Волосово. Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь.

Официальное наименование в гос. реестре: Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь с.Волосово Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Ансамбль монастыря зарегистрирован в Своде памятников истории культуры и архитектуры Владимирской области под №1700606000. Монастырь действует.
Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся еще в XV столетии. Так в труде митр. Макария История Русской Церкви (т. 5 прил. 4) Владимирский на Клязьме Волосов, или Власов, мужской монастырь в честь свт. Николая упомянут постройкой XIV — не позднее XV в. В первой половине XVIII столетия обитель была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Царе-Константиновской обители. Сто лет после этого монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество обители было переведено в Боголюбовский монастырь. Храмы же и здания монастырские перешли в заведование Боголюбовских настоятелей, и сама обитель приписана к Боголюбовскому монастырю.
Храмов в монастыре три: главная церковь во имя св. Николая Чудотворца (Никольская) 1727г.; церковь в честь прп. Сергия Радонежского (Сергиевская) датируемая XVII в., точная дата окончания строительства не установлена; Покровская надвратная церковь 1763г.
В 1909 монастырь обращен в женский. Из Определения Святейшего Синода. VI. От 5-18 февраля 1911 года за 972, постановлено: настоятельницу Николо-Волосова женского монастыря, Владимирской епархии, монахиню Таисию возвести в сан игумении. При обители существовала водяная мельница на р. Колочке. Другие исторически сохранившиеся сооружения монастыря келейный корпус, сторожка, две башни, стены ограды. В период сталинских репрессий, по всей видимости один из последних служителей монастыря в двадцатых годах XX в., протоиерей Сергий Сидоров Сергей Алексеевич 10.2.1895 был расстрелян в числе других 373 священнослужителей Подмосковья в Бутово Москва 27.09.1937.
Монастырь вновь открыт в 1993 г.
Источники информации: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/; http://www.russian-inok.org/books/ri07.html; http://www.rus-sky.com/church_his/mak5ap4.htm; http://www.usvla.ru/?relig http://www.r33.nalog.ru/egrul/11000011.HT; http://findem.nm.ru/info/monastery.html; http://www.memo.ru/memory/butowo/klir/index.htm

Николо-Волосов монастырь, общежительный, в 17 верстах от города Владимира, при деревне Велисовой. Упоминается в XV веке. В половине XVIII века был упразднен; в 1775 году восстановлен; с 1877 года был приписан к Боголюбову монастырю. Он был мужским, но в 1909 году обращен в женский.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно. Самые ранние сведения о Волосовской обители встречаются с ХV века. В России есть множество мест, где древние капища языческого бога Велеса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется — Волосово. Монахини, подвизавшиеся в обители, знают предание о том, что изначально их обитель строилась на месте уничтоженного капища бога Велеса. Согласно одной легенде, Никольскую церковь поначалу построили на горе, на месте языческого капища, но чудотворный образ Николы Мирликийского, находившийся в ней, несколько раз исчезал из выстроенного храма и всякий раз оказывался в низине у реки Колочки подвешенным на дереве на волосах. Пришлось переносить храм на то место, которое выбрала икона. Вскоре там возник и монастырь, а село стало называться Велесово.
В 1781 году от настоятелей всех монастырей были затребованы справки о времени основания управляемых ими монастырей и достопримечательных событиях, которые в этих монастырях когда-либо совершались. В докладе, поступившем от архимандрита, настоятельствовавшего в Николо-Волосовом монастыре, сообщалось, что по сведениям, полученным им от здешних крестьян и «окрестных старожителей», прежде издавна близ Волосова монастыря были патриаршие сёла с деревнями, «а то место, где теперь монастырь, лежало впусте, близ сухого болота, где вырастали кочки, обраставшия травою, называемою волосатник; между тем над кочками якобы являлся образ Николая Чудотворца, почему де как церковь перенесена на то кочковатое место тогда же, так и являемый образ Николая Чудотворца во оной церкви поставлен, кой и доныне в соборной во имя его созданной каменной церкви стоит во иконостасе и оттуда монастырь называется Волосов. И с того самаго времени бывшия патриаршия села и деревни, так и от прочих вотчинников приложены к нему вотчины и церкви каменныя и ограда построена и учреждено игуменство. Других каких-нибудь преданий об основании монастыря иноки не знают».
Предание, сообщаемое в докладе 1781 г., даёт и более соответствующее исторической правде объяснение названия монастыря, а отсюда некоторые данные к определению и времени основания его, которые нет надобности относить к первым временам христианизации Владимиро-Суздальского края. Изначально Волосов монастырь подчинялся сперва Московской митрополии (был домовым), потом патриархии. Изначально все строения монастыря были деревянными. В жалованной грамоте Великого князя Иоанна Васильевича начала ХVI в. (1504) Волосов монастырь перечисляется наряду с теми монастырями и сёлами, которым дана льгота неподсудности наместникам и волостелям. В 1511 году в Волосов монастырь дана была митрополитом Варлаамом жалованная грамота на сельцо Волосово с землёю и сенными покосами. В 1643 году, во время «Владимирского похода», патриарх Иосиф (на патриаршестве с 1642 по 1652 гг.) посетил Никольский Волосов монастырь. В книге Казённого приказа (учёт милостыни, раздаваемой патриархом в походе) записано: «в Никольском Волосове монастыре игумену на молебен на собор полтину, нищим 6 денег».
В ХVII веке в обители строится первое каменное сооружение — Сергиевская церковь. Кроме главного престола, освящённого во имя прп. Сергия Радонежского, здесь был ещё и придельный храм во имя Равноапостольных Константина и Елены. В начале ХVIII века Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек, либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. В 1722 г. указом Святейшего Синода Любецкий Успенский монастырь и Покровский монастырь на реке Нерль приписали к Николаевскому Волосову монастырю. С 1725 по 1727 гг. к Волосову монастырю состоял приписным в качестве малобратственного Космин монастырь. При игумене Павле (управлял монастырём с 1725 по 1738 гг.) строится соборная Никольская церковь (1727).
В ведомости за 1749 год о вотчинах и доходах монастыря записано следующее: «За оным Волосовым монастырем в Владимирском уезде в селе Чурилове с сельцом Волосовым и с деревнями по нынешней ревизии написано мужского пола 460 душ. С оных крестьян по окладу сбирается в монастырь за оброчную деревню Фомицыно по 20 рублей в год. Данных денег с. Чурилова с попов с причетники по 2 р. 89 коп. на год. Итого окладных денег 22 р. 89 коп.». Кроме сего монастырь владел пашнями при сельце Лукине и при деревне Филиппушке «по 80 1/2 десятин в поле а в дву по тому же». Пашню эту пахали крестьяне с. Чурилова и ближайших деревень. Они же косили сенные покосы на 250 копен. В счёт получаемых денег покупались свечи, ладан и церковное вино (20 р.), выдавалось жалованье игумену (10 р.), иеромонаху (5 р.), 2 белым попам (каждому по 5 р.), одному диакону (5 р.), 4 монахам (20 р.), 3 псаломщикам (9 р.), хлебопекарю (2 р.), подъячему (2 р.), 5 конюхам и одному скотнику (6 р.), игуменскому келейнику (2 р.) и присланному на пропитание отставному солдату (50 коп). Всего средним числом в год выдавалось из денег, поступавших в монастырь, 91 руб. 50 коп. Остальные деньги шли на починку монастырских ветхостей. Приплодный хлеб с монастырской пашни частью отсылался в Московскую Канцелярию Синодального Экономического Правления (муки ржаной по 50 четвертей, круп овсяных по 25 четвертей, толокна по 25 четвертей), частью шёл на содержание лиц, живших в монастыре. Сено без остатка употреблялось на корм монастырскому скоту. Таковы были средства, которыми располагал Волосов монастырь в середине ХVIII века.
В то же время была составлена опись монастырских зданий, священных предметов и всего имущества, принадлежавшего Волосову монастырю. Из составленной описи видно, что в монастыре было три церкви. Первая соборная в честь Николая Чудотворца построена осмериком, глава крыта железом, а кровля тесом. Иконостас этого храма был золоченым; большая часть икон украшена драгоценными камнями. Над входными дверями была каменная колокольня, строенная тоже осмериком; на ней висело 8 колоколов, из которых в самом большом числилось весу 103 пуда 32 фунта. На колокольне имелись и железные часы с боем. Вторая церковь трапезная, тёплая, во имя Сергия Радонежского — также каменная. Иконостас этой церкви был столярный; позолочен только один пояс. Третья церковь, помещавшаяся на святых воротах, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже каменная, к 1751 году пришла в ветхость: «своды расселись, служению быть весьма опасно, чего ее иконостас взят был в придворную Его Преосвященства церковь, что при Успенском соборе во Владимире.
В монастырской библиотеке, кроме церковных книг, хранилось несколько жалованных грамот, а именно: Жалованная грамота Великого государя царя Михаила Фёдоровича всея России несудимая 7131 (1623) г., Жалованная грамота Святейшего Иова, Патриарха на лужек Кореевской да на осиновщик за его рукою 7106 (1598) г. и многие другие грамоты. Монастырские церкви были окружены каменными строениями, в которых помещались настоятельские и братские кельи, деревянные хозяйственные пристройки (два ледника, квасоварня, две житницы, конюшенный двор, три амбара, сараи). Вокруг всей монастырской территории шла каменная ограда в длину 78 сажень, в ширину 70 сажень. По углам в трёх местах устроены были башни; в двух башнях помещались кельи, а третья служила в качестве «овина солодовного». За монастырём был двор конский, на нём две избы, омшенник и сараи — все деревянные. Такой же двор конский и скотский имелся в с. Лукине, вотчине монастыря. Судя по этим данным, Волосов монастырь к середине ХVIII в. не был настолько скуден, чтобы его упразднить. За ним числилось 460 душ. Кроме денежных доходов, в монастырь поступал хлебный приплод с монастырских пашен. В 1751 г. на монастырской конюшне стояло 23 лошади и 8 жеребят. На скотском дворе имелось 27 штук рогатого скота и 46 овец.
В 1763 г. была построена Покровская надвратная церковь. Покровский храм долго стоял неосвящённым и стал постепенно разрушаться. Храм состоял из одних только стен, которые между самим храмом и когда-то сделанной пристройкой к нему, вследствие непрочности бута, разошлись. В 1890-х гг. храм был восстановлен благодаря крестьянину села Ставрово Якова Ивановича Бусурина решившего помочь близлежайшей обители в восстановлении разрушавшейся с каждым днём надвратной церкви. 21 сентября 1893 г. совершилось торжественное освящение новоустроенного храма епископом Муромским Тихоном, в управлении которого находился тогда Волосов монастырь. Здесь важно отметить, что с середины ХIХ столетия и до 1909 г. монастырь полностью не функционировал. Известно, что 18 декабря 1843 года постановлением Святейшего Синода Николо-Волосовский монастырь всё же был упразднён ввиду крайней ветхости многих его строений, особенно настоятельского корпуса и братских келий, жить в которых, по отзыву губернского архитектора, стало небезопасно. Братию перевели в Свято-Боголюбовский монастырь близ Владимира, но Волосовская обитель не опустела: в ней жили и молились иеромонах, два послушника и прислужник, которые поочерёдно командировались из Боголюбово для охранения церквей и совершения в них богослужений по воскресным и праздничным дням.
Намерение возродить Николо-Волосовский монастырь, восстановив его самостоятельный статус, неоднократно возникало в ХIХ столетии и у служителей Церкви, и у добродетельных мирян. Святитель Феофан, затворник Вышенский, который в своё время занимал Владимирскую кафедру и ревностно заботился о духовном просвещении современного ему общества, в декабре 1865 года направил в Синод письмо, где предлагал «восстановить означенный (Волосов) монастырь под названием Никольского Волосова миссионерского монастыря, с помещением в нём лиц, желающих посвятить свои дарования и труды на собеседование с раскольниками в защиту православия и на увещание уклоняющихся в раскол…». И хотя глубоко продуманный и тщательно разработанный проект епископа Феофана был оставлен Синодом без последствий, сам факт его существования предвещал Николо-Волосовскому монастырю грядущее возрождение, у истоков которого стоял святой Вышенский затворник. Лишь в 1909 г. Волосовский мужской монастырь был обращён в женский. Из определения Святейшего Синода от 18 февраля 1911 г. за №972, постановлено, настоятельницу Николо-Волосова женского монастыря Владимирской епархии монахиню Таисию возвести в сан игумении.
При обители существовала водяная мельница на реке Колочке, приносившая небольшой доход сёстрам обители. Но грянула Октябрьская революция 1917 года и над недавно возрождённым монастырём в селе Волосово стали сгущаться чёрные тучи. Постановлением губернской комиссии по ликвидации монастырей и переучёту церковных ценностей от 14 апреля 1923 г., как и другие обители Владимирской губернии, Волосов монастырь был закрыт, но в обращённом в приходской Никольском храме до конца 1920-х гг. совершались богослужения.
В 1927-1928 гг. в Никольском храме служил о. Сергий (Сидоров) (род. в 1895 г.), переведённый в Волосово из Владимира. Он трижды был арестован и в 1937 году расстрелян. Бывшие насельницы жили близ монастыря в домах, чьи жители любезно приютили сёстёр закрытой обители. В 1930-1980-е гг. постройки монастыря принадлежали местному колхозу, в Никольском храме размещались магазин, а после пекарня. Другие здания использовались в качестве складских, а жилые строения использовались по назначению — в них проживали работники того самого колхоза.
Обитель была возрождена в 1992 году сёстрами Боголюбского женского монастыря. В 1993 году полуразрушенные здания Николо-Волосовского монастыря стали подворьем суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря, с 1996 года — самостоятельный монастырь, в котором проживают 12 насельниц.
С сайта: www.lubovbezusl.ru/Каталог статей/История/Собинка/Свято-Никольский Волосов женский монастырь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?