28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX — начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе.
Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый — Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.
Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Из приходо-расходных книг Волго-Верховского монастыря известно, что на строительстве работали местные крестьяне: Димитрий Кузьмин Соколов, Василий Богданов (каменщики); производили кирпич купец Алексей Семенов из села Волго-Верховье, крестьянин Алексей Федоров Северов и другие; «обжигали кирпич по местному способу в напольных печах». По поручению уездного строительного комитета по возведению каменного храма в Волго-Верховье наблюдали за качеством и производством кирпича священник погоста Стерж Иван Голиков и помещик из имения Ивановское, дворянин Алексей Николаевич Вараксин. Несомненно, возведение храма-святыни на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 г. в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 г. указом Тверской консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перевезли в Волго-Верховье. Так начинался новый монастырь на истоке Волги.
В 1907 г. инженер О. Кетлер составил план местности и обозначил границы обители. Тогда же, по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назарин. Возвел Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин из деревни Зенцово Хотошинской волости. А освящена была церковь 27 июля 1908 г. Этот одноглавый высокий деревянный клетского типа храм, которых было много на Руси, сохранился до наших дней; его реставрировали в конце 70-х гг. В 1909 г. из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный монастырь Осташковского уезда Тверской епархии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 г. эта обитель стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем Осташковского уезда Тверской губернии. В новую обитель на истоке Волги в число инокинь пришли из Вышневолоцкого Казанского монастыря послушницы Агрипина Нилова, Алевтина Федорова, Анисья Михайлова. В 1910 г. приняты в послушницы мещанка из подмосковного города Клина Пелагея Соколова и молодая крестьянка Домна Федорова из деревни Лежа Козловской волости Вышневолоцкого уезда, из Елизаветинской общины — Любовь Шатилова. В монастыре также находились крестьянки Мария Гавриловна Афанасьева из сельца Быковка Денисовской волости Тульской губернии. Варвара Трифоновна Суханова из деревни Архангельское Логиновской волости Тверской губернии. В храмах монастыря служили священники и дьяконы, которые получали жалованье от обители и жили в селе Волго-Верховье. Так, в 1917 г. в Ольгинском монастыре служил отец Василий Данилов. В обитель на истоке Волги стремились попасть священнослужители даже из отдаленных мест Тверских и Новгородских земель. Например, существуют письма дьякона погоста Рашкина Нила Любского и священника Петра Пенкина из села Сельцо-Карельское с просьбой предоставить им возможность служить в храмах Ольгинского монастыря.
В молитвах и великих трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Об этом ярче всего свидетельствует письмо директора Императорского женского педагогического института О. Платова великому князю Константину Константиновичу, датируемое 1912 годом: «Своими глазами я видел нищету мирскую, сам точно знаю добрые труды и привычки сестер монастыря. Их до слез жаль: присланы они на новое и пустое место… бьются они изо всех сил и не могут завершить своего храма, живут без ограды и сыты тем, что сами сработают». Монастырь получил поддержку от казны — землю и лесные угодья; от помощника благочинного тверских обителей игумена Виталия — серебряный крестик с ковчегом для вложения частицы святых мощей княгини Анны Кашинской; от крестьянина села Волго-Верховье Ефима Волгина — землю. Из архивов известно, что 30 апреля 1911 года игуменья Вера ездила в Москву «для принятия жертвуемой иконы».
В 1907 г. открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 г. ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священнослужители, а также сестры обители. В декабре 1914 г. по представлению осташковского отделения Тверского епархиального училищного совета игуменья Ольгинского монастыря Вера получила «почетное звание попечительницы Волго-Верховской церковноприходской школы». Для этой школы в 1907 г. был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, который находился в южной части монастыря. Необходимыми для занятий учебниками обеспечивала школу библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и ведению хозяйства. В 1916 г. при школе устроили огород.
Волго-Верховский Ольгинский монастырь был небольшой, бедный; основные средства сестер уходили на строительство. Но, несмотря на это, обитель занималась благотворительной деятельностью. В деревянной Никольской церкви на протяжении всех лет существования монастыря собирали пожертвования в пользу вдов и детей-сирот из семей священнослужителей. Волго-Верховский монастырь вкладывал деньги в различные общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища, Комитет великой княгини Елизаветы, Общество спасения на водах. Общество ревнителей истории. Главное управление Российского общества Красного Креста и другие. Пожаловал деньги монастырь на истоке Волги и на сооружение в Петербурге храма в честь 300-летия царствования дома Романовых; благотворительному обществу, осуществлявшему подготовку к празднику 100-летнего юбилея победы над французами в Отечественной войне 1812 г. В обители многие сестры занимались рукоделием: шили, вязали кружева, делали домотканое льняное полотно и многое другое. Поэтому для раненых русских солдат в Первую мировую войну инокини шили белье, за что игуменья Вера и сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряной общины Красного Креста.
За очень короткий срок кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды были построены на северной стороне одноэтажная деревянная трапезная с кухней; на южной в 1907 г. — двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; в 1910 г. — двухэтажный дом также для сестер и приезжавших паломников, а поблизости — здание школы. На территории монастыря в северовосточной части размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный деревянный амбар. В 1911 г. в восточной стороне построили деревянную баню. Строительство велось не только в Волго-Верховье, но и на землях, принадлежавших обители. Так, в 1913 г. на дороге за Волгой возвели одноэтажный деревянный дом с пристроенным к нему ледником, коровником, сараями для дров. В самом доме разместили почтовое отделение и квартиры для начальника почты и почтальона. В 1922 г. почтовое отделение закрыли; в здании разместили Верхневолжскую сельскую школу, но позднее ее ликвидировали из-за отсутствия детей в Волго-Верховье и окрестных селениях.
В 1914 г. в лесной монастырской даче построили небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором жили сестры и послушницы во время полевых работ. Немного позднее здесь же появились сарай и скотный двор. На земле, подаренной монастырю крестьянином села Волго-Верховье Ефимом Волгиным, устроили двор и одноэтажный деревянный дом для священника. В версте от обители располагалось кладбище Ольгинского монастыря площадью в одну десятину, обнесенное земляным валовым рвом. Все это описание сооружений Ольгинского монастыря было составлено в 1925 году настоятельницей, игуменьей Верой, казначеей — монахиней Антониной и благочинной — монахиней Софией. Сестры Волго-Верховского Ольгинского монастыря успешно и рентабельно вели хозяйство. По финансовым отчетам за 1917 г., в приход обители было получено 7059 руб. 94 коп., а израсходовано 5284 руб. 97 коп., остаток составил 1774 руб. 94 коп. Основные расходы составляли покупка продуктов для монастырской трапезы, которые приобретались в различных местах: у Веры Игнатьевой, владелицы лавок в селе Волго-Верховье; в общественной потребительской лавке города Осташкова (чай, рыба); в Осташковском союзе кооператоров «Селигер» (ржаная мука); в Осташковском обществе потребителей (сахар, мука); в частных магазинах осташковских купцов Нагибина и Гумилева (чай, мыло, дрожжи); тверского купца Крупенникова (соленая рыба); у осташковского священника отца Димитрия Марковича купили лошадь. Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам; выделялись деньги на содержание школы; платили местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: помощь православным на Кавказе, сборы на распространение Православия среди язычников, «Всероссийскому обществу памяти русской армии, павшей в Первую мировую войну», на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Самый большой доход Ольгинский монастырь получал от продажи скота, а также от билетов Государственной комиссии на бессрочный капитал второго 5%-ого займа. Обитель очень немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду здания почты.
Как и повсюду в России, в уединенной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 г. Игуменья и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим в 1919 г. циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро минует, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1924 г. сестрами была создана уже новая Верхневолжская сельскохозяйственная артель, о чем говорит запись в расходной книге Ольгинского монастыря об оплате изготовленной в Твери в частной мастерской X.М. Панкратова печати и штампа этой артели. Можно сказать, что в 1918 г. монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а позднее — сельскохозяйственная артель. Служба в соборе проводилась, но все строительство в нем было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи и иконостасов Спасо-Преображенского собора.
Власть изъяла у монастыря абсолютно все — земли, здания. Финансовые записки коммуны и артели, которые продолжали вести бывшая игуменья Вера, казначейная монахиня Антонина, благочинная монахиня Нина, ярко свидетельствуют, что сестры очень много работали. Они продолжали заниматься животноводством, самые большие доходы были от продажи скота. На втором месте — доходы от рукоделия; немного получали от продажи семян, сена, льна, холста, льняной пряжи. На нужды храма сбор был мизерным. Самые большие расходы монастыря в это время составляли налоги. Платили в осташковский финансовый отдел сельхозналог; за конфискованные монастырские здания и сооружения, которые новая власть по «новым законом» сдавала в аренду инокиням; в отдел землеустройства в Осташкове — за аренду хозяйства; в осташковское страховое агентство; бельковскому председателю сельского совета И.И. Семенову — за сенокосные угодья. Налоги постоянно росли, появлялись новые, а иногда власть одни и те же налоги требовала уплатить дважды, как, например, в осташковский финансовый отдел в июле 1924 г. — за аренду монастырских хозяйств. И хотя сестры работали много, доход 1923 г. составлял 7 коп., в 1924 г. — 53 коп. Далее все записи прерываются; к концу 1924 г. община монахинь Верхне-Волжского Ольгинского монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Во время Великой Отечественной войны фашисты взяли село, но не разрушили монастырские храмы. Опустела обитель в честь русской святой княгини Ольги, село и вся округа. О монастырских зданиях, школе, библиотеке теперь можно узнать только по сохранившимся архивным материалам и по остаткам фундаментов зданий, поросшим травой. Большой каменный Спасо-Преображенский собор много лет использовался под склад зерна.
В 1960-е гг., когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристскую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сел и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, в Спасо-Преображенском соборе открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречен на неудачу. Время неумолимо шло… Не стало в Волго-Верховье стариков и старушек, которые еще помнили монастырь, каждую весну очищали русло истока Волги. Последнюю бабушку Пушкину дети увезли в Свапуще, большую деревню на берегу Селигера. В селе не стало детей и школы; из Волго-Верховья уехала семья учительницы Поляковой, которая принимала всех, кто отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтобы попасть на исток. И все же в конце 1970-х гг. что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали приводить в порядок монастырские храмы. Это было великое подвижничество: в условиях бездорожья восстанавливали Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Многое зависело от ведущего архитектора проекта реставрации из Калининской (позднее Тверской) реставрационной мастерской Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексеевича Ковалева, который родился неподалеку от истока — в деревне Жукове. Удалось обойти и преграды в лице ученых-эстетов, которые считали, что здания начала XX столетия не представляют какой-либо художественной ценности, а поэтому их нельзя считать памятниками архитектуры и вести реставрацию. Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так получилось, что Спасо-Преображенский собор Ольгинского монастыря в Волго-Верховье, построенный на пожертвования народа в начале XX столетия, в конце века также был возрожден на добровольные взносы миллионов людей, которых объединяло это общество.
Несколько лет назад в мае, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, в праздник славянской письменности и культуры в Волго-Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятелей, представителей культуры. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор у Ольгинского монастыря отслужил молебен, освятил исток великой русской реки, установили крест над кровлей маленького рубленого домика, стоявшего над ключом — началом Волги. Молебен на истоке стал уже традицией, который всегда совершается 29 мая. В 1994 г., впервые после закрытия Ольгинского монастыря на истоке Волги, Архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служения литургии и в последующие годы. 9 июля 1995 г. чин малого водоосвящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил торжества по случаю перенесения святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столобное.
Ныне оживает святыня у истоков великой русской реки и, надеясь на молитвы преподобного Нила Столобенского, возрождается и монашеская жизнь в Верневолжском Ольгинском женском монастыре. Единственная сохранившаяся церковь реставрируется.[/p]
Волговерховский Преображенский монастырь, общежительный, в селе Волговерхове, Осташковского уезда. Учрежден в 1909 году из общины, открытой в 1907 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Памятник Николаю Чудотворцу
У Никольского храма установлен бронзовый памятник святителю Николаю Мирликийскому (авторы – Ольга Панкратова и Борис Сергеев из Санкт-Петербурга). Инициатором создания памятника святителю Николаю стал Борис Иванович Царев, сопредседатель Товарищества русских художников, председатель фонда развития образования «Синергия», академик Международной педагогической академии. Открытие монумента состоялось 29 сентября 2001 года, оно было приурочено к проведению в Верхневолжье большого фестиваля «Земля Истока», посвященного возрождению духовной и культурной жизни этого края.
Поклонный крест на въезде в д. Волговерховье
Установлен приходской общиной и благотворителями монастыря в мае 2012 года на высоком холме напротив жилых построек монастыря.
Памятный камень у Истока Волги
Плита с надписью «Обрати взор свой на исток Волги… Здесь зарождается чистота и величие Земли Русской. Здесь исток и души народной» была установлена в Волговерховье, у истока Волги, при активном участии Товарищества русских художников и по инициативе его сопредседателя Бориса Ивановича Царева. Большой камень-валун, на котором сделана надпись, был найден на границе Тверских и Новгородских земель председателем Свапущенского сельского совета Иваном Ивановичем Орловым, он же привез камень в Волговерховье. Текст на доске выбил замечательный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Плиту торжественно установили 22 июня 1989 года. В тот день отслужили молебен.
http://olginmonastery.ru/o_monastyire/hramyi_chasovni_pamyatniki.html
Исток великой русской реки. Место тихое, уединённое, Святое. Это особое значение истока осознавалось с давних пор. В 1133 году новгородский посадник Иванко Павлович впервые поставил каменный крест на болотистом берегу озера Стерж, в 8 км. от истока, где Волга впадает в Верхневолжские озёра.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича на холме, представляющем собой высшую точку Валдайской возвышенности, рядом с истоком, была устроена Волговерховская мужская пустынь в честь Преображения Господня на горе Фавор, приписанная к Нило-Столобенскому монастырю. Условия для существования монастыря были не выгодными из-за труднодоступной местности. В нём была деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя Иоанна Предтечи, келии и ограда также были деревянными. Этот монастырь просуществовал до конца ХVII века. В 1697 году на него обратил внимание Пётр I и монастырь возродился. Однако в 1724 году обитель постигло несчастье — все постройки сгорели и, несмотря на особый указ Верховного Тайного Совета, она так и не была восстановлена. В 1740 году монастырская земля под названием Преображенской перешла к Селижарову Троицкому монастырю, который поселил на ней приписных в его вотчину церковников. Из этого поселения и образовалась деревня Волгино Верховье. Жители деревни по исконному русскому обычаю установили на ключе, из которого берёт своё начало Волга, часовню, что-то вроде Иордани.
В начале ХХ века у истока Волги снова появилась православная святыня — Ольгинский женский монастырь. Для обозначения духовной значимости начала великой русской реки начали строить каменный Спасо-Преображенский храм, повторявший формы московского собора Василия Блаженного. Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади возникло не случайно: этим подчёркивалось духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.
Храм в Волговерховье был выстроен пятиглавым, трёхпрестольным в русском эклектичном стиле с Ольгинским и Предтеченским приделами. Здесь же производили кирпич и обжигали его по местному способу в напольных печах. Величественный храм был выстроен в 1902 — 1912-х годах по проекту тверского епархиального архитектора Виктора Ивановича Назарина. А строителем-подрядчиком выступил мастер-каменщик из Осташкова Иван Николаевич Суравков. Выстроенный храм простоял без отделки несколько лет, освящён был только летом 1920 года. По соседству с каменным храмом располагается небольшая деревянная Никольская церковь, первоначально выстроенная в 1867 году на другом месте. Она раньше находилась в селе Святое, в 20 км к северо-востоку от Осташкова. В начале ХХ века там была построена каменная церковь, а деревянная была передана (приобретена создававшейся на то время общиной) в 1907 году в Ольгину обитель и собрана там по новому плану, утверждённому губернским архитектором В.И. Назариным (то есть фактически построена заново из перевезённого при разборке материала).
Возводил Никольскую церковь местный крестьянин Василий Забелкин с артелью из деревни Зенцово Хотошинской волости. Храм во имя Николая Чудотворца, сохранившийся до наших дней, был освящён 27 июля 1908 года. При этих двух храмах собралась женская иноческая Верхневолжская Преображенская община. В 1909 году из общины был образован Волговерховский Ольгинский общежительный женский монастырь, просуществовавший всего 9 лет. Его закрыли в 1918 году, но монахини продолжали жить в обители, где сначала была создана монастырская трудовая коммуна, а в 1924 году — сельскохозяйственная артель. Только лишь к концу 1924 году община монахинь Верхневожского Ольгина монастыря прекратила своё существование. Власть изъяла у монастыря земли и здания. Прошло время, местные власти закрыли и разграбили храмы, особо инициативные богоборцы сбили кресты, вскоре, без должного присмотра, в запустение пришла и часовня на истоком Волги.
В советское время Преображенский храм использовался под склад зерна, одно время в бывшей церкви находилась конюшня. Во время Великой Отечественной войны немцы находились в Волговерховье с октября 1941 по январь 1942 года. Безбожное время превратило в запустение не только храмы бывшей обители Святой Ольги — великой княгини, первой русской прославленной святой, но и всё село и округу. В 1940-1970-х годах на территории бывшего монастыря оставались только два обветшавших полуразрушенных храма. В 1960-х годах, когда предпринимались попытки создать Селигерскую курортно-туристическую зону, появились грандиозные проекты образования историко-культурного музея-заповедника на истоке Волги. Сюда предполагалось свезти из сёл и деревень Верхневолжья старинные деревянные дома, а в Спасо-Преображенском храме открыть музей Волги и представить все областные волжские города. Этот проект был обречён на неудачу.
В конце 1970-х годов в Волговерховье пришли реставраторы, начали приводить в порядок монастырские каменный и деревянный храмы, а также часовенку над истоком Волги. В составе реставрационной бригады были в основном энтузиасты под руководством архитектора Специальной научно-реставрационной производственной мастерской города Калинина, треста «Мособлстройреставрация», Анатолия Ивановича Кустова и начальника Осташковского реставрационного участка Алексея Алексевича Ковалёва, который родился неподалёку от истока, в деревне Жуково. Восстановление монастырских храмов велось на средства организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также на добровольные пожертвования миллионов людей, которых объединяло патриотическое настроение в востановлении культурного наследства страны.
В 1980-90-е годы отреставрированные храмы по прямому назначению не использовались. Они служили своеобразным антуражем для посетителей, приехавших побывать на Святом источнике. Лишь в 1994 году впервые после закрытия Ольгинского монастыря архиепископом Тверским Виктором была совершена Божественная литургия, положившая начало служению литургии в последующие годы.
28 декабря 1999 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Монашеская жизнь на истоке Волги стала наполняться духовной силой, насельницами и постоянным молитвенным трудом с появлением в 2007 году настоятельницы обители монахини Софии (Прощаевой). Начали совершаться постоянные богослужения в храмах обители, проводиться требы, крещения. В монастырь потянулись православные паломники, появились добровольные помощники и прихожане.
С сайта: www.monasterium.ru/Монастырский вестник/Монастыри/Ольгинский женский монастырь и www.hram-tver.ru/Осташковский район/Волговерховье-Ольгинский женский монастырь на истоке Волги