Вольково, церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела в 1995 г.
Покровская церковь в Волькове. Село Вольково находится на проселочной дороге от церкви села Михайловского к Хотову, близь речки Чашечной, впадающей в р. Волхов, среди болот и лесов. От Петербурга оно находится в 150 верстах, от Новой Ладоги в 35.
Что церковь существовала здесь издавна, об этом есть местное предание, выраженное следующим образом. В приходе есть старое кладбище, находящееся близь села и называемое Латышским. Идя, в поминальные дни, на это кладбище, прихожане говорят: «Пойдемте, православные, поминать латышей». Кладбище это ныне уже занято усадьбами причта и здесь иногда находят остатки человеческих костей. Кроме того у старожилов есть предание, что здесь, когда то, была война с латышами и побежденные латыши ушли в другое место, а здесь поселились пришельцы, предки нынешнего поколения. Об этих латышах сохранилась в народе память, как о людях добрых. Ближайшая к здешней местности церковь св. Архангела Михаила была, все таки, церковью отдаленною и крестьяне, стесненные в отправлении христианского долга, постоянно думали о том, как бы иметь свой храм. Свое желание они передали управляющему палатой государственных имуществ, посетившему здешнее село и, по его ходатайству, не только было разрешено построить церковь, но и выдано было, из той же палаты, 2,400 р. на постройку церкви и домов для причта. Сумма эта была восполнена сбором денег по книжке и таким образом в 1863 году была построена деревянная церковь, по тому же плану как и церковь в Заречье. План той и другой церкви составлял архитектор Гештовт. Церковь освящена 30 сентября, благочинным, Новоладожского собора протоиереем Илиею Велитским. Церковь деревянная, построена на каменном фундаменте, обшита тесом, снаружи окрашена синей краской, а по углам, окнам и карнизам — белою, крыша на церкви железная, окрашена красной краской.
На храме две главы — На колокольне пять колоколов. На самом большом, ценою в 425 р. пожертвованном Красносельским купцом Иваном Егоровым Конищевым, находятся изображения Спасителя, Божией Матери и Николая Чудотворца. Весу в нем 25 п. 3 ф. Кресты на церкви деревянные, обитые жестью. Длина церкви 12 ½ саж., ширина, в средней части, 5 саж., вышина – 10 ½ арш. В церкви 14 окон. Средняя часть храма делится, бревенчатой аркой, на две части. В ближайшей ко входу части 2 саж. ширины, 3 ½ саж. длины и 572 арш. вышины; вторая часть, до иконостаса, имеет 4 ½ саж. длины и ширины и 10 арш. вышины. Вместо купола здесь сделан «прямой» свод, в 2 арш. вышины и ширины, украшенный карнизами и 12 кругами; в средних четырех кругах кресты с налепленными посеребренными звездочками. Карнизы и кресты окрашены синею и желтою краскою. Храм внутри оштукатурен и окрашен синеватою краскою; «панель» на 8 четв. окрашена коричневою масляною краской. Справа от входа помещается незатейливая выручка для продажи свечей, а слева — круглая железная печь. Иконы по стенам, — плохой живописи, в грубых рамах, окрашенных синею и голубою краскою; перед ними — старые медные лампады. В средине потолка — люстра с 10 рожками, алебастровая, вызолоченная.
Во 2 части храма, на правой стороне. шкаф для ризницы, на левой — железная печь. Здесь висит медная, посеребренная, люстра с 30 рожками. В них горит деревянное масло в стеклянных, разного цвета, лампадах. Люстра стоит 100 р. В этой части храма иконы лучшего достоинства. Отсюда сделаны два входа в церковь с ограды. Солея возвышается на одну ступень и ограждена точеными деревянными перилами, окрашенными белой масляной краской. За правым клиросом икона Преображения, за левым св. Николая. Иконы эти в золоченых, с резьбою, киотах. На хоругвях, шитых на красном гарусе, мишурой, находятся изображения Воскресения Христова, Богородицы с Предв. Младенцем, Крещения и св. Николая. Иконостас столярной работы, досчатый, окрашенный белой краской, с 8 винтообразными, вызолоченными колоннами, с резьбою. Иконостас — в 2 яруса. Вышина его 2 саж., ширина 4 1/2 саж. В 1 ярусе помещены, обыкновенным порядком, Благовещение, 4 Евангелиста, Тайная Вечеря, Спаситель и Божия Матерь; на боковых вратах — Архистратиг Михаил и архид. Стефан; кроме их находятся еще изображения Покрова, Иоанна Предтечи и Александра Невского. Во 2 ярусе изображения Успения и Рождества Богородицы, Рождества, Крещения и Сретения Господня. Над иконостасом находится еще 4 иконы: Воздвижения креста, Сошествия Св. Духа, Троицы и Преображения. Рядом с ними — Символы Заветов — Среднюю часть занимает икона Св. Троицы — в полукруге. Восточная стена алтаря восьмигранная. Стены алтаря выкрашены синею и коричневою краскою, плохою, потолок — известкою.
Престол дубовый. Антиминс освящен митр. Исидором октября 27 дня 1862 года. Напрестольное евангелие, два малых евангелия, напрестольные кресты, облачение престола и пр. все очень скромного достоинства, все давно полиняло, устарело и представляет вид не вполне соответствующий храму Божию. Дарохранительница, в виде пятиглавого храма, сделана из меди и высеребрена. На горнем месте образ Господа, сидящего на престоле; по сторонам его расположены, в крестах, иконы дванадесятых праздников, а около них крест и икона Богородицы «выносные», с рукоятками. Жертвенник березовый. Священные сосуды, с принадлежностями, сребропозлащенные, пожертвованы в 1863 г. дочерью чиновника, девицею Мариею Васильевою. Ковшичек, сребропозлащенный, ценою в 15 р. с. Пожертвован игуменью Староладожского Успенского монастыря Дионисиею, в 1833 г. Другой экземпляр священных сосудов, с изображениями из финифти, медный, посеребреный, пожертвованный Павлом Ив. Кудрявцевым, в 1870 г. Достопримечательна также Плащаница, находящаяся у жертвенника, с восточной стороны, написанная на холсте, очень хорошей живописи. Лик Спасителя обложен вокруг белою серебристою парчою; глава украшена вышитым золотистым венцом; слова: Благообразный Иосиф и пр. вышиты на малиновом Полубархате. На пьедестале, из красного дерева, изображены страдания Спасителя. Плащаница находится под стеклянным футляром.
Причт состоит из священника и дьячка. Первым священником был Александр Иванович Щедров, окончивший курс С.Петербургской семинарии и в 1870 г. перемещенный в староладожский женский монастырь, потом служили: Феодор Михайлович Боголюбский, перешедший, в 1874 г, в Черенцово и умерший в 1881 г.: Александр Иванович Альбов, перешедший в 1876 г. в Ястребино (Ямб. уезда): Михаил Григорьев Лебедев, поступивший сюда из Веготы (новоладожского уезда) и в 1882 г. перешедший в староладожский женский монастырь. Ныне служит Илья Алексеев Песоцкий, уволенный, по болезни, из средн. отделения С.-Петербургской духовной семинарии и бывший сперва диаконом в староладожском женском монастыре. Церковь отопляется, ремонтируется и содержится прихожанами. Капитал ее простирается до 450 р. в билетах и до 100 р. наличными. При церкви есть деревенская сторожка. Священник живет в деревянном доме, построенном прихожанами. Дом причетника, также деревянный, куплен за 250р. С построения церкви причт получал только пособие от прихожан. Священнику давалось в год 45 р., причетнику 30 р. Вместо земли давалось по 2 ½ гарнца ржи и овса с ревизской души на весь причт и 400 пудов сена, С 1871 г. положено казенное жалованье. Ныне священник получает 240 р. причетник 80 р. Прихожане занимаются хлебопашеством и заготовкой дров.
Из 4 деревень прихода три православных и одна раскольницкая. Близь церкви село Вольхово. В нем 75 дворов, 203 души мужского пола и 215 женского; в 3 верстах от Церкви Чернецко, с старинною часовнею по средине. У часовни старинное кладбище, от которого сохранилось несколько крестов и одна плита. В Чернецке 35 дворов, 126 душ мужского пола и 137 женского. Деревня Заднево в 1 ½ вер. от церкви, в ней 15 дворов, 42 душ. мужского пола и 45 женского. Нижних воинских чинов в приходе 29 душ мужского пола и 20 женского. Деревня Козарево населена беспоповцами, питающими к православным чувство ненависти. Здесь, впрочем, живот несколько православных. Всех жителей 23 двора 58 душ мужского пола и 69 женского. Всего 458 мужского пола 486 женского. В том числе раскольников 58 мужского 69 женского пола. В разговоре прихожан есть несколько странных слов, напр. куночкат. е. чашечка, «Пяточка» огарок свечки; Загоилось, т.е. зажило, или болезнь уничтожилась. Ближайшие к здешнему приходы суть: Михаило-Архангельский, на Волхове, и Хотовский, оба в 12 верстах.
Настоящей школы в приходе нет. Дети крестьян учатся по домам, где их учит какой либо грамотей. Таких учащихся в прошедшую зиму было 20 мальчиков и 2 девочки. В деревне Чернецке нанята было, для школы, изба у столяра, в которой помещался сам хозяин и его семья. Детей учил уволенный за штат дьячок; но учитель предался пьянству и ученье прекратилось. Прихожане вообще довольно хорошей нравственности и религиозны. В храм Божий они ходят охотно; участвующих в пении так много, что по праздникам на обоих клиросах бывает человек по 16. В церковь, по праздникам, собирается до 400 человек. Когда причт ходит, в праздничные дни, по домам с молебнами, его встречают почтительно. В церкви молящиеся ведут себя чинно; за поведением детей следят строго. Крестные ходы бывают в следующие дни. 23го апреля бывает крестный, ход, для окропления скота, в Волькове и Чернецке. С крестами и иконами обходят вокруг стада три раза; 23-го июня бывает крестный ход в Чернецке, а 24-го в Волькове. Он сопровождается окроплением скота св. водою и, установлен в память скотского падежа. 10-го июля бывает крестный ход в Волькове, Чернецке и Задневе, 1-го октября бывает крестный ход за полверсты от села, к часовне. Тут служится общий молебен, а после него служатся молебны подомам, 6-го августа в Чернецке и 6-го декабря в Задневе служится, на кануне всенощное в часовне, а в самый праздник — водосвятный молебен в часовне и краткие молебны по домам. В Рождество, Крещение и Пасху бывает обычное хождение по домам, с крестом, а в Крещение с крестом и св. водою.
В приходе существуют следующие деревянные часовни: 1) в Волькове — во имя Рождества Иоанна Предтечи. В часовне есть большой осьмиконечный крест, из сосны. На нем надпись, из которой можно разобрать слова: «Пророку Божию Иоанну Предтечи, Пророку Божию Илии и священномуч. Флору и Лавру. На поклонение православным христианом, повелением рабов Божиих Евтихия да Георгия с детьми… и Даниила и детей их». Кроме креста находятся здесь расколовшаяся икона Божией Матери и старый жестяной подсвечник. Часовня построена в 1876 г. вместо прежней сгоревшей; 2) в версте от церкви, на поле, есть часовня во имя Покрова, с таким же крестом. Часовня и крест очень древние. 3) Близ деревни Заднева есть часовня во имя св. Николая. В ней до 10 икон, одна медная лампада и четыре стеклянных. 4) Часовня в Чернецке, во имя Преображения, с несколькими иконами и лампадами. Кроме упомянутого выше «Латышского» кладбища были, в Волькове и Чернецке, два православных кладбища; но на них, в последние 10 лет, уже не хоронят. Настоящее же кладбище находится в полуверсте от церкви. Длина его 35 саж., ширина 25 саж. Она обведена канавою, а образовавшийся от вырытия канавы вал обложен дерном; канава, кроме вала, обведена забором. Священник Илья Алексеев Песоцкий.
«Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 — 1885 гг.)
Церковь представляет собой обгоревшие руины. Цело основание колокольни, есть остатки кованых украшений над входом. От стен средней части и алтаря остался лишь низ. Фундамент цел и достаточно крепок, по нему можно оценить весьма немаленькие размеры церкви. Разбирать остатки церкви местные жители опасаются — «как бы чего не вышло». Вероятно, поэтому с пепелища ничего не разворовано.
Церковь была, вероятнее всего, подожжена подростками 12-14 лет (возможно, они курили на колокольне, возможно — разводили костер). Одного не спасли, другого после этого по жизни преследовали неудачи (погибли родители, сам постоянно попадает в аварии и прочие неприятности). Есть также мнение, что церковь загорелась от удара молнии в металлический купол (в тот день была гроза). Церковь находится на выезде из Вольково в сторону Залесья, практически у самой дороги.
Конец мая 2011 года