Волотово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле.

Волотово, Церковь Успения на Волотовом поле. Первоначально была построена в 1352 году новгородским архиепископом Моисеем. Сильно разрушена в Великую Отечественную войну. Восстановлена и открыта в 2003 году.

Каменная одноглавая кубическая церковь построена архиепископом Моисеем. Известна уникальными фресками 14 в., предположительно кисти ученика Феофана Грека. Во время Великой Отечественной войны (1941 г.) церковь практически была уничтожена, фрески обрушились. В 1950-х гг. по проекту Л. Е. Красноречьева проведена консервация памятника. В 2001-2003 гг. церковь была восстановлена по проекту Н. Н. Кузьминой.

Церковь построена в 1352 году по заказу архиепископа Моисея, в 1363 году храм был расписан. Выстроенная в ближайшем соседстве с Ковалевской церковью, церковь Успения на Волотовом поле по общей композиции была близка к церкви Николы на Липне. Это также кубического типа одноглавый храм с одной пониженной апсидой. Однако зодчий Волотовской церкви проявил много самостоятельности в поисках новых пространственных решений. Прежде всего, в Волотове подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, что создает впечатление большей пространственной обобщенности: этому способствовало также округление нижней части столбов. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV и XV веков.
Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. За выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры ХIV века – церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом, уничтоженного во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художники-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ 2004 года в области литературы и искусства. Уникальные иконы XV века из церкви Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле. Восстановление в 2001-2003 гг. церкви Успения на Волотовом поле получило широкий общественный и политический резонанс в нашей стране и за рубежом, как один из самых плодотворных международных проектов, способствующих культурному сближению наций.

Село близ Новгорода, известное выдающимся памятником русского искусства — церковью Успения (1352, росписи между 1363 и 1390). Одноглавый кубический храм с двумя притворами, одной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов (позже изменены) был выстроен из крупных каменных блоков и отличался суровой простотой и ясностью архитектурного облика. Фресковая роспись церкви включала сложные многофигурные сцены на фоне архитектурных сооружений или горного пейзажа, портретные изображения. Динамика и экспрессия композиций, одухотворённость и патетика живописной манеры, смелая обобщённость контуров, звучность и в то же время тональная гармоничность колорита слагаются в образ, исполненный высокой эмоциональной концентрации, подлинно жизненной страстности. В 1941-43 церковь была разрушена немецко-фашистскими захватчиками, восстанавливается (после 1964).
Лит.: Мацулевич Л., Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Волотове, в кн.: Памятники древнерусского искусства, в. 4, СПБ. 1912; Алпатов М., Фрески храма Успения на Волотовом поле, в кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР, М. — Л., 1948

Фрески, которыми в 1363 году был расписан храм, ни разу не поновлялись, и занимали площадь порядка 350 кв. м – в общей сложности как минимум две сотни фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Храм имел небольшие размеры – около 9 м от пола до сводов, 15,36 м от пола до купола, ширина стен около 6,6 м, длина – около 7,2 м, глубина апсиды – 2,1 м, её ширина – 3,6 м. Фигуры нижнего, 9-го регистра, располагались на уровне вошедшего в храм прихожанина и имели наименьшую высоту – 165 см максимум. По мере подъема вверх, изображения постепенно увеличивались – фигуры пророков в барабане купола (третий регистр) удостоились 230 см. Орнаментами были расписаны и оконные откосы, и даже старинные дубовые связи, сохранившиеся в алтаре. К началу XX века, в отличие от благополучного состояния сюжетной целостности росписей, сохранность красочного слоя оставляла желать лучшего – нижние регистры живописи за много лет покрылись слоем копоти, повсеместно наблюдалось меление красочного слоя и присутствие высолов и плесени на поверхности, а самое опасное, на некоторых участках произошло отслоение штукатурного грунта с фресками. Стенопись требовала грамотной расчистки, укрепления и реставрации.
Ценность архитектурного памятника была столь высока, что даже при Советской власти ему уделялось колоссальное внимание – в 1920-х годах здесь работали художники-копиисты, а десять лет спустя была создана специальная комиссия из высококлассных ученых и реставраторов, которая летом 1931 года приступила к первому после Октябрьского переворота комплексному обследованию Успенской церкви и её фресок. Уже через год были начаты первоочередные реставрационные работы, продолжавшиеся вплоть до 1941 года, в ходе которых в 1932-1936 годах были расчищены и укреплены фрески, а затем, в 1940 — начале 1941 годах, храму был возвращен исторический архитектурный облик – разобраны позднейшие надстройки и колокольня, восстановлена первоначальная фигурная кровля. К маю 1941 года Успенский храм на Волотовом поле вновь стал таким, каким его задумал и создал далёкий, неведомый древний зодчий… Не сохранилось ни одного фото 1931-1941 годов – все новгородские музейные архивы и фототека уничтожены. Спустя полтора месяца началась война. В канонаду от сотрясения стен сначала отслоилась и обрушилась штукатурка, расписанная фресками, а позже рухнули и сложенные из камней стены, похоронив под собою уникальную живопись.
На протяжении десяти послевоенных лет руины храма представляли собой печальный апофеоз войны. Сейчас, в наши дни, на его месте – новодел, возведенный в 2003 году. Красивый, качественный, пронзительный – но патины времени в нём нет и не будет. А тогда, в 1955 году, Леонид Егорович Красноречьев начал работы по расчистке завалов Волотова – на первых порах казавшиеся безнадежной тратой времени и сил. Территория вокруг остатков стен была освобождена от груд строительного, растительного и бытового мусора – после чего над периметром стен возвели защитный футляр четырехметровой высоты, дабы уберечь фрагменты древних фресок, оставшихся под ним, от дальнейшего разрушительного воздействия осадков, корней растений и расхищения ”черными археологами”. Уже тогда был начат кропотливейший труд по выборке вручную из завалов многочисленных осколков стенописей, которые бережно очищались и сохранялись в надежде на чудо. Мелкие пестрые кусочки штукатурки (на тот момент их было 3033) уложили в специально подготовленные лотки-контейнеры, с обязательным точным указанием конкретного места, в котором они были найдены, и оставили на хранение в фондах Новгородского музея, где они ждали своего часа.
За полвека до катастрофического разрушения, в государстве с другим названием, другим общественным строем, другим уровнем культуры, другой системой ценностей – на волне возрождающегося в то время интереса к истории, архитектуре и живописи древней Руси, в Волотове работал профессор Императорской Академии Художеств и член Археологической комиссии Владимир Васильевич Суслов, по настоянию которого в 1894-1895 годах была проведена фиксация ”на прозрачный коленкор” стенописей Успенской церкви. За два года молодым и ”очень способным к этому делу” художником-графиком Филаретом Фоминым “в высшей степени добросовестно” были выполнены 184 контурные кальки тушью и 7 копий лучших фресок в масляных красках, часть из которых опубликована в изданной Сусловым в 1911 году книге ”Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Волотове, близ Новгорода”.
Кальки с фресок стали первыми, но не единственными документально зафиксированными копиями драгоценных стенописей. В 1909-1910 годах в Волотово, участниками художественно-археологической экспедиции, организованной Петроградским университетом, осуществлялись реставрационные работы по расчистке, исследованию и (главное, внимание!) фотофиксации древних фресок. Результатом работы молодых (24-27 лет) ученых-искусствоведов – В.К. Мясоедова, Н.П. Сычева, Л.А. Мацулевича, Н.Л. Окунева – стали подробнейшие описания системы росписей, как в целом, так и описания отдельных композиций, включающие пометки о расположении, сохранности, манере живописи, текстах надписей. Но самое ценное – были сделаны 133 негатива на стеклянных пластинках размером 13 х 18 см, и полтора десятка цветных снимков, изготовленных по новейшей на тот момент технологии Autochrome Lumière.
Волотовские древние росписи, привлекавшие к себе внимание как рядовых любителей-живописцев, так и профессиональных художников, к счастью, сохранились в многочисленных копиях — зарисовках, акварелях, этюдах, картинах, с разной степенью точности воспроизводящих оригинал.
Все упомянутые выше визуальные первоисточники – единственное, что уцелело в годы войны от стенописей Успенской церкви на Волотовом поле, близ Новгорода. Именно на них сейчас ориентируются специалисты научно-реставрационных мастерских в казавшейся поначалу безнадежной работе по возрождению из небытия древних фресок. Руководитель работ – Тамара Ивановна Анисимова, ныне заведующая Центром реставрации руинированной монументальной живописи Антоново в Великом Новгороде.
14 декабря 1992 года церковь Успения на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. В том же 1992 году была создана всесторонне продуманная, научно обоснованная программа по всеобъемлющей реставрации (читай, второму рождению) памятника живописи и архитектуры, финансирование которой осуществлялось через Отдел охраны культурного наследия Министерства культуры России. В 1993 году начались непосредственные работы на законсервированном с 1955 года объекте, заключавшиеся в тщательном разборе оставшихся с послевоенного времени завалов. Технология довольна проста – из завала выбирается определенный объем грунта, из которого сначала вынимаются остатки кирпичей и ракушечника, используемые впоследствии для реконструкции здания, а затем субстанция просеивается на крупноячеистом сите. Целью ставилось нахождение и выемка разнокалиберных фрагментов штукатурки с фресками. Процесс адски трудоёмкий, но действенный. Обнаруженные фрагменты укладывались на специальные планшеты с бортиками, размерами 30 х 40 см (общее количество планшетов за все годы работы составило 7000 штук), с указанием даты и участка, на котором была сделана находка – чтобы впоследствии облегчить взаимную компоновку разрозненных деталей. Общее количество извлеченных из завалов фрагментов фресок – 1 750 000. Один миллион семьсот пятьдесят тысяч осколков, размеры которых около 1-2 кв. см. Небольшая часть кусочков состыковывалась в единое изображение на месте. Оставшиеся фрагменты совмещались в лаборатории — поначалу вручную, а позже — с помощью специально созданной компьютерной программы, позволяющей произвести автоматический подбор пары фрагментов с максимально подходящей геометрической точностью стыковки.
Ушедшая в прошлое война постоянно напоминала реставраторам о себе – в процессе разбора завалов на территории храма, из земли и руин было извлечено около полутонны осколков бомб и снарядов, пробитая в двух местах советская каска, противогаз, целлулоидная куколка со впившимся в тельце острым куском смертельного железа, пластмассовые дужки очков и осколки посуды… Верующие люди бежали спасаться от бомбежек в храм, вот и несли сюда самое дорогое и необходимое.
В 2001 году, благодаря финансовой поддержке немецкого правительства, начались работы по реконструкции Успенского храма – авторами проекта стали Леонид Егорович Красноречьев и Нинель Николаевна Кузьмина, в 2004 году удостоенные за свой выдающийся труд Государственной премии в области литературы и искусства. В августе 2003 года возрожденный в исторических формах XIV века храм был торжественно открыт для доступа, после чего реставраторы приступили к монтажу на стенах и столпах кропотливо восстановленных из кусочков штукатурки фресок, в тех же местах, где они были написаны изначально – в 2008 году была установлена первая композиция.
На сегодняшний день 17 живописных композиций возвращены в Волотовский Успенский храм. В работе находятся 155 из 195 изображений, до войны украшавших стены церкви. Конечно, полностью восстановленной стенописи мы никогда не увидим – но возможность полюбоваться на архитектуру и, считавшуюся утраченной, живопись возвращенного из небытия древнего храма возрождает веру в чудо…

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?