленского района. Действующая церковь Александра Невского (1853 г.). Большой благоустроенный парк. Е.В. Евдокимова В 1864 г. по проекту бывавшего здесь художника и скульптора М.О. Микешина сооружены гранитные полированные колонны алтаря храма и две гранитные вазы для парка. Им же написаны портреты владельцев усадьбы и писателя В.А. Вонлярлярского (хранится в Доме-музее М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорске).
А.Я. Трофимов

Возникновение усадьбы связано со старинным дворянским родом Вонлярлярских. Предок их, южно-германский рыцарь Яков фон-Лер, поступил на службу польскому королю Владиславу IV и получил от него обширные земельные владения в Смоленском уезде. Причисленный к польскому дворянству, он прибавил к своей фамилии прозвание «Лярский». После того как Смоленск вошел в состав Русского государства (1654 г.), он перешел на службу московскому царю Алексею Михайловичу, сохранив свои владения, принял православие и стал именоваться Вонлярлярским. Под этой фамилией и вошел его род в родословные книги российского дворянства Смоленской губернии.
Высокая, красивая церковь, которую ни время, ни разруха не смогли окончательно уничтожить, стоит на небольшом пятачке посреди деревьев, чуть в стороне от деревни. При виде ее возникает недоуменный вопрос – как такой огромный, величественный храм мог оказаться Бог знает где, в глуши смоленских лесов?
Кирпичная усадебная церковь-усыпальница, построенная на средства статского советника А.А. Вонлярского. Церковь Александра Невского была построена в 1853 году по проекту М.Д. Быковского. Кубический однокупольный храм, увенчанный ротондой под куполом, с декором в духе позднего классицизма. Как и во многих храмах Быковского, нижняя часть здания лишена окон, что позволяет организовать освещение так, чтобы свет лился сверху и более выгодно освещал роскошные интерьеры храма. А интерьеры и впрямь были роскошными. Главным украшением был гранитный иконостас, высеченный известным скульптором М.О. Микешиным из цельного камня. Своды храма украшала роскошная фигурная лепка, ею же были отделаны капители колонн. Пол был сделан не из плит, а выложен разноцветной мозаикой.
Внешний облик храма не уступал внутреннему убранству. Пилястры с красивой лепкой разделяют фасады на части, между пилястрами поставлены большие полукруглые окна. Особенно хорош большой световой барабан с арочными окнами и широким куполом-полусферой. Весь храм являет собой классическое сочетание правильных прямых линий и полукружий, радующее глаз…
Правда, своих хозяев храм наверняка радовал гораздо больше, нежели приезжающих сюда изредка туристов и местных немногочисленных прихожан. От долгих лет запустения он обветшал и стал разрушаться. На верху стен проросли деревья, строгий прямой крест покосился и грозит в любой момент упасть, крыша протекает. Едва ли Александр Александрович Вонлярлярский, похороненный вместе с супругой у апсиды храма, мог предвидеть, что его любимое детище придет в такое состояние… Правда, храму повезло больше, чем усадебному комплексу, от которого не осталось ничего, кроме небольшого флигеля да роскошного каскада прудов в заросшем парке…
http://vonlyarlyarskie.96.lt/cerkovnevskiy.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?