15 апреля 1997 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви был утвержден Свято-Борисо-Глебский женский монастырь. Заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, первых насельниц и духовника, за короткий срок появились два жилых монашеских корпуса, хозяйственные постройки, кухня, просфорная, неузнаваемо расцвел цветами монастырский двор. В том же 1997 году в монастыре произошло чудо. «20 июля 1997 года, в воскресный день, во время Божественной литургии, чудесным образом обновилась старейшая икона Спаса Нерукотворного. Икона заблистала ярким золотистым светом, вырисовался четче Образ Спасителя, по бокам стали видны лики Архистратига Божия Михаила и Архангела Рафаила. От иконы в течение пяти дней изливалось неземное благоухание». 28 октября 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать обновленную икону Спаса Нерукотворного чудодейственной и праздновать это событие 20 июля.
Во дворе Борисо-Глебского монастыря есть еще одно чудо — колодец с целебной освященной водой. Храм действует и продолжает строиться. Со всех сторон сюда приезжают верующие поклониться чудотворной иконе, помолиться о здравии и спасении, испить чудесной воды. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. — X.: Факт, 2005 — 232 с.:ил. ISВN 966-637-257-6
Монастырь был утвержден Священным Синодом Украинской Православной Церкви 15 апреля 1997 г.. За два года до этого, находящийся в полном запустении и убожестве храм Св. страстотерпцев Бориса и Глеба стал возрождаться для будущей Обители. Святительские молитвы и отеческая забота Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, усердные труды первых насельниц и духовника не остались без неисповедимой милости и благоволения Божиего. За короткий срок выросли два жилых монашеских корпуса, множество хозяйственных построек, кухня, просфорная, облагорожен и украшен двор.
Особой духовно благодатной вехой в жизни Обители явилось дивное событие, через которое, по словам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, «Господь обновляет наш разум, сердце и волю Своим Божественным снисхождением». 20 июля 1997 г., в воскресный день, во время Божественной литургии, чудесным образом обновилась старейшая икона Спаса Нерукотворного. Икона заблистала ярким золотистым светом, вырисовался четче Образ Спасителя, по бокам стали видны лики Архистратига Божия Михаила и Архангела Рафаила. От иконы в течение пяти дней изливалось неземное благоухание.
В благодарение Богу за Его великую милость к народу нашему, Священный Синод Украинской Православной Церкви 28 октября 1997 г. постановил считать Обновленную Икону Спаса Нерукотворного Чудодейственной и праздновать это событие 20 июля. Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом была составлена служба и акафист Всемилостивому Спасу, который читается в монастыре ежедневно. Поклониться Чудотворной иконе, помолиться о здравии и спасении приезжает в монастырь множество благочестивых христиан. Монастырь продолжает строиться. Сестры проводят время в трудах и молитвах, возделывая огород, ухаживая за пасекой и разной живностью.
Свято-Борисо-Глебский женский монастырь начинает свою историю со строительства храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Строительство указанного храма было начато во второй половине XIX в. на средства местной барыни Ключаровой Серафимы Николаевны и пофессора Харьковского Императорского университета Фёдора Александровича Зеленогорского, предположительно по проекту архитектора Немкина Владимира Христофоровича. Возведенный на высоком холме на трассе Харьков – Змиёв, храм прекрасно воспринимается с большого расстояния, подчёркивает ландшафт, дополняя его вертикальным акцентом. Построен он на месте существовавшей с 1819 г. деревянной церкви Бориса и Глеба с использованием моментов византийской архитектуры.
Одноглавая, крестообразная в плане одноаспидная церковь, соединена с двухъярусной колокольней. Второй ярус последней, решённый в виде легкой восьмигранной ротонды, вырастает из прямоугольного в плане объёма первого радиуса. Пространство церкви перекрывается кирпичными сводами. Внешняя оболочка купола, покоящегося на восьмигранном барабане, выполнена в деревянных конструкциях и покрыта железом. Стены выполнены из неоштукатуренного красного кирпича.
В интерьере сохранились росписи начала ХХ в., представляющие определённую художественную ценность. Со слов старожилов, строительство храма длилось долгие годы. Роспись храма была поручена местному художнику – самоучке, служащему у боярыни Ключарёвой. Расписывал он этот храм около 25 лет, и умер, не закончив работы. На время работы были приостановлены, затем возобновлены, и окончательно строительство храма было закончено в 1905 г.
Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры.
По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма.
В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма.
После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены.
На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма.
Во время Великой Отечественной Войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 году на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт.
Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее.
В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители.
Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г.
В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно.
В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса.
15 апреля 1997 г. Священным Синодом УПЦ был утверждён Свято-Борисо-Глебская женская обитель (монастырь), духовным пастырем которого благословлён игумен отец Севастиан. До официального утверждения монастыря обитель являла из себя религиозную общину. Первой насельницей храма была послушница Ирина (Мерлан).
По утверждению обители Священным синодом, первой настоятельницей монастыря стала игуменья монахиня Серафима (Санталова), игуменство которой длилось недолго. Вскоре настоятельницей обители была назначена монахиня Мария Магдалена (Кашкина). Сбор средств на развитие монастыря вёлся с первых дней назначения игумена Севастиана настоятелем храма.
Средства и помощь поступали от прихожан храма, от духовных чад отца Севастиана. Поступали средства и от личного сбора от населения. Несколько послушниц выезжали и уходили в разные города Украины, России, Белоруссии. Это был нелёгкий труд. Часто поруганные, униженные и оскорблённые, и в холод и в зной, и в дождь и в ветер, хранимые Богом, они прошли от северных рубежей Украины до южных берегов Крыма и до Дальнего Востока в России. Это был подвиг. На собранные и пожертвованные средства в 1997 г. был построен и освящён первый монашеский жилой корпус для насельниц обители, восстановлено здание для трапезной и кухни, построены вспомогательные помещения и хозяйственный двор.
Усердные молитвы и старания по восстановлению и развитию Свято-Борисо-Глебской женской обители были отмечены Богом. Милость и благословение Божье монастырь ощутил вновь. Так 18 июля 1997 г. после проведения Божественной литургии и молебна в честь преподобного Сергия Радонежского, игумен Севастиан, выйдя из храма, водрузил свой крест в землю и сказал: «здесь будет колодец». Приглашённые специалисты после тщательных исследований и измерений с удивлением вынуждены были подтвердить правильность выбора источника подземных вод. Но какое было удивление специалистов, когда выяснилось, что в этом месте, у храма, стекаются три ключа подземных вод. Вырытый колодец был освящён игуменом Севастианом. К радости насельниц монастыря, паломников и мирян, вода этого Богом определённого колодца имеет не только освежающий, приятный вкус, ног она целебна. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется.
Каждый может легко представить, что у монастыря большая потребность в воде: в приготовлении пищи, для различных хозяйственных работ, для полива посаженных клумб, первых угодий. Ранее в воде монастырь испытывал большую нужду и неудобства. Приходилось носить воду из села в вёдрах на коромыслах. Сейчас проблема с водой в прошлом. По мере необходимости она используется во всех потребностях монастыря, её берут паломники, приходят и боголюбивые миряне из села. Всем хватает. Позднее в благодарение к милости Божьей и по благословению игумена Севастиана харьковским художником Николаем Масемой был расписан колодец. Центральными росписями колодца являются изображения Евангельских повествований: «беседа господа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой», святые страстотерпцы Борис и Глеб и образ нерукотворного Спаса. О нём дальнейший рассказ.
В воскресный день 20 июля 1997 г. во время божественной литургии, которую вёл отец Севастиан, во время чтения Святого Евангелия, чудным образом обновилась старейшая икона образа Спаса Нерукотворного. Милость великую явил Господь к этой убогой, ничем, казалось, непримечательной, только что начинающей свою подвижническую жизнь обители. Боголюбивая раба Божия Проскурина Александра Леонтьевна, проживающая в селе Красная Поляна Змиевского района Харьковской области, передала свою любимую семейную святыню 9 января 1997 г. в храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Как установлено позднее, икона эта древняя, византийского стиля иконописи, написана на деревянной доске. Досталась Александре Леонтьевне от родителей, то есть была семейной, родовой святыней.
Во время войны Александра Леонтьевна покинула село и дом, а для сохранности икону вместе с другими вещами опустила в погреб. После того, как военные действия отошли от Харьковской области, А.Л. Проскурина возвратилась в родное село, но от своего дома застала лишь руины и пожарище. Все вещи и икона в погребе сильно пострадали от пожара. И пожар, и неблагоприятные условия, в которых продолжительное время находилась икона, возымели своё действие: икона потемнела в некоторых местах до неузнаваемости, надписей не было видно вовсе, местами потрескалась и отслоилась. Благовейно приняв пострадавшую святыню, игумен Севастиан поместил её в алтаре на горнее место. Более полугода ежедневные Божественные литургии совершались пред образом Нерукотворного Спаса.
И вот накануне великого события 2000-летия Рождества Христова совершилось непостижимое человеческим разумом – Божественное и Чедодейственное обновление Пресвятого Лика Спаса Нерукотворного. В этот день, 20 июля 1997 г. на Божественной литургии во время чтения святого евангелия и при открытых Царских вратах прихожане храма увидели в алтаре сияние золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы дуновение воздушной волны. Обновление святой иконы увидели пономарь Пестунов Андрей и отрок Забродский, которые находились в алтаре. По их свидетельству, икона заблестела ярким золотистым светом, после чего проступили ранее неразличимые надписи, чётче вырисовался облик Спасителя, позолота приобрела светлый вид, по бокам стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало изливаться неземное благоухание, наполнившее весь храм. Оно истекало обильно в течении пяти дней, затем стало ослабевать. Отмечая Божественное, непостижимое чудо обновления Митрополит Никодим сказал: «Посигая верою Божие благоволение к нам, можем ли мы не радоваться столь дивному событию, через которое Господь обновляет нам разум, сердце и волю своим Божественным снисхождением».
День 20 июля 1997 г. стал особо чтимым днём в жизни обители. В этот день многие стремятся побывать в храме на Божественной литургии. В 1-ю годовщину празднования Божественного обновления Образа собралось столько желающих, что храм не вмещал всех. Для того, чтобы присутствовать на литургии, слышать её, на улице под навесом был устроен летний алтарь. Всего в монастыре 21 насельница во главе с настоятельницей – монахиней Марией – Магдаленой.
11 апреля 2010 г. викарным епископом Харьковской епархии архиепископом Изюмским Онуфрием (Легким) освящено место под строительство храма в честь Преображения Господня. В 2012 г. заложена капсула и начато строительство.
По материалам: http://izum.church.ua/ru/monastyri/boriso-glebskij-zhenskij-monastyr-s-vodyanoe/