Церковь пророка Илии в селе Ильинском. Село Ильинское находится в 168-ми верстах от Петербурга и в 19-ти от Ладоги, на левом берегу Волхова, на большой дороге из Новгорода в Новую Ладогу. Церковь находится в 6-ти саженях от берега и существует здесь издавна, что подтверждают писцовые книги. Но по церковным актам существование церкви не восходит ранее 1691 г. В церковной описи 1827 г. значится, что в 1691 г. здесь была деревянная церковь пророка Илии. Когда она, 1848 г., июня 22-го, сгорела от молнии, то, вместо нее, новоладожским купцом Егором Ивановичем Ильинским [Кроме Ильинского на построение храма жертвовал староладожский помещик Алексей Романович Томилов.], построен нынешний храм во имя пророка Илии. На постройку употреблено: церковной суммы 3,636 р. 93 к. Прихожанами пожертвовано 111 р. 50 к. Ильинским 7130 р. 20 к. В 1860 г. тем же Ильинским, устроена деревянная церковь Знамения, на кладбище, на сумму в 3,000 р. В прежние годы была еще, на другом берегу Волхова, между деревнею Быльчино и усадьбою. Стуглево деревянная церковь Введения, с приделами Захарии и Елизаветы. Она была приходскою церковью для соседних помещичьих деревень. Но потом приход приписан сюда, а храм перенесен в Веролу. В Ильинской церкви антиминс освящен митрополитом Григорием 1857 г., августа п; антиминс кладбищенской церкви освящен епископом Агафангеллом 1859 г. декабря 21 дня. Ильинскую церковь строил подрядчик Филипп Михайлов Зуев; Знаменскую строил крестьянин вологодской губернии, кадниковского уезда, деревни Большой, Иван Николаев.
Ильинская церковь холодная, Знаменская — теплая. Последняя освящена 27-го ноября 1860 г. протоиереем новоладожского собора Ильею Велитским. Она была сперва кладбищенским молитвенным домом, который построил купец Егор Ильинский. К достопримечательностям Ильинского храма принадлежит икона Казанской Божией Матери, явившаяся в 1812 году крестьянину деревни Заполька Косьме Иванову, на том берегу Волхова, в версте от церкви; об этом явлении крестьянин рассказывал так: в 1812 году, накануне праздника Казанской Божией Матери, с 7-го числа июля месяца на 8е, ночью явился мне во сне человек с сединою на волосах головы и бороды, в монашеском одеянии, в мантии, с надетою, как бы эпитрахилю, и говорит мне: «Раб Божии, отрок Косьма, (ему было в то время лет 14), встань, поди, возьми икону Казанской Божией Матери, которая дается вам и всем православным христианам в покров и помощь, на берегу реки Волхова, близ воды, между вашей деревней и соседнею усадьбою Стуглево, против сосны, которая стоит в бережном поле пахотном». Такой глас повторялся мне трижды. Я встал, сходил в часовню, взял пелену с образа Николая Чудотворца и пошел на указанное место. Это было между утреней и обедней. Пришедши на место, увидел я свет, как бы от горящей свечи; при моем приближении, света не стало, я увидел икону, которая стоит на одной плитке в наклонном положении, а другая под ней подложена. С небольшим страхом при таком видении, положил я пред иконою три земных поклона, и хотел было взять ее на руки, но в первый раз не мог поднять, потом еще помолился, и в другой раз взял ее. И тихонько, не сказав никому о сем ни слова, внес ее в нашу часовню и поставил на полку, устроенную для образов. На платке, на которой стояла сия икона, была надпись (он неграмотный). Поставив икону в часовне, я сряду же пошел на то место, чтоб взять плитку, но ни одной из двух не нашел. По случаю бывшего в то время падежа на скот в наших краях, в этот самый день после обедни, по просьбе наших мужичков, был крестный ход в нашу деревню. Молебен с водосвятием служен был не в часовне, но Против нее на дороге, посреди деревни. Несмотря на сильный ветер, который бушевал во весь этот день, зажженные свечи у св. икон и у воды, приготовленной в ведре для освящения, во все время служения молебна, не погасли ни одна. Такому случаю бывшие все тут подивились. Причем тогдашний священник отец Иоанн сказал народу: «Здесь в деревне, видно, есть какая-нибудь благодать Божия, или достойный человек христианин». Сряду от нас священник пошел с крестами для служения молебна в соседнюю помещичью усадьбу Стуглево; но здесь, при совершении молебствия оказалось совершенно противное. Молебен служили на белом дворе, обнесенном вокруг стеною, но свечи все погасли. Этому дивились еще более. По окончании службы тут кресты возвратились в церковь. В этот же день ровесник мне по летам Феодор Дмитриев, (который и по ныне тоже жив, и крестьянин той же деревни Заполька), заметив в часовне новую икону, спросил меня — откуда это, Кузьма, у нас в часовне эта икона? (Родители Косьмы были люди набожные, усердные до храма Божия, часовня состояла под ведением его отца, но в это время отца его уже не было в живых, оставалась одна мать, и этот Косьма, по примеру своих родителей, будучи отроком, более других деревенских детей, посещал часовню для молитвы в праздничные дни; в сем деле участвовал с ним и упомянутый однолетник его Феодор Дмитриев; почему сей и спросил Кузьму об этой небывалой в часовне иконе). Я рассказал ему, как было. Он мои слова передал отцу своему, (который в то время был пятисотным начальником), а сей, переспросивши снова у меня, сряду же объявил о том священнику. Священник в тот же день, вечером, с причетниками осмотрел в часовне икону и на другой день посему случаю пришел опять к нам в деревню с крестами. Отслужив в часовне молебен с водосвятием, окропил св. водою сию икону и сказал нам: «Вот, православные, вчера я говорил вам, что у вас есть какая-нибудь благодать Божия, и вот она действительно оказалась. Молитесь же с усердием». Священник донес по начальству о явлении иконы, слух разнесся о ней в окрестности, и со всех сторон народ стал приходить в означенную часовню на поклонение иконе с служением пред ней молебнов. По распоряжению местного начальства, неоднократно требовались от меня показания о явлении мне и приобретении сей иконы, и показано было мною в то время также, как и теперь показываю. Допросы снимаемы были от меня покойными новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским и староладожского Николаевского монастыря строителем Самуилом. Вследствие чего местным начальством сделано было об иконе такое распоряжение: из часовни внесена она в приходскую Ильинскую церковь и доставлена была в ризнице, в шкафу, во св. алтаре, не на виду, до разрешения высшего начальства. (В часовне она находилась 2 месяца, в шкафу в алтаре стояла 1/2 месяца). В то время, когда она находилась в ризнице, не раз по ночам рыбаки и многие другие видали в церкви огонь, подобный горящей свече. По рассмотрении донесения с моими показаниями об обретении мною иконы, высшим начальством повелено было поставить эту икону в приходском, по месту ее явления, храме на приличное и открытое место, для общего поклонения православных христиан». И с этого времени образ сей пребывает здесь в храме и доныне, и местными, и окрестными жителями чествуется, как явленный, Указа же, который был (как говорит Косма Иванов) от начальства, касательно сей иконы, при церкви не сохранилось. Пока икона находилась в часовне означенной деревни, от нее, по рассказу Кузьмы Иванова, было два чуда; 1) новоладожская купчиха, по прозванью Замориха, была больна три года. Ей в болезни было видение и повеление, с обещанием исцеления, сходить в деревню Заполек, в часовню и отслужить молебен Казанской Божией Матери. По выздоровлении, она пожертвовала сюда киоту из карельской березы, которая и теперь имеется при церкви. 2) Один новгородский купец, долго страдавший сильною болью в одном глазу, получил во сне повеление отслужить молебен Казанской Божией Матери в часовне деревни Заполек; он обещался исполнить повеление и, исцелившись, пожертвовал 15 р. деньгами и 15 фунт. деревянного масла для лампады пред образом. И в настоящее время, 8-го июля и 22-го октября, стекается сюда множество богомольцев из дальних мест.
Нынешний священник А. Иродионов (свящ. с 1852 г.), передает еще следующий случай: «В первые годы моей службы рассказывала мне девица, дочь священника села Сермаксы, Александра Васильева (теперь уже покойная), следующее: «Долго, сказывала она, мать моя была больна, и так, что, без помощи других, не могла поворотиться с одного бока на другой. В летнее время, в рабочую пору, она оставалась одна в доме. В один из таких дней, когда никого не было, она услышала голос, который говорил: «Обещайся сходить поклониться Казанской иконе Божией Матери, которая находится во храме св. пророка Илии, села Илии пророка, и будешь здрава». Услышав эти слова, больная, почувствовав в себе силы, сама обернулась к окну и видит икону Царицы Небесной, которая тут же, в виду ее, уходила из дому в форточку. День от дня здоровье ее стало улучшаться и, пришедши в силу, она пошла по обещанию в взяла с собою в путь упомянутую дочь Александру. Лишь только пришла в храм и взглянула на икону Казанской Божией Матери, тотчас узнала и сказала своей дочери и всем тут бывшим: «эта самая икона Царицы Небесной была у меня в доме», и рассказала подробно случившееся с нею. С того времени она каждогодно ходила сама в сей храм на поклонение сей святой иконе и, умирая, завещала дочери, пока она жива, исполнять вместо нее, каждогодно этот долг. Она и исполняла и передала сей случаи.
Длина иконы 7 вершков, в ширину 6. Риза на ней серебряная, позлащенная с таким же венцем; украшения на ризе и венде из камней страз и аквамаринов. Весом эта риза 2 ф. и 27 золотн. Из четырех напрестольных Евангелий, одно древнее, за ветхостью уже не употребляемое при Богослужении, напечатанное в Москве в 7148 году от сотворения мира, На нем по первым листам написано: «Полагаю сие Богодухновенную книгу Ильи пророку в церковь, что на Волхове под Ладогой Евангелие напрестольное. Иван Андреев, сын Есипов, по души своей и своих родителей. И кто сию книгу из церкве Ильи пророка, что на Волхове под Ладогой, вынесет, и не будет на нем милость Божия, и будет на нем строгость церковная». Из пяти колоколов самый большой, в 40 пуд. 20 фунт., имеет изображения Пророка Илии и Казанской Божией Матери и надпись: «Лит сей колокол 1835 г., 18 сентября, тщанием и усердием церкви сея старостою Егором Ивановым Ильинским, с прочими благотворителями». Метрические книги имеются с 1816 года, кроме утраченного 1820 года. Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря, а с 1843 г. из священника и дьячка.
Из прежних священников известны: Иоанн Матфеев, ум. в 1814 г.; Петр Следков, перешедший сюда из полка и в 1816 году снова возвратившийся в полк; Николай Тимофеев Смирнов, перешедший в 1820 году в Петербург, в одну больничную церковь; Евфимий Соловьев, переведенный отсюда в 1833 году в село Сольцу «по делам тяжебным»; Петр Бобров, переведенный отсюда «по таким же обстоятельствам» в Лугский уезд; Василий Ксеномонтанов, перешедший отсюда в Веролу, а потом — в Путилово; Павел Приморский, «сей лишен был этого места, по следственным делам, с запрещением, на некоторое время, священнобогослужения». С 1852 года служит Алексей Иродионов. В прежние времена причт получал от прихожан доход за требы, осеньшину, петровшину и крестовики.
С 1842 по 1843 год давалось от прихожан пособие, в размере 85 руб. 71 к. сер., по распоряжению палаты государственных имуществ. Осеньшина состояла из волокон (прядок) чесаного льна, нескольких штук картофеля и брюквы; петровшина состояла из коровьего масла и яиц; крестовики собирались, по одному, из каждого дома (кроме домов вдов, солдат и мещан). Кроме того, в пасхальное славленье собирался «постельный» сбор, в размере гривны (10 к. асс.) с каждой брачной пары. В 1843 году, по штату 6 класса, причту положено жалованья, за вычетом 4 р. 40 коп. 215 р. 60 к. С 1880 г. священник получает 240 р., псаломщик — 80 р. Из прежних доходов прекратился только «постельный» сбор. За исправление треб получается до 400 р. с. Из собираемого льна выходит холста не более 30 аршин; петровшины — около 1 ½ пуд, масла и 400 яиц; «крестовиков» — пудов до 7. Есть еще два сторублевых билета, пожертвованных капитаном Николаем Феодоровым Малиевским и почетным гражданином Гавриилом Егоровым Ильинским. Церковной земли по документам, числится: усадебной 635 кв. саж.; пашенной 9 дес., 682 кв. саж.; сенокосной 22 дес. 1,712 кв. саж.; под лесом 120 кв. саж. Следовательновсей земли 32 дес. и 749 кв. сажень. В 1838 году отмежевано для церкви 49 дес. и 2,393 саж. Но причт этим участком не пользуется, по дальности расстояния и по дурному качеству почвы. Причт живет в церковном доме. Переднюю часть его, каменную, занимает священник, заднюю, деревянную, псаломщик. Приход граничит землями Староладожских церквей и монастырей и приходами — Васильевским, Михайловским, Никольским, Сясьским и Веготским.
Приход составляют, по сю сторону Волхова: село Ильинское, деревни: Извоз — на Волхове, в 4 верстах; Виковщина, при р. Заклюке, в 3 верстах; Кикино, при той же реке, в 2 верстах; усадба Дунино, в 2 верстах. По другую сторону Волхова расположены: Быльчина, в 2 верстах от церкви, усадьба Стуглево — в версте, Симанково, сельцо Никольское 2 верстах, Заполек, Рокольско и Обухово. Всех прихожан, м. п. 373, ж. 389. В приходе есть до 30 немцев, мекленбургских подданных. Это рабочие на бутылочном заводе, находящемся на Волхове, между деревнями Гадовом и сельцом Рокольско. Прихожане занимаются хлебопашеством, плитной ломкой, заготовкой дров и перевозкой их чрез Волховские пороги. Есть в приходе три ветряных мельницы и две кузницы. Грамотных до 100 человек. Школа открыта была в 1852 году и помещалась в одном доме с священником. Ныне существует школа от министерства. В ней учатся от 35 до 40 человек обоего пола. Ученики участвуют в церковном чтении и пении. Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу. в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображение и Казанской Божьей Матери — в Виковщине; Введению во храм — Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божьей Матери в селе Ильинском; Казанской Божией Матери в Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы — в Кикине.
Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз мая, для окропления скота; 4) в Виковщине 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине — 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке — во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и ¾ аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномученику Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине — Преображения 3) между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей.
«Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 — 1885 гг.)
Церковь Илии Пророка (Ильи пророка, Ильинская церковь) в Плеханово весьма эффектно расположена около берега р. Волхов и издалека видна как в панораме реки, так и со стороны дорог.
Еще в писцовой книге Водской пятины Великого Новгорода село Плеханово фигурирует как Ильинское, центр одноименного погоста, с церковью Ильи Пророка. В 1691 г. храм был перестроен.
В 1840-х гг. храм обветшал. И в 1847 г. на средства окрестных помещиков А. Р. Томилова и Е. И. Ильинского по проекту архитектора Николая Александровича Сычева (1816-1904) был заложен одноименый каменый храм. В 1848 г. храм был освящен. А старвя деревянная церковь сгорела. Ильинский стал старостой храма (во имя святого, которому по фамилии приходился тезкой). Его усадьба — Дудино — располагалась в 2,5 км от церкви, на месте нынешнего парка в Волхове.
В советское время село Ильинское было названо Плеханово в честь Г. В. Плеханова. В 1939 г. храм был закрыт и к 2000-м гг. обетшал. В 2003 г. он был восстановлен и вновь стал действующим.
http://www.nogardia.ru/articles/show/143/