Село Волок, известное раньше как Волок Держков, расположено на правом берегу Мсты, ниже Боровичей и знаменитых мстинских порогов. Однако именно отсюда начинался сухопутный путь в верховья Увери, в обход порогов. Село являлось важным пунктом на пути «из варяг в арабы», особенно до строительства в начале XVIII века вышневолоцкой водной системы и расчистки мстинских порогов. Примерно до XVI века в селе находился Никольский мужской монастырь. Затем на месте монастырских храмов построили каменный храм Иоанна Предтечи и еще три церкви: Троицкую, Преображенскую и Никольскую. Дошедший до нас Никольский храм построен на месте одноименного деревянного в 1799 году. Помимо главного придела имел ещё два: правый — в честь Воскресения Христова, левый — в честь Вознесения Господня. Храм был закрыт в 1941 году. Сейчас не действует, реставрационные работы не ведутся.
Село Волок возникло на погосте, именовавшемся как Волок — Держков. Оно находилось на правомберегу реки Мсты. Село стало значительным торговым центром ещё до времен Ганзейского Союза. Во все времена через Волок проходили значительные грузы на Юг, Восток, Север и обратно в ВеликийНовгород, и дальше на Запад. Здесь разгружали и хранили товары купцы русские и зарубежные. Стояли амбары, лабазы для грузов. Чтобы обойти Мстинские пороги, грузы на ладьях тащили волоком (перетаскиванием по бревнам) до озера Пелено, примерно 10 верст. Вот почему Волок, а не Волочек, где тащили суда на меньшие расстояния.
С давних времен в селе находились скит и мужской Никольский монастырь. В Писцовой книге Бежецкой пятины 1564 г. упоминаются церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения на погосте, церкви Иоанна Предтечи, Святой Богородицы и Троицы Живоначальной. Когда перестал существовать монастырь — пока неизвестно, но можно предположить, что во время похода Иоанна Грозногос опричниками в 1570 г. на Новгородскую и Псковскую земли, когда был разграблен монастырь Антония Римлянина в Великом Новгороде и убит его настоятель Гелвасий. Все священные сосуды, приплывшие в бочке к Антонию, были увезены царём в Москву. А Никольский Держковский монастырь в то время был приписанк Антониеву. На месте монастырских деревянных храмов был построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Антония Римлянина, в память о том, что монастырь был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю. Это место до сих пор называется Иоанновский погост. Позже на месте обветшавшего Иоанновского храма тщанием местных помещиков были построены два новых храма.
Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, посторенная в 1782 г., была неотапливаемая, летняя, с тремя престолами. Главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Южный — Рождества св. Иоанна Предтечи. Северныйпрестол — преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестомна яблоке. В резном однорядном больших размеров иконостасе находились древние, ещё монастырские иконы. На окнах были красивые резные кованые решетки, сохранившиеся кое‑где до сих пор.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, каменная, построенная в 1825 г., была зимняя, отапливаемая, с одним престолом — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм имел классический вид с изящной главкой и крестом на яблоке. В храме был установлен небольшой иконостас, выполненный в академическом стиле. Вокруг этих двух храмов находилось красивое ограждение с металлическими решетками, завершающее архитектурный ансамбль церквей и кладбища около них. К ним были приписаны: каменная церковь в Жданях в усадьбе Аничковых в 10 верстах от Волока, построенная в 1844 г. помещиком Аничковым, с престолом, освящённым в честь великомученика Георгия Победоносца; и 15 часовень — 14деревянных и 1 каменная.
В 1918 г. служили на Ивановском погосте священник Никанор Яковлевич Беляев 58‑ми лет, его двоюродный брат, диакон Петр Петрович Лебедев 49‑ти лет, псаломщик Николай Михайлович Михайлов 35‑ти лет. За ручьем, в центре рядка на Никольском погосте находились два храма. Деревянная, зимняя церковь Богоявления Господня, построенная в 1768 г. с престолом в честь Богоявления Господня. И каменная трёхпрестольная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенная в 1799 г. на церковные суммы. Главный престол был освящён во имя святителя Николая, правый — в честь Воскресения Господня, левый — в честь Вознесения Господня. Храм был построен в стиле ротонды, круглой формы, с широким куполом, главкой и крестом на яблоке, был очень красив и привлекал внимание своей монументальностью. Обе церкви были обнесены каменной с железными решётками оградой, при церквях было кладбище. Рядом находилась деревянная церковно‑приходская школа.
Самой большой ценностью Никольского храма являлась икона великомученицы Параскевы Пятницы, известной на Новгородчине под названием «Пятница в головах». Эта икона была обнаружена у истока речки Серебрянки, носящего название «Голова», и была отнесена в Никольский храм. Она чудесным образом исчезала несколько раз из храма, и её вновь находили на источнике, пока не догадались построить часовню на месте её обретения. Верующие считали, что икону переносят шестикрылые Серафимы, и деревня, в которой стали селиться люди, получила название Серафимовка. В 1855 г. по благословению Синода в Серафимовке недалеко от часовни воздвигли большой каменный трёхпрестольный храм.
На праздник великомученицы Параскевы, который здесь отмечали на Десятую Пятницу после Пасхи, в с.Серафимовке собиралось огромное количество верующих людей. С крестным ходом из Волока приносили явленную икону сначала к часовне, а когда было завершено строительство Десято‑Пятницкого храма, оставили икону на постоянное хранение в нём.
В 1918 г. на Никольском погосте служили священник Николай Андреевич Лебедев 35‑ти лет, псаломщик Тихон Яковлевич Беляев 49‑ти лет, пономарь Федор Гаврилович Никандровский. Благочинным в 1918 г. был священник Дмитрий Миролюбов, членом Благочинного совета — священник Борис Розанов.
В 1941 г. храмы села Волок закрыли. Здание Никольского храма использовали под склад, Богоявленскую церковь разобрали и увезли из Волока, якобы для строительства где‑то Дома культуры. Здание Покровской церкви использовалось для ремонта сельскохозяйственной техники, а в здании Благовещенской церкви работала кустарная вязальная артель. В 1997 г. в селе Волоко бразовалась православная община. Все заботы о восстановлении поруганных святынь легли на неё.
Дай Бог помощи всем, заботящимся о возрождении и процветании Святой Руси!
«Церкви села Волок», Марина Алексеева, Свято-Духов монастырь. Боровичский епархиальный вестник, № 4 (20) апрель 2019, с. 3