Волоколамск. Воскресенский собор на Соборной горке. Вторая половина XV века. Сооружен при князе Борисе Васильевиче Волоцком.
Собор в кремле построен во второй половине XVв. удельным князем Борисом Волоцким в формах московского зодчества XVв. Это один из лучших памятников этого времени в Подмосковье. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм поставлен на высокий подклет. Верхняя часть храма — кирпичные коробовые своды с подпружными арками и барабан — относится к концу XVIIв. Фасады собора украшены перспективными килевидными порталами с дыньками и сноповидными капителями. Стены храма опоясывает трехчастный декоративный пояс с терракотовым фризом и балясинами. При позднейших ремонтах позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей, часть окон расширена. В конце XVIII- начале XIXвв. сооружены колокольня и переход, соединяющий ее с храмом. Собор был частично отреставрирован в 1960-х гг. В интерьере на северо-восточном столбе сохранились фрагменты росписи 1480-1490гг. В XVIIв. стены собора были покрыты новой живописью, в XIXв. оштукатурены и вновь расписаны.
Верх собора возобновлялся в 1693. Нижняя церковь Сретения Господня устроена в 1742 г., при ней придел преп.Иоифа Волоцкого в 1824. Колокольня собора (отдельный объект) строилась в 1886-90-х гг. по проекту архитектора Н.П.Маркова.
Когда в точности был возведён этот храм, неизвестно. В большинстве современных исследований время строительства Воскресенского собора определяется «около 1480 года». Воскресенский собор прожил без особенных бед до эпохи русской Смуты.
В 1612 году Волоколамск захватили поляки. Кремлёвскую крепость интервенты взять так и не смогли. Вражеская артиллерия разбила главу собора, храм утратил кровлю, в нём частично обрушились своды. Спустя несколько десятков лет после тех событий Воскресенский собор ещё пребывал в аварийном состоянии, о чём свидетельствует челобитная, поданная царю Алексею Михайловичу в 1670 году. На масштабный ремонт средства нашлись лишь в 1693 году, уже при Петре I. Была произведена реконструкция храма, изменившая его внешний вид. Переложили часть сводов и барабан. Позакомарное покрытие заменили более простой и удобной четырёхскатной кровлей. Перестроили восточную часть храма. Видимо, к тому же времени относятся новые росписи — впервые собор был расписан мастерами школы Дионисия вскоре после постройки, в 1480-1490-х годах, но те фрески к концу ХVII века пришли в негодность.
Совсем недавно, в 2005 году, сохранившийся на северо-восточном столпе фрагмент первоначальной росписи с изображением Вселенских Соборов был снят, бережно отреставрирован и помещён в музей. Прошло полстолетия со времени ремонта 1693 года, и в 1742 году Воскресенский собор вновь подвергся переустройству. При нём до того существовала тёплая Никольская церковь (деревянная), но она погибла в одном из пожаров, и, дабы не ждать повторения этой беды новую тёплую церковь решили устроить в подклете собора, для чего пробили новый вход в западной стене, пристроив к нему крытую паперть, а в самом подклете растесали окна. Нижний храм освятили в честь Сретения Господня, снабдив его Никольским приделом — в память о погибшей церкви. Новая церковь занимала не всё прстранство подклета, были там и палаты, использовавшиеся как склады. Так в 1770-е годы там хранили «казённую соль», а немного раньше подклет собора предназначался под склад боеприпасов. К 1770-м годам кремлёвский холм полностью утратил военное значение. В 1758 году рядом с собором выстроили колокольню, в конце ХVIII её сменила новая, классицистического стиля, но и она простояла не больше века: в 1880-х годах на её месте выросла внушительная пятиярусная эклектическая свеча, возведённая по проекту Н.П. Маркова. В общем-то больше ничего особенного, кроме выполнения новых росписей, с Воскресенским собором в ХIХ столетии не случилось — стоит лишь отметить реставрацию, осуществлённую в 1899 году И.П. Машковым, который положил немало сил на исследование древнего волоколамского храма. План реставрации Воскресенского собора, подготовленный архитектором Иваном Павловичем Машковым, полностью реализовать не удалось — покрытие храма и сегодня остаётся четырёхскатным, древние закомары не восстановлены.
В 1930 году храм закрыли, после чего в здании располагались механические мастерские, техникум и даже лагерь немецких военннопленных (в 1944-1947 годах он занимал всю территорию соборного комплекса). Позже собор стоял заброшенным. В конце 1960-х годах в него пришли реставраторы. В 1987 году в границах соборного комплекса был создан Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский кремль», открывшийся двумя годами позже, на самом излёте советской эпохи.
Белокаменный одноглавый собор с поздней четырёхскатной крышей поставлен на высокий подклет; с запада к нему примыкает крытая лестница, соединяющая храм в одно целое с колокольней. Фасады традиционно разделены лопатками на три прясла. Нижний ярус с некогда растёсанными, а ныне заложенными окнами соответствует подцерковью; верхний ярус с узкими окнами-бойницами, украшенными перспективными наличниками, отделён от среднего декоративным фризом. На южном и северном фасадах в центральных пряслах в среднем ярусе традиционные для той эпохи перспективные порталы южного и северного входов в собор, в какой-то момент превратившихся в окна. Этот момент совпал с разборкой древней галереи, опоясывавшей храм с трёх сторон. Следы этой паперти были обнаружены во время археологических раскопок, выполненных в 1980-х годах. Основанием её служил деревянный сруб, сложенный из брёвен толщиной до 40 сантиметров. Воскресенский собор в то время являлся одним из первых храмов на подклете с обходной галереей, получивших широкое распространение чуть позже, в первой половине ХVI века. Основу декоративного убранства собора составляет массивный фриз, украшающий южный, западный и северный фасады. Он включает в себя три пояса: нижний составлен из мелких полуколонок; средний — из резных деталей растительного характера; верхний, наиболее отчётливый, — из крупных фигурных балясин, украшенных «дыньками». Три апсиды собора поднимаются на высоту декоративного пояса, идущего по фасадам храма; в свою очередь, апсиды вверху тоже украшены декоративным фризом — гораздо более простым. По вертикали они делятся надвое — нижняя часть соответствует подцерковью, а верхняя — относится к основному храму. В каждой апсиде по окну. Что касается кровли храма, то она довольно поздняя, конца ХVII века. Из четырёхскатной крыши вырастает характерный барабан, увенчанный шлемовидной главой. Возможно, что при следующей реставрации собора позакомарное покрытие будет восстановлено. В Воскресенский собор ведёт ныне один единственный вход — через нижний ярус колокольни. Довольно узкий арочный проём соединяет колокольню с западной пристройкой к храму, в которой устроена широкая, во всю пристройку, лестница — на высоту подклета. Снаружи её можно опознать по окнам: нижние обозначают среднюю часть лестницы, а верхние — её верхнюю площадку.
В храме довольно светло благодаря многочисленным окнам (два света основного четверика плюс световой барабан). Здесь всё достаточно просто и знакомо: четыре столпа (кажется, не в точности отвечающие расположению внешних лопаток, что вообще характерно для «раннемосковского зодчества») делят пространство храма на три нефа, причём боковые нефы значительно уже центрального; к восточным столпам примыкает иконостас, отделяющий алтарную часть; в центре — подкупольный квадрат. Переход от светового барабана к столпам осуществляется с помощью парусов и уступчатых арок.
Сейчас у Воскресенского собора два хозяина: Московская епархия и Музейно-выставочный центр «Волоколамский кремль».
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №182, 2016 г.
Соборная церковь Воскресения Христова каменная построена при князе Борисе Васильевиче Волоцком.
9 октября 1644 г. запечатана грамота на Волок-Ламской Возницкого монастыря строителю старцу Геронтию, а велено Волоколамскому соборному Воскресенскому протопопу Леонтию, что был в запрещенье, служить по прежнему; пошлин гривна взято».
20 сентября 1670 г. государю царю и великому князю Алексею Михайловичу «челом бьет Богдашка Толбузин. По твоему великого государя указу, а по наказу из Разряду, велено, государь, мне, холопу твоему, быть на твоей великого государя службе на Волакуламском. И в Волаку-Ламском под каменною церковью под Воскресением Христовым твоей, великого государя, зеленной казны в 14 бочках; а та, государь, каменная церковь с литовского разорения стоит без кровли и от мочи верхние своды всередку обвалились, а где казна стоит, и тут подперто подпорами и от мочи расселась, и каменья многие на казну валятся и многие каменья на казну обвалились и ныне валятся и в казну ходить нельзя… а той зеленной и свинцовой казне под тою каменною церковью быть нельзя, потому что та церковь, государь, чаять вскоре и вся на казну обвалится и той твоей казны поставить негде, а погреба или «анбара» без твоего великого государя указу и кем построить без указу не смею. И мне б, государь, холопу твоему, в той твоей великого государя зеленной и свинцовой казне от тебя в опале не быть, и о том государь, мне холопу своему, что ты, великий государь, укажешь». Помета: послать о том память в Пушкарский приказ тотчас.
22 декабря 1676 г. подана к подписи (св. патриарха) Волоколамской соборной церкви Воскресения Христова грамота протопопа Иоанна Павлова. 10 марта 1692 г., по благословенной грамоте, дан антиминс города Волоколамска в соборную церковь Воскресения Христова под росписку той же церкви протопопа Иоанна. В 1715 г. в городе Волоколамске соборная церковь Воскресения Христова каменная да другая церковь деревянная во имя Николая чудотворца.
В 1775 г. из Волоколамской воеводской канцелярии при рапорте московскому губернатору графу Остерману представлена опись города Волоколамска, в которой упоминается: «город Волоколамск в котором году строением начат и совершен и по чему повелению, о том в Волоколамской воеводской канцелярии по делам известия нет; токмо церковь соборная из белого камня построена во время княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого, сына великого князя Василия Васильевича Московского Темного, о чем значит в той церкви в иконостасе надпись, и во время приходу польского короля взят не был… И ныне в городе в земляной осыпи соборная церковь, а поправка и починка сей церкви была после опустошения в приход короля польского в 1693 г. и ныне в твердости. При той соборной церкви каменная новая колокольня».
По писцовым книгам 1626 г. Волоколамского уезда, в Рахове стану, вотчина Воскресения Христова, что внутри города, пустошь, что было село Михайловское, да к той же пустоши припущено в пашню пустошь, что была деревня Кузилинская, пашни 100 четвертей в поле.
«Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». В. и Г. Холмогоровых. Выпуск 9, Волоколамская и Серпуховская десятины Московской губернии. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1896 г.
Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV – начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.
Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е г.г. по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 г.г., и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной.
Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 г., то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории.
Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII в. В 1613 г. кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 г. московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был».
В 1899 г. у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 г. архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.
Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIX в. рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 г. так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…».
До закрытия храма в 1930 г. его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч».
Подробнее о волоколамской святыне писал Н.А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 г. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».
В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск.
После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня.
http://mosregtoday.ru/