Деревянные кладбищенские церкви Балахнинского и Семеновского уездов Нижегородской губернии. Часть 8.
Предыдущие публикации:
Вознесенская церковь в Зарубино
Колокольня и часовня в Зарубино
Покровская церковь в Худяково
Троицкая церковь в Худяково
Настенная живопись Троицкой церкови в Худяково
По пути из Худяково в Коврово
Петропавловская церковь в Коврово
Внешнее декоративно-художественное оформление церкви Петра и Павла в Коврово
Продолжу рассказ о церкви в Коврово. В предыдущей части я описывал композиционные особенности и этапы поновления и реконструкции церкви. Сегодня заострю внимание на декоративно-художественном оформлении храма. Так как системного подхода к обновлению ковровской церкви не было, все работы, скажем так, «залатывали текущие дыры», и упирались, я думаю, в средства, собранные приходом, то какого-то стилистического единства во внешнем облике храма нет. Эдакая провинциальная сельская эклектика. Но от этого здание еще более прекрасно.
Первое, на что обращаешь внимание при осмотре здания, — глухая резьба наличников и сандриков. Явление для декорирования фасадов деревянных церквей не частое, в основном плотники применяли пропильную резьбу. В Коврово же сыграла роль близость деревни к крупному торговому и промышленному селу — Городцу, где было широко развито судостроительное производство, и как следствие развито ремесло глухой корабельной резьбы, которая со временем нашла свое развитие в домовых формах. Так территориальный художественный промысел отразился на архитектурном облике здания. На фасадах можно увидеть несколько видов наличников, отличающихся друг от друга формой, композицией, орнаментом и наличием росписей в тимпанах сандриков. Но всех их объединяет еще одна художественная особенность, характерная для Балахнинского уезда — лучковые сандрики и навершия наличников. Это интересный момент влияния бытовых и домовых архитектурных особенностей на убранство культового сооружения. Все наличники датируются второй половиной XIX века и украшено ими здание очевидно было при последних ремонтных работах. Однако в первом ярусе колокольни сохранились окосячки окон (фото 6.), установленные, вероятнее всего, в момент строительства храма. Эти окна оставлены нетронутыми, наличниками не украшались, видимо в виду ограниченных средств на работы, о чем говорит вырезанный по форме тёс и отсутствие непрокрашенных на нем мест. Причем вершники в них точно так же имеют лучковую форму. Окосячки окон четверика прямоугольные, закрытые наличникаим, и скорее всего, заменялись.
Следующая декоративная особенность — филенчатые фризы и массивные калевочные карнизы, которыми украшались все объемы здания. Капители на боковых пилястрах, которыми были закрыты выпуски сруба, так же резные. Интересно, что в северные и южные стены четверика членились пилястрами, которые не закрывали выпуски, а формировались на каркасе исключительно с декоративной целью.
При более раннем поновлении здания, когда фасады впервые были зашиты тёсом, стены церкви были выкрашены в каноничную охру, следы которой можно рассмотреть и сегодня. Однако позднее, видимо, в последних ремонтных работах, стены храма были выкрашены в нехарактерный для деревянных культовых построек плотный краплак. На алтарной апсиде до сих пор можно увидеть следы росписи поверх краплака, имитирующие кладку. Была ли имитация кладки спланированной частью обновления церкви, либо чей-то кустарной инициативой, неизвестно. Хотя архитектурные формы колокольни подражали именно каменным колокольням XVI-XVII веков, вполне возможно, что и краплак на стенах с имитацией кирпичной кладки — подыгрывание этой общей концепции. В любом случае, явление это крайне интересное и не типичное.