Первое письменное свидетельство о церквях Водлозерья относится к XVI в. К этому времени здесь уже сформировалась система поселений, дошедшая в почти неизменном виде вплоть до середины ХХ в. Все водлозерские поселения, включая обширные таежные пространства среднего течения реки Илексы, входили в состав Рождественского погоста. Согласно преданию, сохранившемуся среди водлозеров до нашего времени, не естественные причины определили место строительства, но сама Богородица указала, где поставить посвященный ей храм. Церковь собирались строить на соседнем острове Шендема, однако лес трижды чудесным образом прибивало к острову Нога, на котором и поставили новый храм.
В 1563 г. в «Погосте Водлозерском за Онегом» значатся на острове Нога «церковь Рожество святые Богородицы и теплая церковь Святыи апостолы Петр и Павел верховныи». Отметим довольно раннее появление теплой церкви в Водлозерском погосте. Считается, что теплые церкви были достаточно поздним явлением на Руси и появились сначала в монастырских (середина ХV в.) и позднее в приходских (середина XVI в.) храмах. К концу XVI в. «обычай этот был уже довольно распространен по всей Новгородской области и теплые церкви встречаем не только в монастырях, но и во многих небольших селах и погостах». По всей видимости, Петропавловская Водлозерская церковь, построенная до середины XVI в. и расположенная на окраине Новгородских владений, представляет собой ранний пример такого рода.
В переписи 1617-1618 гг. содержатся некоторые указания на внешний вид и убранство церквей «погоста Рождественского на Водло-озере» — обе означенные церкви «древяны клецки», «образы, свечи, книги, ризы, паникадила и все церковное строение — приходское, тое волости крестьян». В последующей переписи 1646/47 гг. Петропавловская церковь не обозначена, а в 1678 г. она упоминается вновь…
Известна дата строительства последующих церквей погоста — в Ведомости о церквах Рождества Пресвятые Богородицы и святых апостолов Петра и Павла за 1846 г. указывается, что «построена первая в 1772 году, а вторая в 1752 году тщанием прихожан. Зданием древянная, крепкая, с такою же колокольнею». Согласно ведомости, Петропавловская церковь была теплой, а Пречистенская — холодной. В документах Олонецкой Губернской строительной и дорожной комиссии содержатся указания на внешний вид Вогородичной церкви: над «четырехугольною среднею частью церкви» располагался «восьмиугольный купол, выстроенный над средней частью церкви наподобие колокольни», т.е. речь идет о храме типа «восьмерик на четверике» с шатровым завершением. Шатровая колокольня была, как видно из архивных документов, прирублена к основному зданию церкви.
Церковь Рождества Богородицы, построенная позднее Петропавловской, к 1860 г. обветшала настолько, что причт и прихожане обратились в Олонецкую палату государственных имуществ за разрешением о6 устройстве новой деревянной церкви. В прошении сообщалось, что на строительные работы собрано 680 рублей, которые хранятся при церкви… Однако из-за недостатка средств на новое строительство было принято решение укрепить старое здание, что и было сделано в 1861 г.
Тем не менее к вопросу о постройке новой церкви пришлось вернуться уже в 1864 г., поскольку разрушение здания продолжалось… Согласно предписанию Палаты Государственных Имуществ от 4 июля 1861 г., предложено церковь совершенно перестроить. Смета была утверждена в сентябре 1864 г. Разрешение на отпуск леса для строительства было получено в октябре 1865 г., что и можно считать датой начала строительных работ, продолжавшихся несколько лет.
Согласно сохранившимся документам, можно выделить следующие этапы работ. В апреле 1868 г. Комитет по устройству Водлозерской Пречистенской церкви доносит в Строительное отделение Олонецкой губернской палаты, что постройка новой церкви «кроме настилки полов вчерне совершенно окончена и самые полы не настелены вследствие бывших сильных морозов». Окончание строительных работ было приурочено к престольному празднику храма и состоялось в конце сентября 1868 г. Таким образом, строительные работы по церкви сравнительно небольших размеров, включая работы по внутреннему убранству, проводились в течение четырех лет.
В деле о строительстве церкви Рождества Богородицы также сохранился чертеж, по которому предполагалось строить здание. Это типовой проект церкви, архитектура которой соответствует вкусам своей эпохи. Церковь прямоугольная в плане, со значительной по размеру трапезной, кровля над возвышающимся моленным помещением четырехскатная, увенчанная одной главой. Над сенями возвышается шатровая колокольня, ярус звона которой частично зашит тесом, и оставлены широкие проемы в виде арок. Сохранилось описание этой церкви в воспоминаниях этнографа В.Н. Харузиной, побывавшей в Водлозерье в 1889 г. «В Пречистенском погосте две церкви: старая и новая. Последняя построена недавно, окрашена в белую краску, так что издали походит на каменную; она представляет из себя высокий кубический сруб, увенчанный пятью куполами. Составляя гордость Водлозеров, пожертвовавших много на ее построение, она, тем не менее, ничем не интересна». Можно заметить различие предложенного проекта и конечного результата — церковь вместо одной главы венчается пятиглавием. Из описания явствует, что весь сруб, включая колокольню, был обшит, а купола обиты жестью. По воспоминаниям водлозеров, они блистали, «как золотые», и были видны из дальних деревень округи.
Согласно описанию В.Н. Харузиной, другая церковь погоста — Петропавловская, 1752 г. — «типичная северная церковь, архитектура которой имеет свой особенный характер: продолговатый, четырехугольный сруб с высокопоставленными окнами, с чешуйчатыми куполами и барабанами, выходящими прямо из крыши, с красивыми сенцами и шатровидной, покоящейся на столбах колокольней. (…) Сначала церковь была шатровая; но она относительно недавно была поправлена, шатер уничтожен и иконы подновлены на средства водлозеров». К началу ХХ в. церковь, как засвидетельствовано в записке священника Громцова 1914 г., сильно обветшала: «На Пречистенском погосте, окруженном с северной стороны древним еловым лесом построены две церкви. Одна древняя уже очень ветхая предназначенная к разборке ввиду невозможности ремонта. В ней много старинных икон».
В 1920 г. погост был обследован экспедицией отдела охраны и регистрации памятников искусства и старины под руководством Федора Каликина. Было сделано несколько фотографий погоста. Церковь Петра и Павла была признана уникальной и получила охранную грамоту.
Ни одна из построек Пречистенского погоста не сохранилась. Их не трогали до середины 1930-х гг., пока шли церковные службы и был жив священник о. Иоанн Васильевский. Настоятель церкви был последним насельником погоста. После его кончины жилые и хозяйственные строения, принадлежащие Пречистенскому причту, разобрали для своих нужд жители деревни Куганаволок. Церкви и колокольня сохранялись дольше, но в 1940 г. и они были разобраны и приготовлены для отправки в Куганаволок на нужды колхоза. Часть бревен сплавляли по озеру, однако плоты разметало сильным ветром, так что собрать их не удалось. Другая часть переправлялась в Куганаволок уже по льду. Самые старые бревна были распилены холодной зимой 1942 г. для отопления общественных помещений деревни, а из хороших была сложена школьная баня, просуществовавшая до 1960-х гг.Образ древнейшего Водлозерского погоста остался запечатленным в воспоминаниях очевидцев конца XIX в.: «Пречистенский погост стоит на высокой горе, круто спускающейся к озеру. Выше елей, угрюмыми мрачными стрелами поднимающимися к небу, высятся купола церкви. Между темнозелеными ветвями едва сквозят белые стены ее. Долго шли мы по чрезвычайно крутому подъему от озера до погоста, пока, наконец, приветливо не замелькали между деревьями постройки, относящиеся к домам причта».
Завершая обзор исторических сведений по водлозерским церквям, заметим, что даже по скупым историческим источникам прослеживается путь развития храмового зодчества Водлозерья в XVI-XIX вв. — от простых клетских церквей к шатровым, и далее — к более сложным решениям верха. Надо заметить, что средневековые водлозерские зодчие решали непростую задачу построения ансамбля клетских церквей Рождественского (позднее — Пречистенского) погоста, расположенного на вершине высокого холма острова Пога. В XVIII — начале XIX в. ансамбль Пречистенского погоста состоял из двух шатровых церквей и колокольни.
По материалам статьи: Н.В. Червякова (Петрозаводск — Варишпельда). Деревянные церкви Водлозерских погостов: Пречистенского Рождества Богородицы и Ильинского. Строительная история.
http://kenozerjelive.ru/chervjakova-vodlo.html