Успенский собор (Мстиславов храм), 1160 г. (ул. Пограничная).
Единственный дошедший до наших дней памятник древнерусского зодчества Волыни. Расположен на холме рядом с древними городскими валами. Вместе с епископским домом и колокольней составляет своеобразный комплекс так называемого «замочка» — укрепленной резиденции волынских епископов. Построен по велению Владимир-Волынского, а позднее великого Киевского князя Мстислава Изяславича приднепровскими мастерами. Его конструкции, техника кладки и архитектурные формы близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и других построек этого типа.На протяжении всей своей истории памятник многократно горел и восстанавливался. В 1753 г. к западному фасаду пристроен большой двухэтажный портик, сделан фронтон, часть древних окон заложена, другие растесаны, прорублены новые. В середине XVIII в. с южной стороны апсиды пристроены двухэтажные кельи. Во второй половине XVIII в. проводились дальнейшие перестройки собора.
Памятник долго пребывал в запустении, использовался как «казенный магазин» (склад) и постепенно разрушался. В XIX в. следуют многочисленные ремонты — 1803, 1804, 1808, 1818, 1819 гг. Однако к 1829 г. храм совсем превращается в руины — обвалились остатки сводов и купол. В 1886 г. проф. А. В. Прахов проводит археологические исследования остатков собора. Храм обмерен, зарисованы фасады, разрезы, раскрыты фрески.
В 1896 г. принят проект реставрации сооружения (архит. Г.И. Котов). В 1896-1900 гг. собор восстанавливают в формах XII в. Храм каменный, шестистолпный, крестовоку- польный, трехнефный, трехапсидный, одноглавый. Его архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом.
Из книги Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 58, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
г. Владимир-Волынский, который был столицей Владимир-Волынского княжества, славился в свое время множеством церквей, находившихся в нем. Первым храмом был каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный, по преданию, св. равноапостольным князем Владимиром вскоре после принятия им христианства. Храм этот был освящен первым Владимир-Волынским епископом Стефаном и служил усыпальницей для владимирских удельных князей. Но от этого древнейшего памятника православия на Волыни остались только остатки фундамента — это место называется в народе «Старый собор». Вместо этого исторического храма удельный князь Мстислав Изяславович, впоследствии великий князь Киевский, построил в 1160 году новый прекрасный храм, посвятив его также Успению Пресвятой Богородицы. В этом храме был похоронен сам строитель, который умер 1170, а храм и поныне называется храмом Мстислава. Это единственный храм на территории Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси. Храм трехнефный и трехапсидный, стоит на шести столбах, из которых четыре удерживают массивный купол. Сверху купол увенчан одним крестом высотой 5,5 метра. Длина храма почти 35 метров, ширина — 21 метр, а высота вместе с куполом более 35 метров. Толщина стен — 1,5 метра. Мстиславов храм стал кафедральным собором Владимир-Волынских епископов.
Однако, кроме своего непосредственно богослужебного назначения, он выполнял еще и государственное — в нем принимали присягу подданные князя. Здесь подписывались и скреплялись клятвой на Кресте и Евангелии межгосударственные и торговые соглашения, здесь писалась Волынская летопись. На протяжении веков Успенский собор много раз подвергался разрушению. Сначала был разорен полчищами Батыя; восстановленный после этого стараниями удельных князей, в 1491 году снова опустошен татарами. В 1494 году владимирский епископ Вассиан восстановил древнюю святыню, и передал в храм икону Божией Матери, ставшей впоследствии Владимирская-братская. Он также защитил храм оборонным валом, а рядом с ним свел «епископский замок». В 1590 году владимирский епископ Ипатий Поцей принял унию и Мстислава храм перешел к униатам. Во время пожара 1683 года, что опустошила весь город, храм сильно пострадал и был восстановлен только в 1753 году. Униаты воспользовались этим случаем, чтобы переделать византийскую архитектуру храма по своему вкусу. Униатский епископ Феофан Годебський сделал к нему пристройки с хорами и ложами вроде латинского костела, уничтожил внешние углы и видоизменил алтарь. В 1782 году преемник Годебського, епископ Симеон Млодский задумал еще большую перестройку храма в латинском стиле. Однако когда начали с этой целью прорубать в одном из столбов храма ход к проповеднической кафедры, столб рухнул, потом упали своды и храм пришел в упадок.
Более ста лет храм находился в большом запустении и осквернении: в нем были размещены хранилища сена, зерна и дров, а в упор в храм был построен хлев для скота. И только широкое празднование юбилея 900-летия Крещения Руси и основания Владимир-Волынской епархии обратило внимание поклонников старины на эту древнюю святыню. Для изучения древней достопримечательности были приглашены ведущие специалисты-археологи Российской империи — В.Б. Антонович, А.В. Прахов и А.И. Левицкий. Тогда же было создано Свято-Владимирское братство, которое имело целью восстановление Успенского собора в его первозданном византийском стиле. Автором проекта реставрации был Г. Котов. В 1900 году отреставрированный Мстислава храм был вновь освящен. На церемонии, которая стала всенародным праздником, присутствовали члены Королевского Дома. Поздравительную телеграмму прислал император Николай II.
В течение XX века Богоматерь чудесным образом оберегала свой храм от закрытия и осквернения. Долгое время храм был приходским. Однако решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 3 мая 1996 была восстановлена Владимир-Волынская епархия, и Успенский собор снова стал кафедральным. Опять, после стольких веков, Мстислава храм стал духовным центром Волынской земли. Величественно возвышается он над древним Владимиром.
По материалам официального сайта Владимир-Волынской и Ковельской епархии
Успенский собор во Владимире-Волынском — единственный памятник древнерусского зодчества, дошедший до наших дней. Расположенный на холме рядом с древними городскими валами. Вместе с епископским домом и колокольней составляет своеобразный комплекс так называемого «замочка» — укрепленной резиденции волынских епископов.
Построенный по желанию кн. Владимира, а позднее великого Киевского князя Мстислава Изяславича приднепровскими мастерами. Его конструкции, техника кладки и архитектурных форм близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и других зданий этого типа.
Это единственный памятник архитектуры домонгольского периода, сохранившийся на территории Волыни. В его стенах принимали княжество 17 князей Украины-Руси. Именно Успенский собор указывается как одно из возможных мест захоронения отца Даниила Галицкого — одного из самых храбрых русских князей, который объединил Волынь и Галичину, Романа Мстиславича. Посетив Мстиславов храм, можно утолить не только духовную жажду, рядом в парке «Славянский» вот уже более 1000 лет бьет животворный целебный источник.
На протяжении всей своей истории памятник многократно горел и восстанавливался. В 1753 г. к западному фасаду пристроен большой двухэтажный портик, сделан фронтон, часть древних окон заложена, другие розтесаны, прорублены новые. В середине XVIII ст. с южной стороны апсиды пристроены двухэтажные кельи. Во вторую половину XVIII в. проводились дальнейшие перестройки собора. Памятник долго пребывал в запустении, использовался как «казенный магазин» (склад) и постепенно разрушался. В XIX в. происходили многочисленные ремонты — 1803, 1804, 1808, 1818, 1819 г. Однако в 1829 г. храм совсем превращается в руины — обвалились остатки сводов и купол. В 1896 г. профессор А.В. Прахов проводит археологические исследования остатков собора. Храм измерен, зарисованы фасады, разрезы, вскрытые фрески. В 1896 г. принят проект реставрации сооружения (архитектор Г.И. Котов). В 1896-1900 г. собор восстанавливают в формах XII в.
Дом с колокольней, 1494 г. Каменный, построен на месте деревянного. Реставрирован в 1969-1971 г. Стены с воротами, XVII в. Комплекс окружен кирпичными стенами. Главный вход — массивные двухъярусные ворота. Второй вход — небольшая калитка с северо-запада.
«Того же лета князь Мстислав Изяславичъ подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вещами многими чюдными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим», — таково древнейшее документальное свидетельство об Успенском соборе Владимира-Волынского, отложившееся в Никоновской летописи, памятнике книжности ХVI столетия, под 6668 годом от сотворения мира. 6668 год, а именно так было принято вести счёт лет в средневековой Руси, соответствует 1160 году от Рождества Христова. Из летописной записи прямо не следует, что речь идёт об Успенском соборе, однако никто из историков, искусствоведов или архитекторов не сомневается — древний книжник имел в виду именно этот храм, главный храм Владимира-Волынского. Многолетние исследования архитектурной жемчужины, начавшиеся ещё в ХIХ веке, со всей очевидностью доказали: собор относится не только к домонгольскому времени, но и вполне соответствует строительным формам и традициям середины ХII столетия. Натурные исследования, ко всему прочему, подтверждаются известием Ипатьевской летописи о смерти князя-храмоздателя Мстислава Изяславича 19 августа 1170 года и его погребении «с честью великою… в Святей Богородици, в епископьи, юже бе сам созда в Володимери». Судя по контексту летописного свидетельства, помещённого под 6668 годом, к этому времени храм уже существовал, а его роспись и обустройство завершили историю строительства.
Принимая во внимание средние темпы возведения каменных зданий той поры и учитывая внушительные размеры собора, можно предположить, что Мстислав приступил к строительству сразу после того, как укрепился во Владимире, а именно в 1156 году. Вот как пишет о соборе иследователь волынского зодчества П.А. Раппопорт: «В середине ХII века князь Мстислав Изяславич забрал всех переяславльских строителей на Волынь, и монументальное строительство в Переяславле прекратилось. В 1156-1160 годах во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Он был искажён при перестройке в ХVIII веке, но к 1900 году реставрирован в первоначальных формах. Собор настолько близок киевским и черниговским памятникам, что различия здесь имеются лишь во второстепенных деталях. Очевидно, зодчим было дано твёрдое задание — не отходить от киевских образцов. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует лишь своеобразная техника формовки кирпичей. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа… Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание было непосредственно связано с княжеским дворцом, соединяясь с ним переходом».
Исследователями отмечается, что конструкции, техника кладки и архитектурные приёмы Мстиславова храма близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве. Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшеы аркатурным поясом. Купол смещён ближе к апсидам. План собора представляет собой пересечение трёх продольных нефов и четырёх поперечных нефов (трансептов). Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. К восточной стороне храма примыкают три полукруглых апсиды. Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Стены выложены из кирпича чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толчёного кирпича. Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычайно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей — той, что при формовке располагается на подкладной доске. Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причём в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. На фасадах собора особо выделены крупные тимпаны. Тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проёмов: окна — тройные, причём среднее окно чуть выше остальных. Мстиславов храм завершён единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце ХIХ века. Купол — древний шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проёмах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.
Внутреннее пространство Успенского собора являет образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объёмом, символизирующем землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа. Следует учесть, что в течение нескольких десятилетий Успенский собор Владимира-Волынского простоял без сводов, барабана и купола, и нынешние своды — это реконструкция конца ХIХ века. Впрочем, именно традиционность крестово-купольной системы византийского храм позволила воссоздать перекрытия и восстановить всё внутреннее пространство в формах и пропорциях, близких первоначальным. Теперь, как и раньше, барабан Мстиславова храма опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами. От первоначального убранства до наших дней в храме почти ничего не сохранилось. В центральной апсиде и некоторых древних оконных проёмах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М.Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича.
Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей. Стены имеют толщину в полтора метра. Успенский собор относится к тому небольшому числу храмов, которые не закрывались в ХХ веке. Видимо, меру уготованного Промыслом запустения он сторицей пережил в ХIХ столетии, когда после обрушения сводов здание долгие годы использовалось в качестве хранилища для сена, зерна и дров. В 1920-1930-е годы, когда Владимир-Волынский принадлежал Польше, викариатство при Мстиславовом храме находилось в юрисдикции Польской Православной Церкви. Каноническая власть Московского Патриархата была восстановлена здесь после присоединения Западной Украины к СССР. С тех пор и до середины 1990-х годов Успенский собор оставался приходским храмом.
3 мая 1996 года Луцко-Волынскую епархию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата разделили на две епископии, одной из которых стала Владимир-Волынская и Ковельская. После этого Мстиславов храм получил статус кафедрального собора. В мае 2002 года во Владимире-Волынском отмечалось 1010-летие Владимирской епархии, торжества возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 4 августа 2009 года Успенский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А в мае 2010 года широко праздновалось 850-летие самого Успенского собора.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №34, 2013 г.
Успенский собор восстановлен в г. Владимир-Волынский в 1896 – 1900 гг. из развалин древнего храма, построенного великим князем Мстиславом Изяславовичем в 1160 г. Храм каменный, двухпрестольный: главный – в честь Успения Божией Матери и во имя св. равноапост. князя Владимира; украшен храм посредственно.
Прихожан 3378 душ. Состав причта: протоиерей, 2 священника, диакон (в сане протодиакона), 3 псаломщика и просфорня. Причтовые помещения: для настоятеля собора дом, построенный в 1899 г. на церковные средства, находится при церкви; дом первого священника в ¼ верстах от церкви, построен в 1894 г. на церковные средства; дома для второго священника, диакона, 2 псаломщиков находятся в версте от церкви; дома приобретены в 1903 г. Все дома поместительны, прочные и удобные. Есть надворные постройки, сады и огороды. Земли 674 дес., расположенной до 8 верст от домов.
Приписные деревни: Шистов, Заречье, Белые Берега, Лобачин, Федоровка, Поничев, колонии: Марцеловка и Отрочь, хутора Белозовщина, Мочиск и Радочиж. В соборном приходе имеются школы: второклассная и двухклассная церковно-приходская, школа грамоты, мужская и женские гимназии, двухклассное и одноклассное министерские училища. Иноверцев: евреев и магометан 7085 чел. и прочих исповеданий 1880 душ.
Приписные церкви: Николаевская, бывшая соборная, и тюремная в честь св. Иоакима и Анны; богослужения совершаются: в тюремной во все воскресные и праздничные дни, а в Николаевской – 9 мая и 6 декабря.
«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.
Второй памятник архитектуры Владимира-Волынского – Успенский собор, сохранившийся до наших дней. Его построил в 1160 г. волынский князь Мстислав Мстиславович. По типу – это шестистолбный крестовокупольный одноверхий храм, подобный зданиям Киева и Чернигова XII века, но с существенными отличиями: стены и столбы собора тоньше, пропорции плана другие. Конструкция, техника кладки и архитектурные формы сооружения близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и другим зданиям этого типа. Как и в сооружениях Приднепровья, архитектурно-художественный образ храма прост и величествен. Строгая гладь его стен расчленена полуколоннами и сдержанно украшена аркатурным фризом (реконструкция А.В. Прахова и Г.И. Котова).
Успенский собор во Владимире-Волынском, наверняка, строили приднепровские мастера или их ученики.
Источник: «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1
Выдающийся памятник Волынской архитектуры древнерусского периода, собор Успения Богородицы построен в 1160 г. волынским князем Мстиславом Изяславовичем. После Брестской унии 1596 г. храм стал униатским собором. В течение 17-18 в.в. он подвергся перестроениям, целью которых было придание православному храму вида костела. В этот период к западному фасаду симметрично пристроены две восьмигранные башни-колокольни, а между ними – портик, завершенный фронтоном; увеличена площадь здания; часть первоначальных окон заложена, остальные – растесаны. После этих перестроек все сооружение извне приобрело барочные одеяния.
После третьего раздела Польши (1795 г.) и присоединения Волыни к Российской империи Успенский собор снова стал православным храмом. Реставрирован он в 1896-1900 г.г. по проекту архитектора Г.И. Котова в кажущихся первобытных древнерусских архитектурных формах.
Успенский собор – большой шестистолпный, крестообразные купольных, одноэтажная, трехапсидный, трехнефный храм. По схеме плана, конструкциями и архитектурными формами он приближается к древнерусских храмов Киева и Чернигова, что свидетельствует об общности путей развития монументального церковного строительства различных регионов древней Руси.
А.М. Годованюк «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г.
Успенский собор (1160) в плане трехнефный, шестистолпный, одноглавый (35х22,5 м, высота до зенита купола 29 м). В 1896-1900 г.г. реставрирован архитектором Г.И. Котовым. Храм является типичным произведением волынской школы зодчества периода феодальной раздробленности. Собор впечатляет величием и суровой неподвижностью своих масс. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. От первоначального декора ничего не сохранилось.
В Успенском соборе хранится огромный (ок. 2 м) запрестольный крест (XVII в.). На деревянной основе закреплен бронзовый чеканный посеребренный и позолоченный крест с распятием. Кайма креста и набедренная повязка Христа украшены чеканным орнаментом растительных мотивов в стиле Возрождения. Фигура Христа очень вытянутых пропорций и слегка изогнута. Лик его выполнен мастерски и реалистически, в то время как моделировка формы обнаженного тела более условна и стилистически связана с традициями плоскостной резьбы XV-XVI в.в.
Дом епископа (XVI в.) в плане представляет собой два корпуса, соединенных под прямым углом. Со стороны двора каждое крыло по оси имеет сени с небольшими лоджиями. По сторонам сеней расположены парадные и жилые покои. Фасады оформлены пилястрами.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Древнейшая сохранившаяся на Волыни постройка — Успенский собор Владимира-Волынского — современна таким известным храмам, как церковь Покрова на Нерли. Храм возводился в период утверждения мощных самостоятельных княжеских столов на руинах распавшейся Киевской державы. Он должен был воплощать могущество и славу своих творцов, быть символом торжества христианской власти в пределах расширявшихся пространств Святой Руси.
«Того же лета князь Мстислав Изяславичь подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вегцми многими ягодными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим», — таково древнейшее документальное свидетельство об Успенском соборе Владимира-Волынского, отложившееся в Никоновской летописи. Это древнейший православный храм во Владимире-Волынском.
Успенский собор Владимира-Волынского иногда называют Мстиславовым храмом, по имени заказчика — князя Волынского Мстислава Изяславича, несколько раз занимавшего и великое княжение Киевское. На многие столетия детище пережило своего создателя, упокоившегося внутри возведенного им собора. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы являлся главной церковью Владимира-Волынского и его округи.
Со времени упокоения в стенах Успенского собора его строителя Мстислава Изяславича храм на долгие годы становится местом погребения волынских князей. В нем упокоились следующие преемники Мстисава: Всеволод Мстиславич, сын основателя, в 1195 году, благоверный князь Василько Романович в 1271 году, а за шесть лет до того — его супруга Елена, и Владимир Василькович в 1289 году. Согласно некоторым сведениям, в соборе похоронили могущественного Романа Мстиславича, объединителя Галиции и Волыни в единое Галицко-Волынское княжество.
Владимро-Волынские князья, оставаясь ктиторами собора, постоянно заботились о внутреннем убранстве храма. Каждый правитель давал сюда свой собственный вклад. Среди подобных вкладов — богослужебные книги в драгоценных переплетах, лучезарные иконы, написанные лучшими русскими изографами, сияющая утварь из драгоценных металлов. Благодаря стараниям ктиторов «отняя» церковь стала, по словам средневекового книжника, столь «дивною и славною всем окружным сторонам, аки же ина не обрящется во всей полунощи земли от востока идо запада».
При Мстиславовом храме уже в Средневековье создается духовная школа, в которой воспитывались юноши, намеревавшиеся со временем стать священнослужителями. Эта школа содержалась за счет средств, поступавших от обширных земельных угодий, которыми щедро одаривали Успенский собор и князья Владимирские, и волынские бояре. Культурное влияние Мстиславова храма было чрезвычайно велико, его можно назвать одним из главных духовных центров Волыни.
В 1323 году пресеклась правившая Волынью долгие десятилетия линия Рюриковичей. Главными претендентами на волынское наследство выступили литовский князь Гедимин и польский король Владислав Локетек. Итогом упорной борьбы, в которой нашлось место и грозным военным походам, и тонкой дипломатии, и коварному яду, стало мирное соглашение 1352 года. По его условиям, Волынь входила в состав Литвы.
Большую роль в истории Успенского собора сыграла Брестская уния 1596 года, заключенная между Римско-католической Церковью и частью западнорусских православных архиереев. Мстиславов храм тогда превратился в кафедру первого униатского епископа на Волыни, горячего сторонника объединения Церквей Ипатия Поцея.
Во время пожара 1683 года, опустошившего весь город, собор сильно пострадал и был возобновлен только спустя 70 лет. В 1753 году епископ Феофил Годебский пристроил к его западному фасаду фронтон, стилизованный под эпоху Возрождения, прорубил новые и расширил некоторые старые окна, в самом храме устроил католические алтари. Вокруг собора выросли пристройки с хорами и ложами, изменились его наружные углы. Мстиславов храм все больше принимал вид костела. В 1782 году епископ Симеон Млодский распорядился прорубить ход к проповеднической кафедре в одном из столпов с северной стороны церкви. Поврежденный столп не выдержал тяжести перекрытий, обрушился, а за ним рухнула и часть сводов. Собор пришел в запустение.
В результате третьего раздела Польши, состоявшегося в 1795 году, Владимир-Волынский вошел в состав Российской империи, став уездным центром Волынской губернии. С 1796 года Мстиславов храм снова находился в ведении православного духовенства. Однако собор еще долго пребывал в неудовлетворительном состоянии. Только в 1886 году особая ученая комиссия пришла к заключению, что Мстиславов храм можно реставрировать в первоначальных формах.
Реставрационные работы продолжались с 1896 по 1900 год и завершились торжественным освящением возрожденного собора архиепископом Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) в присутствии великого князя Константина Константиновича. Торжества по случаю освящения Мстиславова храма проводились с большим размахом и стали заметным событием духовной жизни Волыни рубежа XIX и XX столетий.
С началом Первой мировой войны Владимир-Волынский оказался в самом центре боевых действий, которые велись на подступах к городу, а потом и за сам город. В 1915 году австрийским частям удалось захватить Владимир-Волынский. С 1921 по 1939 год он входил в состав Польши. Мстиславов храм оказался в ведении автокефальной Польской Православной Церкви, и лишь после воссоединения Западной и Восточной Украины Русская Православная Церковь восстановила свою юрисдикцию над ним.
Успенский собор Владимира-Волынского был заложен в 1156 году, возводился на протяжении четырех или пяти строительных сезонов и был завершен, включая росписи, к 1160 году. Имена мастеров, трудившихся над его созданием, неизвестны. Наиболее вероятно, что они прибыли из Переяславля Южного — в середине XII века князь Мстислав Изяславич, правивший прежде в этом городе, мог забрать всех тамошних строителей на Волынь, что повлекло за собой прекращение монументального строительства в Переяславле. Не исключено участие киевской артели зодчих в возведении Мстиславова храма.
Архитектура Успенского собора настолько близка киевским и черниговским памятникам, что различия наблюдается лишь во второстепенных деталях. Очевидно, авторы здания получили твердое задание — не отходить от киевских образцов. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует своеобразная техника формовки кирпичей. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Успенский собор Владимира-Волынского — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (около 22х35 метров). Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание с помощью перехода непосредственно соединялось с княжеским дворцом.
Конструкции, техника кладки и архитектурные приемы Мстиславова храма близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве. Архитектурные формы просты и лаконичны. Фасады расчленены пилястрами и полуколоннами, украшены аркатурным поясом. Купол смещен ближе к апсидам.
План собора представляет собой пересечение трех продольных нефов и четырех поперечных нефов (трансептов). Центральный продольный и второй с восточной стороны нефы шире остальных, над их средокрестием возвышается купол на барабане. Внутреннему членению пространства опорными столбами на фасадах соответствуют мощные полуколонны, а прясла стен между ними завершают арки-закомары, отвечающие полуциркульным сводам. К восточной стороне храма примыкают три полукруглых апсиды.
Фундамент собора сложен из бутового камня и крупной плинфы, залитых крепким светло-серым раствором. Стены выложены из кирпичей чуть менее крупных, нежели те, что использовались при создании фундамента. Их скрепляет розовый раствор, состоящий из песка, извести и толченого кирпича.
Мстиславов храм завершен единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце XIX века. Купол — древней шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проемах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика.
Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычйно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей — той, что при формовке располагается на подкладной доске.
Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причем в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. Кроме Десятинной церкви в Киеве (конец X века) и Спасской церкви в Переяславле (рубеж XI-XII в.в.), все остальные случаи использования таких знаков относятся к памятникам, возведенным в первой половине и середине XII столетия.
Крупные тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проемов: окна — тройные, причем среднее окно чуть выше остальных.
Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского являет собой образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа.
Следует учесть, что в течение нескольких десятилетий Успенский собор Владимира-Волынского простоял без сводов, барабана и купола, и нынешние своды — это реконструкция конца XIX века. Впрочем, именно традиционность крестово-купольной системы византийского храма позволила воссоздать перекрытия и восстановить все внутреннее пространство в формах и пропорциях, близких первоначальным. Теперь, как и раньше, барабан Мстиславова храма опирается через так называемые «паруса» на арки, перекинутые между четырьмя центральными опорами. Нефы перекрыты полуциркульными сводами.
От первоначального убранства до наших дней в храме почти ничего не сохранилось. В центральной апсиде и некоторых древних оконных проемах во время восстановительных работ 1890-х годов были открыты немногочисленные остатки древних фресковых композиций, а также домонгольские орнаменты, относящиеся, по мнению академика архитектуры М.Т. Преображенского, непосредственно к эпохе Мстислава Изяславича.
При проведении расчистки внутреннего пространства храма тогда же удалось обнаружить настил из широких плит, выложенный в 1753 году. Под ним — небольшой слой строительного мусора, перемешанного с костями, а еще ниже, по сообщению реставраторов, «остатки древнего мозаичного кафельного ценинного пола, состоящего из поливных желтого, зеленого, черного, красного и синего цвета плиток… в форме прямоугольников, треугольников и параллепи-пидов». Во время раскопок были найдены и голосники (особые сосуды), вставлявшиеся в кладку сводов для уменьшения веса перекрытий и улучшения акустики.
Церковь сложена в технике равнослойной кладки. Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей.
Успенский собор (Мстиславов храм) Владимира-Волынского является памятником архитектуры Украины, входит в государственный реестр Национального культурного наследия под №803 и охраняется государством.
С особой торжественностью в Мстиславовом храме празднуются дни памяти святителя Стефана, епископа Владимир-Волынского, Собора всех святых, в земле Волынской просиявших, и, конечно же, Успение Пресвятой Богородицы.
http://posmotrim.by/article/uspenskij-sobor-vo-vladimire-volynskom.html