Волгоград. Свято-Духов мужской монастырь.

В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием.
В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г.
Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней, а алтарь выходил на монастырскую площадь. Полное название церкви звучит так: «храм Сошествия Святого Духа на апостолов». Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.
В 1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих. Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Он лично наблюдал за работами и работающими, приходящими как из Царицына, так и из окрестных селений, и раздавал всем участвующим специальные свидетельства на будущее погребение в катакомбах. Из докладов сыщиков, внимательно следивших за его деятельностью, следовало, что работали в основном женщины и дети. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Только за 4 дня работы весь двор и все вокруг покрылось канавами до 3 саженей глубиной и 2,5 аршин шириною. Ходы уходили под храм и остальные корпуса. Усыпальницы рассчитывались на 5000 человек, в них в награду были отведены места для пещерокопателей. Над заполненной нишей усыпальницы писали имя захороненного и вешали лампаду, поддерживая неугасимый огонь. Пещеры представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом — в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек. Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м).
7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха. 21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков.
Монастырь продолжал являться одной из основных достопримечательностей уездного Царицына. Приведем для полноты картины мнение современника – ученика Урюпинского реального училища Алексея Глазкова, посетившего обитель с экскурсией в мае 1916 г. Юноша пишет о монастыре: «Он стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что монастырь по внешнему виду напоминает старинную крепость. Прежде всего, мы вошли в подземелье, где основатель монастыря, известный по газетам иеромонах Илиодор, укрывался от своих «врагов». Потом пошли в монастырский собор. Собор поразил меня, прежде всего своею необыкновенной величиной. Он может вместить в себе, как нам сказали, до 15 тысяч человек. Живопись в соборе также очень красива. Вверху находятся хоры. Мы поднялись на хоры, а оттуда на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на огромнейший город, его пристань и заводы».
А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г. большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. В Париже в 1925 г. вышла книга «Штурм небес: сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей». В этом издании сообщалось, что царицынских монахинь сперва потащили в ЧК, где комиссарша Савинкова угрожала истребить их, как «негодных элементов», но потом все же передала их некоему Добину для рытья окопов. Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.
Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута.
С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь. После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.
С открытием Волгоградской епархии в 1991 году и прибытием сюда архиепископа Германа (Тимофеева) началась активная работа по возвращению обители Церкви. Передача занятой воинской частью территории Свято-Духова монастыря затягивалась. Свято-Духов монастырь был открыт в Волгограде 1 марта 1992 года, когда военные отдали один дом на углу улиц Чапаева и Рокоссовского. Удалось переоборудовать в Свято-Троицкую церковь бывший спортивный зал, а в помещении клуба для военнослужащих поместить Духовное училище. Сейчас в помещениях обители размещается Богословский факультет, факультет церковного пения и православной педагогики, огласительная школа и Центр православной семьи «Афон». К обители в 2011 году была приписана и часовня Иоанна Богослова, расположенная в Волгограде на склоне берега реки Царицы у 2-ой Продольной магистрали. Она стоит над одноименным источником, по воспоминаниям сталинградцев, спасавшем многих мирных жителей и солдат от жажды (рядом располагался госпиталь – ныне областная больница). 
http://forum.sdmon.ru/index.php?page=3

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?