ВОЛКОВ Александр Александрович (15 декабря 1881, Гусь-Хрустальный Владимирской губ. – 22 мая 1942, Рим).
Родился в дворянской семье. Его отец страстно увлекался музыкой, обе сестры виртуозно играли на фортепьяно. Александр окончил Московское коммерческое училище. Учился музыке, живописи. Участник Международной Парижской выставки 1900, за портрет императрицы был удостоен бронзовой медали. Участник Русско-японской войны. В 1906 начал кинематографическую деятельность. Сотрудничал с русским представительством кинофирмы «Pathé», где работал монтажером, механиком, сценаристом и т.д. Бывший артист Императорской оперы. Работал на киностудии Тимана и Рейнхардта в Москве. В 1913–1914 выступил в кинематографе в качестве артиста и режиссера. Участник мировой войны. В 1920 с группой И. Ермольева уехал через Константинополь в Париж. Работал режиссером-постановщиком. Сотрудничал с фирмами «Альбатрос», «Ciné-Alliens–UFA». Поставил в эмиграции более 50 фильмов, среди них: «La Maison du Mystère» («Дом тайн», 1923), «Les Ombres qui passent» («Проходящие тени», 1924), «Kean, ou désordre et génie» («Кин или гений и беспутство», 1923), «Napoléon», «Casanova» (1927), «Le Diable blanc» («Белый дьявол»), «Schéhérazade» (1929) и др. Художественный руководитель студии «Gloria-film». Участвовал в вечерах журнала «Кинотворчество» (1926). Член правления Союза русских театральных и кинематографических деятелей (с 1939). Последний его фильм «Власть любви» был поставлен в 1941 в Италии незадолго до смерти. Продолжал заниматься живописью, писал портреты.