Вологодская резьба и роспись по дереву
В исследовании региональных народных промыслов сотрудники НИИХП искали эталонный, канонический образец, который должен оставаться в основе новых переосмыслений и интерпретаций.
В архиве НИИХП хранится альбом-пособие «Вологодская резьба и роспись по дереву». В Альбоме представлено все разнообразие резных изделий Вологодчины: прялки, туеса, деревянная утварь. Изделия впечатляют своим уникальным художественным оформлением.
Зарисовки из альбома представляют многообразие техник резьбы по дереву – сквозную (прорезную или пропильную), глухую, с геометрическими орнаментами (квадратами, розетками) или растительными мотивами. Орнаменты выполнены в контурной технике (создающей углубленные контуры орнамента на плоскостном гладком фоне), скобчато-ногтевидной (углубления выполняются с помощью изогнутой стамески, придающей им вид лепестков) и геометрической (орнаменты из правильных геометрических фигур с ровными резкими контурами). Отличительной особенностью предметов, выполненных в Вологодской губернии, является использование в декоре «розетки» с лучами, создающими вихрь вращения.
Помимо резьбы большинство предметов украшены цветной росписью – это и яркие цветовые акценты, подчеркивающие резные элементы предметов быта, и свободные орнаменты (цветочные или геометрические) на гладких, не затронутых резьбой плоскостях.
Еще одной особенностью искусства художественной обработки дерева этого региона является разнообразие форм прялок. Если прялки Ярославского, Костромского, Северо-Двинского типов сразу ассоциируются с определенной формой лопаски, ножки, крепления всего стояка к донцу, то в Вологодской губернии ножка прялки может быть как узкой кубической форм, так и, наоборот, широкой и плоской.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ. #фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0