Вологда. Часовня Белоризцев.

Название и история часовни связаны с легендой о «белоризцах». События, о которых говорится в этой легенде, относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим — к 1612 году (разорение Вологды польско-литовским отрядом). По наиболее распространенной версии легенды, во время осады Вологды противником воины городской стражи заметили «двух неизвестных витязей, облеченных в белые доспехи и вооруженных железными палицами». Эти витязи вышли из города на поляну, где расположился вражеский стан, напали на врагов и уничтожили многих, а прочих обратили в бегство. После сражения витязи были найдены убитыми и с честью похоронены, а над их могилой возведен каменный памятник в виде плиты с выложенным на ней крестом. Согласно другой интерпретации, воины-белоризцы сражаются не в одиночку, а появляются в разгар сражения вологжан с врагом и своей самоотверженностью вдохновляют их на победу. Самая ранняя запись легенды содержится в древнем Житии Димитрия Прилуцкого, составленном в конце XV века, именно там упоминается слово «белоризцы». Однако в Житии белоризцы нематериальны-они вместе с покровителем Вологды Дмитрием Прилуцким в ночь перед штурмом города являются во сне трем вологжанам, молятся о спасении города от гибели и укрепляют городские стены, после чего становятся невидимыми.
Историчность существования белоризцев не признавалась церковью: они не были причислены даже к местночтимым святым. Их хотя и называли уважительно «отцами», но, в соответствии с текстом Жития Димитрия Прилуцкого, вспоминали лишь как персонажей чудесного видения, свидетельствующего о заступничестве святого. На месте часовни Белоризцев до 1771 года существовал так называемый «убогий дом» — место, где хоронили самоубийц и других умерших неестественной смертью людей. Согласно Житию Дмитрия Прилуцкого, именно оттуда к святому выходят белоризцы. Погребение в «убогих домах» было запрещено указом Екатерины II от 25 марта 1771 года. В XIX веке (не позже 1842 года) на этом месте возводится деревянная часовня-сначала маленькая, а затем более вместительная. Часовня Белоризцев была приписана к церкви Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище. Совершением крестных ходов и панихид занимался причт Лазаревской церкви. Ежегодно в Семик (четверг на Троицкой неделе) у часовни устраивались поминальные празднества, собиралось много людей, на поляне велись панихиды. Из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой были изображены, по сообщению священника С.А. Непеина, «два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу».
Примерно в 1896 году деревянная часовня сгорела, после чего могила, считавшаяся местом захоронения белоризцев, долгое время стояла открытой. Новая (каменная) часовня была выстроена в 1911 году на средства председателя местного отделения «Союза русского народа», жены земского начальника А.И. Карауловой. 26 мая 1911 года (в Семик) преосвященный Антоний, епископ Вольский, освятил часовню. По сообщениям местной прессы, обряд освящения был заснят на кинопленку. Также писалось, что «при рытии рва для фундамента были найдены человеческие кости, которые собраны в одно место и погребены после совершения над ними панихиды в особой могиле близ часовни и на могиле поставлен крест». После революции часовня Белоризцев была передана в частное владение, в настоящее время представляет собой жилой дом.
Источники: http://history.nason.ru/; http://www.booksite.ru/cherch/vologda/beloriz3.htm

Часовня построена над местом явления Белоризцев — двух старцев в белых одеждах, видение которых, вместе с прп.Димитрием Прилуцким, горожанам было во время осады Вологды Шемякой в 1448 г. (1449). В XV-XVI вв. здесь находилась городская «скудельница».
Легенда о белоризцах. Их было двое. В руках – только дубины, а напротив – отряд разбойников. Двое вышли против целой банды и разгромили её наголову – выжить сумел лишь тот, кто в страхе бежал. Осаждённая Вологда была спасена. Откуда взялись те двое? Как их звали? Это осталось тайной. Единственное, что известно точно – они были одеты в белое. Остальные сведения туманны и противоречивы. И, как во всякой легенде, существуют различные версии, мнения, догадки. Неправда, что на них были доспехи! Это лишь выдумки досужего лекаря, краеведа-любителя. Неужели наши предки не смогли бы отличить боевое облачение от простых белых одежд? Да и оружие в таком случае было бы побогаче – мечи, а не дубины. Это много времени спустя, в начале XIX века, лекарь Флёров записал: «вдруг являются два неизвестные витязя, в белые доспехи облечённые и железными палицами вооружённые».
Кстати, когда происходила осада, в разгар которой явились белоризцы? Время в легендах всегда текучее: только масштабные события прочно стоят на своих местах. К ним притягиваются менее крупные, концентрируются вокруг. Именно поэтому действие истории о белоризцах сместилось в восприятии потомков к периоду Смутного времени. На самом деле белоризцы спасли Вологду на полтора века раньше, и не от польско-литовских захватчиков, а от своих же, русских.
В середине XV столетия шла междоусобная война между великим князем Василием II и его двоюродными братьями – Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Перевес склонялся то на одну, то на другую сторону. Одолев Василия II, Шемяка ослепил его, назвал Тёмным и проводил в почётную ссылку – на княжение в Вологду. Вот так и появилось княжество Вологодское. Впрочем, оно недолго просуществовало. Василий Тёмный уже был знаком с Вологдой: он использовал наш город в качестве надёжной опоры и места сбора войск. Вскоре после прибытия ослеплённый князь отправился на богомолье. ИгуменКирилло-Белозерского монастыря Трифон «разрешил» Василия Тёмного от «проклятых грамот» (освободил от клятвы не выступать против Шемяки), а игумен Ферапонтова монастыря Мартинианблагословил на поход против двоюродного брата. И Василий Тёмный стремительно отвоевал московский престол.
А через некоторое время Дмитрий Шемяка напал на Вологду. Взял её в осаду, разорил окрестности и мог бы захватить, но помешали белоризцы. Вряд ли Шемяка оказался возле Вологды случайно. Сомнительно, что он осадил город поддавшись мимолётному порыву или ради мести. Князь Дмитрий Шемяка всё-таки был политик и военачальник, в основе его действий явно имелась логика. Он, конечно, ослепил Василия II в порядке возмездия за то, что тот ранее ослепил Василия Косого – но это был поступок с чётким политическим обоснованием. Считалось, что незрячий человек недееспособен, управлять государством не может.
Откуда же такой интерес Шемяки к нашему городу? Становится понятно, если вспомнить, что Василий Тёмный считал Вологду опорой своей власти. Именно здесь он хранил государственную казну. Вот казну-то князь Дмитрий Шемяка и стремился захватить. Появившиеся невесть откуда белоризцы нарушили эти планы, разгромив княжеское войско. По всей видимости, следует считать художественным преувеличением то, что они выступили против шемякиной рати всего лишь вдвоём. Более осторожные источники рассказывают, что вместе с белоризцами сражались и вологжане. Если бы Шемяка заполучил казну, гражданская война могла продолжаться ещё очень долго. Получается, белоризцы не просто город Вологду защищали – они обороняли Русь от междоусобиц. А что, если они как раз царскую казну-то и охраняли? Может быть, они прибыли из Москвы для того, чтобы обеспечить безопасность казны? Впрочем, здесь мы вступаем на поле предположений.
Сами белоризцы ничего поведать не успели. Они погибли в бою. Похоронены белоризцы на Поляне – на том месте, где были найдены их тела. Сейчас адрес их могилы — Завражский переулок, 10а – недалеко от здания Вологодского многопрофильного лицея на улице Пролетарской. Каждый год по весне у могилы белоризцев устраивались «гулянья на Поляне».
Церковь не могла без внимания отнестись к почитанию белоризцев в Вологде. Упоминания о них появились в поздних списках Жития Дмитрия Прилуцкого, где ратный подвиг переведён на метафизический уровень. Выяснилось, что белоризцы были не то чтобы люди – скорее, бесплотные духи, посланники преподобного Дмитрия Прилуцкого, небесного покровителя Вологды. Они явились для того, чтобы подпереть огромными брёвнами стены города, дабы те не рухнули («целыми древесы вся четыре стены градные подопроша»). После чего осаждавшие разбойники, несолоно хлебавши, отошли к Галичу «и тамо мнози побиени быша гневом Божиим».
На могиле белоризцев была выстроена часовня, которая сейчас находится в частном владении и используется под жильё. В качестве замены народным гуляниям на Семик, в день поминовения (в четверг на седьмой неделе после Пасхи), проводился крестный ход.
http://vologda-portal.ru/o_gorode/index.php?ID=130704&SECTION_ID=5101

Крупная кирпичная кубическая часовня в псевдорусском стиле, построенная в 1911 г. на средства А.И. Карауловой. Была приписана к Лазаревской церкви. Закрыта в 1929 г. В настоящее время занята жильём.
http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/25/chasovnya-beloriztsev-vsem-mirom-proekt-vozvrashhenie/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?