Воиново. Церковь Спаса Преображения.

Церковь не имеет дороги и подъезда никаким видом транспорта, не числится в госорганах охраны памятников, полностью раскрыта без признаков ухода или чьей-либо заботы. В основном объеме сохранились небольшие фрагменты деревянного иконостаса. Ключевина входной южной двери сфотографирована с единственной целью сохранить её изображение, т.к. заметны свежие попытки открутить кованый замок, другие двери просто сняты с петель, растащены.

Первые сведения о церкви в погосте Преображенском мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь Преображение Господа Бoгa и Спаса нашего I. Христа в вотчине боярина князя Фед. Ив. Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости на реке Клязьме на погосте». По писцовым книгам 1653 г. при этой церкви значится 2 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, 6 дв. церковных бобылей, в приходе двор помещиков, 257 дв. крестьянских, 3 дв. бобыльских; пашни церковной худые земли по 26 чети в поле, сена 100 копен. По переписным книгам 1678 года на церковной земле значится уже только 3 дв. бобыльских.
Дальнейших сведений о Преображенской церкви и приходе не имеется до начала XIX столетия. Каменный храм построен в 1815 году на средства купца В. Иуст. Водовозова и крестьянина Як. Васильева. Колокольня при нем перестроена в 1888-89 гг. Престолов в этом храме три: главный — во имя Преображения Господня, в трапезе теплой — во имя Св. Николая Чудотворца и Живоначальной Троицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Своею древностью в церкви замечательны: небольшой серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей, напрестольное Евангелие, печатанное при патр. Никоне, служебник того же времени и рукописная (полууставом) книга Цветник.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, земли церковной и процентов с причтового капитала (325 р.) — до 850 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. 
Земли при церкви: усадебной 2 десят. 568 саж., пахотной 63 десят. 1078 саж., неудобной под оврагами, на коей по местам растет мелкий лес и кустарник, 30 дес. 1012 саж., сенокосной в разных пожнях значится по плану 17 десят., но в кон. XIX века время ее не более 9 ½ десятин, остальная отмыта р. Клязьмою. План и межевые книги на землю имелись. 
Приход состоял из деревень: Олтушева (1 верста от церкви), Завражья (2 вер.), Горемыкина (1 вер.), Волкова (1 вер.), Брагина (3 вер.), Чернышева (5 вер.). Кудрявцева (3 вер.), Быльцына (3 вер.), Ларионова (8 вер.), Слободищ (9 вер.), Тарханова (7 вер.), Ботулина (7 вер.), Оксенова (5 вер.), Ильиной горы (3 вер.), Рудильниц (2 вер.), Вантина (3 вер.), Илевников (4 вер.), Комлева (5 вер.), Шаулина (7 вер.), Ломок (8 вер.) и Реутова (7 вер.), всего 21 деревня; в них по клировым ведомостям числилось 379 дворов, 1275 душ муж. пола и 1425 женского, из них раскольников 177 душ обоего пола. 
Псаломщики: Георгиевской города Мурома церкви Василий Валединский и погоста Преображенского, Вязниковского уезда, Евгений Взоров, 28 сентября 1908 г., перемещены один на место другого.При церкви имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 26.  В дер. Олтушеве имелась земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 38. По материалам: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. — 1898. — 505, VII c. 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?