Вологда. Церковь Варлаама Хутынского.

В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена.
Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем.
Церковь Варлаама Хутынского двухэтажная, небольшая. Западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя стройными ионическими колоннами. Над ней в глухом рустованном кубе возвышается высокий сквозной четверик звона колокольни, грани которого вогнуты, а срезанные углы оформлены парными коринфскими колонными и пилястрами. Пилястры поддерживают скромный и легкий фриз. Венчает колокольню сложный пирамидальный купол с тонким грушевидным шпилем. Интересен купол надвосточной частью здания в виде необычного овального изящного фонаря с маленькой главкой. В роли двух других глав на основном объеме храма неожиданно выступают декоративные вазы на постаментах с лепными гирляндами, делающими вазы очень нарядными. Столь уникальное использование ваз великолепно соответствует общему, чисто светскому характеру нарядной архитектуры храма.
Несколько портил общий вид церкви широкий контрфорс, пристроенный в середине XIX века с левой стороны у ротонды. Левая часть храма несколько отошла от колокольни (колокольня как бы встроена в храм, до земли идут самостоятельные капитальные стены), появилась трещина и необходимость заставила укрепить боковую стену. Кроме этой пристройки и других мелких переделок, по всей вероятности, внешне храм сохранился в том же виде, каким он был в 1780 году, чего нельзя сказать о его внутреннем убранстве. Как на особую, встречающуюся не во многих церквях, принадлежность храма можно указать на «исповедальное место», находящееся в южном отделении алтаря.
http://www.nason.ru/hramy/22/

В 1780 году было образовано Вологодское наместничество, после чего Вологда стала на короткое время столицей огромного края, границы которого простирались до Уральских гор и северных морей, и привело к оживлению строительства. Но взоры вологодских зодчих были, в отличие от ХVII века, обращены уже не на Москву, а на Петербург, в чём мы убедимся, если посмотрим на тёплую церковь, освящённую в 1780 году во имя Варлаама Хутынского, знатного новгородца, снискавшего уважение современников строгостью монашеской жизни и основавшего в ХII веке монастырь вблизи своего города. Купец Афанасий Узденников, на чьи средства был построен этот храм, часто бывал в столице, знал толк в архитектуре и, возможно, в Петербурге же и заказал проект. Хотя значительная удалённость Вологды от основных культурных центров препятствовала доминирования только одного из них.
Мягкость, лиричность, провинциальная «уютность» облика церкви — черты московского зодчества. Самое замечательное в церкви — колокольня. Четыре ионических колонны образуют входную полуротонду. Лежащий на ней полукупол просто и естественно связывает нижний ярус с кубическим объёмом, рустовка которого имитирует кладку из больших блоков. Грани яруса звона оформлены парными коринфскими колоннами и пилястрами — слева и справа от каждой пары колонн. Лепные украшения в верхней части яруса звона усиливают общее приятное впечатление от интересной композиции. Завершается всё сооружение сложной формы пирамидальным куполом, вызывающим у некоторых вологжан восточные ассоциации (и в самом деле на пагоду смахивает) и тонким, грушевидным у основания шпилем, стоящим на настолько тонкой перемычке, что при взгляде издалека непонятно, на чём он вообще держится. В самой церкви обращает на себя внимание центральная глава, эллипсовидная в плане, с различными формы окнами и простенками, лепнина которых сейчас мало заметна от многочисленных побелок. Но самое удивительное то, что в роли боковых главок храма выступают урны или вазы. Впрочем, на дворе стоял просвещённый ХVIII век.
Зодчие Екатерининской эпохи смело обращались к античной классике и могли позволить себе и колонны по церковному фасаду поставить, и вазу крестом увенчать, не опасаясь дальнейших «оргвыводов». Подобные вазы есть, например, в замоскворецкой церкви Иоанна Предтечи, что на Бору, датированной тоже 1780 годом. Хотя ярусность и вычурность форм — наследие отживающего барокко, в целом храм — редкий для Северо-Запада, а для Вологды сейчас единственный образец классицизма в культовом зодчестве.
Из книги: Сазонов А.И. «Вологда. Каменная летопись». 2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?