Вологда. Собор Воскресения Христова.

Воскресенский собор построен в 1770 г. В нём сейчас картинная галерея Вологодского музея-заповедника. Стоящая рядом колокольня (1659 г.) исторически принадлежит расположенному неподалеку Софийскому собору. Перестроена в 1869 — 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта в псевдоготических формах.

Воскресенский собор расположен возле современного входа на территорию Вологодского кремля (Областной краеведческий музей). Со времени первоначального устройства Софийского собора до конца XVIII столетия не было при нем теплого собора и богослужение отправлялось в нем круглый год. Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже именуемый Воскресенским. Он был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом. Для нового теплого собора избрано было место на юго-восточном углу высокой каменной стены, окружающей архиерейский дом, в расстоянии от Софийского собора к югу около 20 сажен.
Для пополнения средств к постройке собора преосвященный Иосиф получил разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен первоначального Вологодского кремля, ограждавшего некогда внутреннюю часть города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя, вероятно, в память первого в Вологде кафедрального собора.
В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося еще модным в Вологде в конце XVIII века.
По композиции Воскресенский собор довольно оригинален. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с главой. В нижнем этаже находится низменная, со сводами, церковь во имя преподобных киево-печерских чудотворцев. Она устроена около 1805 года. В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмя колоннами и фронтоном.
Внутреннее устройство Воскресенского собора, после первоначальной отделки его при преосвященном Иринее, существовало до 1832 года в одинаковом виде, с некоторыми малозначительными исправлениями. В 1832-1833 годах при преосвященном Стефане, епископе вологодском и устюжском, собор внутри весь возобновлен и украшен. В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора.
Главную достопримечательность в Воскресенском соборе и предмет особенного благоговения местных жителей составляла икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, почитаемая чудотворной. Происхождение сей иконы следующее: в 1766 году она была найдена под алтарем деревянной церкви Богоявления Господня, что на Лосте, Вологодского уезда, в 12 верстах от Вологды, по указанию одной крестьянской женщины, видевшей ее во сне и вследствие этого видения получившей исцеление от долговременной болезни. Когда слух об этом исцелении и о нескольких других, последовавших затем от той же иконы, начал распространяться, вологодское епархиальное начальство в том же году вытребовало сию икону для надлежащего свидетельства в Вологду, где она и была оставлена в кафедральном соборе на неопределенное время. В рукописи, хранящейся в ризнице собора, под заглавием: «Записки об изцелениях от образа пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости», записано до 30 чудес, бывших от сей иконы в Вологде в прошлом столетии. Икона сия в летние месяцы переносится в холодный Софийский собор, но большую часть года остается в Воскресенском. Она имеет помещение в южном полукруглом притворе трапезы в особом киоте. На ней старинным письмом изображена Божия Матерь в короне, со скипетром в правой и с хоругвию в левой руке; на хоругви начертаны слова: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже…». По сторонам главы Богоматери написано на верхнем поле иконы написано: «Всем скорбящим радость». В свете, над раменами Богоматери, на двух хартиях слова: «Всем предстательствуеши, — благая в державе». Над главой Богоматери изображение Нерукотворенного Образа, по обеим сторонам Ее, у полей иконы, написаны две группы ангелов; при ангелах на правой стороне изображены три лика скорбящих, с надписью: «Странным утешение»; на левой – два лика с надписью: «Печальным утешение». Риза на Богоматери сплошная жемчужная; оклад, свет и ризы на предстоящих серебряные, чеканные золотом; сверх того, по разным местам икона украшена драгоценными камнями: алмазами, яхонтами, изумрудами и другими. На нижнем краю оклада в двух малых клеймах черневыми буквами подписано: «Сей оклад сделан 1770 году, — тщанием преосвященнаго Иосифа, епископа вологодскаго и белозерскаго».
С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом.
В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
Информация сайта ://www.cultinfo.ru/arts/architecture/vologda/000022/report.htm и Историко-археологического сборника И.К. Степановского ВОЛОГОДСКАЯ СТАРИНА.

До постройки Воскресенского собора службы проводились круглогодично в неотапливаемом Софийском соборе. Так продолжалось почти два столетия, с конца XVI до последней трети XVIII века. Сохранились сведения, что во время зимнего богослужения в Софии правящему архиерею, чтобы тот не замерз, вкладывали в одежду горячие камни.
Решение о постройке теплого (зимнего) кафедрального собора, предназначенного для богослужения в основном в зимнее время, было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Под размещение храма, который планировалось освятить во имя Сретения Господня, выбрали место у «северной стены» Софийского собора. «Строение сего собора – указывает в своей книге «Вологда в ее старине» (1914 г.) искусствовед Г. К. Лукомский, – начато было в 1757 году и около 1770 года при преосвященном Иосифе Золотом было почти окончено, но оно оказалось, как сказано в особом современном документе, «к достройке весьма не надежным». По освидетельствовании его в 1771 году «присланным из конторы Комиссии Экономии за архитектора Карлом Паульсоном, найдены были на нем многие на арках, в сводах и стенах расселины; и потому определено было: весь оный собор разобрать».
Потерпев первую неудачу, епископ и не думал отказываться от идеи возведения теплого собора. В. И. Соколов – автор книги «Вологда: История строительства и благоустройства города» (1977 г.) – указывает, что очищая место под сооружение нового собора, Иосиф Золотой приказал снести угловую Юго-Восточную башню Архиерейского подворья, в которой помещался архиерейский судный приказ, а позже духовная консистория. После сноса башни, в 1772 году состоялась закладка собора. На его постройку было разрешено брать камень, заготовленный при Иване IV для постройки каменных стен Вологодского кремля. Таким образом, Воскресенский собор построен в конце XVIII века из кирпича XVI века!
Иосифу Золотому не удалось увидеть результаты своего труда. Новый собор был освящен уже после его смерти 30 октября 1776 года епископом Иринеем во имя Воскресения Христова. Тем самым была восстановлена историческая справедливость: до переноса кафедры в конце XVI века в Софию, главным храмом Вологодской епархии был собор Воскресения Христова на Ленивой площадке (ныне на его месте располагается памятник 800-летия Вологды). Потеряв соборный статус, старая Воскресенская церковь стала приходской. В XVIII веке новая Воскресенская церковь, выстроенная в стиле барокко, вернула себе соборный статус.
Воскресенский собор – двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами, трапезной и вытянутым алтарем. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с главой. Купол окружен двухъярусными восьмиугольными башенками – главками приделов.
Задуманный, возможно, столичным архитектором в интересных формах эпохи барокко проект был реализован местным архитектором Златицким со значительными изменениями. Особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно наличники и карнизы. Стиль барокко получил в этом храме не вполне типичное выражение. К сожалению, в провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки. Воскресенский собор сам по себе довольно интересен в архитектурном плане, однако на фоне древней Софии и устремленной вверх соборной колокольни он несколько теряется. В нижнем этаже собора около 1805 года был освящен престол Киево-Печерских чудотворцев.
Воскресенский собор сохранился до наших дней без каких-либо перестроек. Исключением стала пристройка со стороны Соборной площади ампирных форм парадного входа-портика с четырьмя колоннами и фронтоном в честь приезда в 1824 году в Вологду императора Александра I.
О первоначальном внутреннем убранстве собора не осталось никаких сведений. Известно, что в середине XIX века интерьер был расписан ярославским иконописцем Колчиным (живопись утрачена), поновившим в это же время фрески Софийского собора. По оценке Г. К. Лукомского, в начале ХХ века «внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для поры quasi-русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши».
В Воскресенском соборе с 1847 по 1928 год находилась древняя икона святой Троицы с надписями на зырянском языке, найденная в 1788 году академиком Яковом Фризом в церкви Вожемской волости в 40 верстах от города Яренска и по распоряжению Вологодского епископа Арсения в 1790-х годах перенесенная в Софийский кафедральный собор. В настоящее время эта икона является украшением коллекции древнерусского искусства Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Авторство ее приписывают святителю Стефану Пермскому. Так же в соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, прославленная в 1766 году в 12 верстах от Вологды при Богоявленской церкви на Лосте.
28 июня 1830 года в Воскресенском кафедральном соборе было совершено пострижение в монашество вологодского дворянина Дмитрия Брянчанинова с наречением его Игнатием. В середине XIX века Игнатий Брянчанинов станет одним из крупнейших теологов и богословов России. В 1988 году Русской Православной церковью святитель Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых.
На Соборной площади у стен Воскресенского собора 15 июля 1888 года состоялись торжества в честь 900-летия крещения Руси. Крестными ходами были принесены на площадь чудотворные и особо чтимые иконы из городских храмов и монастырей. По воспоминаниям одного из современников, «вся обширная соборная площадь и береговые возвышенности были сплошь покрыты массами молящегося народа. Это было доселе невиданное, торжественное зрелище, озаренное яркими лучами полуденного солнца. В церквях города продолжался целодневный звон».
22 июля 1914 года у стен Воскресенского собора епископ Вологодский «прочитал Высочайший манифест об объявлении войны Германией и в кратком слове призвал всех русских оставить личные распри и партийные раздоры, дружно объединиться на борьбу с сильным врагом и вознести усердные молитвы Господу Богу о даровании победы русскому воинству. Затем был отслужен молебен с коленопреклонением о даровании победы русскому воинству. После молебна городской голова Н. Волков и уездный предводитель дворянства Н. Андреев поднесли владыке икону св. Александра Невского. Приняв икону, владыка благословил ею отправляющийся на театр военных действий 198-й Александро-Невский полк в лице его командира. Затем владыка обошел ряды воинов полка, осеняя их крестом и окропляя святой водой».
В кафедральном Воскресенском соборе, занятом обновленческой общиной, службы велись до 5 марта 1938 года. После этого кафедральной стала бывшая кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Богородском кладбище.
Закрытый собор был передан в распоряжение краеведческого музея. С 1954 года в бывшем Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья, в том числе и Воскресенский собор, отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=10

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?