Володятино. Церковь Михаила Архангела.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, 1-я пол. 19 в. Расположена в центре села, на перекрестке улиц, доминирует в окружающей местности. К северо-востоку от церкви сохранились остатки усадебного парка с системой перпендикулярных аллей. В 1800 г. была возведена центральная часть храма, к которой позже пристраивается трапезная, а в 1843 г. — колокольня. Стены сложены из кирпича с включением белокаменных деталей, фасады побелены. В настоящее время уничтожены апсида и верхняя часть храма, разрушены своды трапезной, сбиты наличники окон. Каменная ограда разобрана в 1930-е гг. Характерный для данного региона пример приходского сельского храма с колокольней в стиле позднего классицизма.
В планировочной композиции небольшой четверик собственно храма играет скромную роль. Значительно больше его по размерам прямоугольная со скругленными углами трапезная. Она соединена притвором с наиболее выразительной частью здания — высокой трехъярусной колокольней. Над двумя ее четвериками (второй — с открытыми арками звона) поднимается круглый в плане ярус верхнего звона. Завершающий сооружение купол с люкарнами увенчан небольшим цилиндрическим объемом с главкой. Нижний ярус колокольни со срезанными углами обработан предельно сдержанно и отличается монументальностью. Его стены завершены треугольными фронтонами и покрыты дощатым рустом, сходящимся к полуциркульным окнам; по сторонам входа помещены сдвоенные плоские пилястры. Второй ярус выглядит очень нарядно. Он украшен портиками со сдвоенными колоннами по сторонам проемов. Антаблемент портиков раскрепован, в тимпаны треугольных фронтонов вписаны сегментовидные ниши, а позади фронтонов поднимаются прямоугольные аттики. Над углами этого четверика поставлены тумбы с шарами. Арки верхнего яруса звона разделены трехчетвертными колоннами (по три между проемами), несущими широкий антаблемент. Цилиндрическое основание главки украшено колоннами, рустом и широким карнизом с модульонами. Фасады храма сохранили следы барочного убранства (отступающие на углах пилястры, фрагменты наличников с ушами, обрамлявших крупные окна с лучковыми завершениями). В окнах уцелели кубоватые решетки. Оконные рамы трапезной фигурные, с арочными завершениями. Пространство собственно храма, обширной трапезной и притвора соединены арочными проемами (самый крупный — между храмовым четвериком и трапезной). В алтарь прежде вели три проема (два из них заложены). Все помещения сейчас имеют плоские перекрытия. В интерьере на стенах храма и трапезной сохранились фрагменты росписи.
Березин, Добронравов, 1896, с. 194—195. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 198-199

Церковь расположена в центре села, на пересечении двух сельских взаимно-перпендикулярных улиц. Рельеф местности — спокойный. Построена в 1800 г. на средства прихожан и посвящена Архистратигу Михаилу. Трапезная имела два престола: в честь Боголюбивой (Боголюбской) иконы Божией Матери и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1843 г. была возведена каменная колокольня и тогда же территория церкви была обнесена каменной оградой. Результаты визуального обследования четверика, подкреплённые свидетельствами жителей села, позволяют предположить, что летний храм был двухсветным, по высоте вдвое большим трапезной. К 1896 г. в селе имелась церковно-приходская школа, размещавшаяся в «особо устроенном доме». Имена автора и строителя неизвестны. Церковь закрыта в 1930 г., ограда разобрана в 1934 г.
Схема композиции четырёхчастная — четверик летнего храма, трапезная, притвор, колокольня. Церковь типа четверика, бесстолпная, одноапсидная. Сохранившиеся декоративные детали фасадов церкви скромны (наличники окон и пилястры) и не выходят за рамки тех форм, которые были общеприняты в каменном зодчестве начала позапрошлого столетия. Ритм прямоугольных, чуть вытянутых вверх объёмов первых двух ярусов колокольни подхватывается ротондой яруса звона, завершённой куполом с оригинальной главкой, как бы моделирующей цилиндр третьего яруса. Пластическая обработка фасадов колокольни отличается большим богатством и разнообразием в применении декоративных форм. Руст и пилястры первого яруса сменяются сдвоенными ¾ колоннами удачных пропорций и хорошо профилированным антаблементом второго яруса, уступая место более сухому и в образном отношении менее удачному декору яруса звона (грузноватые полуколонны, постаменты с ширинками и т.д.) — такова традиционная для середины позапрошлого столетия разработка фасадной пластики колокольни.
Обширное и светлое внутреннее пространство трапезной широко раскрыто в интерьер храма и своими размерами и характером контрастирует с последним. На стенах храма и трапезной кое-где сохранилась клеевая живопись, по-видимому, начала 19 в. Цилиндрические своды перекрывают крестообразное в плане пространство первого яруса колокольни.
Левичев Ф.В. Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры, 08.05.1974 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?