Для большей части населения Российской империи, которая в основном была страной крестьянской, главным источником информации о войне «с германцем» были не газеты и журналы, и, конечно, не уже существовавшее радио, а плакаты. Именно они рассказывали, как, за что и с кем воюет Россия. Плакат сформировал в сознании народа собирательный образ войны.
К началу Первой мировой войны Россия обладала развитой полиграфической индустрией, использовавшей самые современные машины и материалы. Промышленная печать успешно применяла хромолитографию, использовавшуюся в том числе в производстве плакатов. Они были цветными, яркими, запоминающимися. «Лишь только раздались на границе первые боевые выстрелы, сейчас же звонким эхом отозвались они в лубке, и тысячи, сотни тысяч ярко расцвеченных листков полетели с печатного станка в глубины России, обгоняя газеты и правительственные сообщения», — писал в 1916 году Владимир Денисов в очерке «Война и лубок», выпущенном в петроградском Новом журнале для всех в 1916 году.
Лубок на сюжеты войны стал прообразом военного плаката. До Первой мировой военных плакатов в России не печатали.
Лубок — юмористические картинки в примитивистской манере с подписями, сравнимые с современными комиксами, — были народом любимы. Место им определяли в избах почетное, чуть ли не в красном углу. Образность и точность формулировок лубка были взяты на вооружение издательством «Сегодняшний лубок» в сентябре — ноябре 1914 года. В работе над сюжетами объединились московские футуристы — Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Казимир Малевич, Илья Машков, Василий Чекрыгин. Тексты к картинкам в духе русских сказок, обличающим германца и рассказывающим о храбрости русских солдат, писал Владимир Маяковский. Успехи русской армии в начале войны с лихостью отражались в военном лубке: подвиги героев (самым популярным был Козьма Крючков), эпизоды похода в Восточную Пруссию, героическое поведение русских и союзных летчиков (авиаотряды были новшеством Первой мировой), взятие Львова, Перемышля, потопленные корабли-броненосцы…
—
К. С. Малевич, В. В. Маяковский. Издательство «Сегодняшний лубок». Издание типолитографии С. М. Мухарского. 1914 г.
Типолитография М. Н. Шарапова. Явление Божией Матери перед сражением русскому воинству. 1914 г.
Вступление русских войск в Пруссию. Лист №3 из серии «Война России с немцами. Альбом Великой Войны». 1914 г.
#ЗабытаяВойнаГИМ #КоллекцияГИМ