Вологда. Церковь Спаса Преображения, что на Болоте.

Церковь названа Спасской по своему главному престолу – Спаса Преображения. Вторая часть топонима – «на Болоте» – указывает на наличие в этом месте в древности низины, болотца. В старину приставка «на Болоте» одно время была и у других вологодских храмов, расположенных в двух-трех кварталах от Спасо-Болотской церкви – Параскевы Пятницы и во имя Казанской иконы Божией Матери (территория нынешнего Старого базара).
Церковь Спаса Преображения на Болоте после утверждения Екатериной II Генерального плана застройки Вологды оказалась на пересечении Богословской (ныне ул. Воровского) и Громовской улиц (часть современного проспекта Победы).
Каменная одноэтажная трехпрестольная церковь Спаса Преображения на Болоте чрезвычайно похожа по своим архитектурным формам на церковь Воскресения на Ленивой площадке, и хотя она была возведена на шесть лет позднее последней – в 1768 году, – ряд исследователей считают, что оба храма построены одним мастером.
Спасо-Преображенский храм венчает такое же пятиглавие, как и у Воскресенской церкви. Главки также двухъярусные, но более вытянутые. Богаче карниз, венчающий четверик и двухъярусные главки трапезной над приделами Входоиерусалимским и Тихона Амафунтского. Много общего и в архитектурном исполнении колокольни. Заметна разница в архитектуре крылечка: у Спасской церкви оно тоже состоит из колонок, но последние покрыты фронтонами, в которых вырезаны полукружия, отсутствует купольное завершение.
Стены храма были покрашены в голубые и белые тона, ярко синие купола виднелись далеко в округе, наличники окон подобны наличникам Cpетенской церкви, что на Набережной VI Армии. Фронтоны их состоят из причудливых срезанных округленных кусочков карниза, насаженных на части разорванного фронтона. В виде образцов для деталей такого барокко, очевидно, послужили лучшие подмосковные церкви конца XVII века.
В целом, архитектура храма типична для конца XVIII века. В это время в Вологде стиль барокко постепенно терял свою популярность, и провинциальные зодчие разрабатывают свои архитектурные формы, соединяющие в себе детали различных направлений. Так, архитектура церкви Спаса на Болоте объединяла в себе русскую традицию с итальянской, однако следование национальным формам здесь очень сильно. В интерьере храма Спаса на Болоте известный исследователь Вологды Г.К. Лукомский выделял, как представляющие наибольший интерес, две печи с зелено-желто-белыми изразцами, иконостас «спокойных форм» и несколько древних икон – преподобного Тихона, Преображения Господня в богатом окладе конца XVII века, Николая Чудотворца. Внутри храм имел старинную живопись, слегка подновленную в XIX веке. На начало 1930 года на колокольне Спасо-Преображенской церкви имелось 13 колоколов общим весом 218 пудов.
Спасо-Преображенская Болотная церковь была закрыта для богослужений 6 марта 1930 года вместе с такими вологодскими церквями, как Благовещенская, Богородская Нижнедольская, Дмитриевская (оба храма), Никольская Владыченская, Пятницкая. В мае-июле 1930 года уполномоченные религиозных общин обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть приходские храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Однако их просьба не была удовлетворена.
Семь лет закрытый храм стоял пустым: городские власти, несмотря на нехватку помещений, так и не решились «поселить» здесь какие-либо советские учреждения. Причиной этому послужило неудобное месторасположение бывшего культового здания посередине проезжей части. В начале 1930-х годов храм лишился куполов с крестами, а затем и завершения колокольни. В 1937 году он был окончательно разобран.
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=57

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?