Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», — пишет В. О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его уже только русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».
В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, храм впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837-1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик. Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди. То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, не является художественным приемом — дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие лестничные башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.
Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе и Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых — русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе и на Востоке — прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. «В церковной скульптуре второй половины XII в. «Вознесение Александра» равноправно важнейшим христианским изображениям», — пишет академик Б. А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят — «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.
Северный фасад собор украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Свое прозвище «Большое Гнездо» князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.[/p] [p]Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «всякое» дыхание да хвалит Господа. А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад — и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад — и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях — но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями — и псалмопевцев, и «воинственных всадников»… После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной, необычной по сравнению с храмами-предшественниками, — кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера — греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то, что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными индивидуальными, портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах — светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых… Внутри храм невелик — ведь он строился для княжеской семьи. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом.
Летописец так передает о сооружении храма: «Великий Князь Всеволод, именованный во Святом крещении Дмитрий, сын Гюрчев, изда церковь прекрасну на дворе своем святого мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем и принес доску гробную из Селуни Святого мученика Димитрия, миро непрестанно точащую на здравье немощным, в той церкви постави, и и сорочку того же мученика туже положи». В соборе действительно была помещена икона святого мученика Димитрия, писанная на его гробовой доске и принесенная в дар Всеволоду из города Селуня в 1197 году. Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Построенный на великокняжеском дворе, Дмитриевский собор был окружен дворцовыми постройками, но от них ничего не осталось. При реставрировании собора в XIX веке на северной стороне были обнаружены следы древних пристроек наподобие тех, что были в великокняжеском дворце в Боголюбове, а на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим вероятно великокняжеское семейство могло проходить прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые городом Владимиром за время долгого его исторического существования, не миновали и Дмитриевского собора. При нашествии Батыя, и во время опустошений, производимых в разное время татарами, литовцами и поляками, соборный храм подвергался печальной участи разграбления наравне с прочими церквями города, но, даже лишившись почти всех своих внутренних украшений, он сохранил все-таки древние стены со всеми наружными украшениями. В 1380 году Дмитриевский собор лишился своей главной святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по повелению московского князя Дмитрия Ивановича была перенесена в московский Успенский собор и помещена возле гробницы с мощами святителя Филиппа. Но Великие князья Московские не оставляли без внимания Дмитриевский собор. В жалованной грамоте Великого князя Василия IV Иоанновича за 1515 годом в коей он жалует «своих попов, что служат в его соборной церкви Дмитрия святого во Владимире внутри города на его дворе». По этой грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: их никто не мог судить, кроме самого Великого князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова, или на строения где пожелают. В царствование Иоанна Грозного, вероятно в память его неоднократных посещений Владимира, к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон. В северной был помещен придел в честь Святителя Николая, в южной — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, на западной стороне была устроена обширная паперть.
В 1807-1808 гг. в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны -приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде Дмитриевский собор существовал до 1834 года, в котором император Николай I, посетив город Владимир и ознакомившись с замечательными строениями, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Для этого императором была ассигнована необходимая сумма денег. Реставрация была произведена под руководством местных археологов и в 1837 году Дмитриевский собор предстал снова во всей своей древней красоте. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 года. До 1883 года собор оставался холодным и богослужения в нем совершались только в летнее время. В этом году тщанием и усердием соборного старосты купца В.Н. Муравкина невдалеке от собора построена небольшая в древнерусском стиле звонница, в которой находится сторожка и располагается духовая печь с проведенными в самый собор трубами, благодаря чему весь собор сух и нет более опасности для фресок погибнуть от сырости. В соборе устроен также мозаичный пол из разноцветного мрамора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою. В плане Дмитриевский собор представляет собой вид продолговатого четырехугольника, узкие стороны которого обращены на восток и на запад; с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне, из которых средний больше крайних. Собор представляет собой крестово-купольный храм кубической формы с тремя полукруглыми апсидами на востоке, увенчанный одной шлемовидной главой на цилиндрическом барабане. Глава собора — шлемообразная, наверху нее шар с крестом. Крест четырехконечный, прорезной, вызолоченный, опирающийся на полумесяц, на самом верху креста голубь. При возведении собора использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. По архитектурной композиции и пропорциям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII в. на этапе его наивысшего развития.
Некоторые знатоки древности видели в этих изображениях олицетворение слов псалма: «Всякое дыхание да хвалит Господа», но многие изображения не могут подходить под это толкование, например двое борющихся, воин, закалывающий фантастического зверя, человек, держащий лук в руках, другой, сидящий на льве и раздирающий ему пасть: лев, раздирающий козу, осел, стоящий на задних ногах перед виноградным кустом и многое другое. Поэтому граф Строганов, написавший специальную статью и Дмитриевском соборе, сделал иное предположение. Он думает, что большая часть главных украшений относится к событиям из жизни святого великомученика Дмитрия Солунского, который был проконсулом в Македонии, — относится к местностям Македонии и к действиям цирка. Например, лев, раздирающий оленя, кабана, быка — находится на медалях города Аханти; два кентавра с ветвью в руках, стрелец с луком в руках — на медалях Америполя; осел, стоящий на задних ногах перед виноградовым кустом — город Мекди; два кентавра — города Селуня. Наконец, изображение двух бойцов, человека, раздирающего пасть у льва — изображения, намекающие на ристалище амфитеатра. Но и это мнение является не более как догадкою, не исключающей возможности другого рода толкований. От внутренних украшений собора мало что сохранилось. Во время реставрации собора в XIX веке, под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне с двумя по сторонам ее ангелами; рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. На другой стороне арки — собор святых с апостолам Петром. На другой стене — два трубящих ангела; над сводом изображен собор апостолов и ангелов. В Дмитриевском соборе обращает на себя внимание художественный надгробный памятник подле могилы бывшего во Владимире памятником графа Р.И.Воронцова. В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты. Дмитриевский собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас не действует.
Дмитриевский собор — один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат — само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря.
Дмитриевский собор — реликварий Св. Дмитрия Солунского. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю — Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1197 г. в отстроенный храм из г. Фессалоники (Солунь) из базилики Св.Дмитрия была принесена «доска гробная» — большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Само здание должно было напоминать драгоценный мощевик-реликварий. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники».
Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.
После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 г. в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата.
На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка, — предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежит «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов.
Реликвии Дмитриевского собора — икона («доска гробная») св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, — вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом.
Крест Дмитриевского собора. 1957 г. Копия. Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев был обтянут листами золоченой меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста — 4,07 м, размах – 2,78 м. В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из черного металла – железного каркаса и золоченых стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золоченой меди подлинного креста XII в.
После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции «Страшный Суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Фрески Дмитриевского собора на северном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в. Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов — судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?).
Фрески Дмитриевского собора на южном скате центрального свода под хорами в интерьере. XII в. Фрески собора – уникальный памятник монументальной живописи Древней Руси. Росписи, обнаруженные в 1843 г., входят в композицию «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранилось 12 фигур апостолов — судей на престолах и ангелы позади них. В зените свода находилось, очевидно, изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: южном – Петр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп (?), на северном – Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома (?).
Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки — надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры — «плакальщица», склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном — изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.
Икона Дмитрий Солунский. XII в., 1701 г. Копия. «Доска гробная» — византийская икона с изображением Дмитрия Солунского в рост – была принесена в Дмитриевский собор в 1197 г. из базилики св. Дмитрия в г. Фессалоники, от гроба святого. Вероятное местоположение иконы – в правой части алтарной преграды или у предалтарного столпа. Во Владимире икона находилась до конца XIV в. В 1380 г., в год Куликовской битвы, либо в 1390-1400 г.г., при митрополите Киприане, икону перенесли в Москву. В 1517 г. живопись «поновлялась». В 1701 г. икону вновь «поновил» мастер Оружейной палаты Кирилл Уланов, повторив первоначальное изображение. Древняя «доска гробная» под записью 1701 г. хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Текст цитируется по материалам пояснительных табличек в музейной экспозиции «Дмитриевский собор»
В соборе нет традиционных музейных витрин и стендов. Их заменили произведения современной технологии — стекло, в том числе триплекс, металл и электронная графика. Выставка, оставляя свободным полное тайны и трепета пространство храма, дает разностороннее представление об этом уникальном памятнике древнерусской культуры.
Автор: Тимофеева Т.П., старший научный сотрудник. Источник инф: сайт Владимиро-суздальского музея-заповедника http://www.museum.vladimir.ru/
Дмитриевский собор находится на балансе государственного историко-архитектурного и художественного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Музей являлся генеральным заказчиком успешно завершенных работ по реставрации Дмитриевского собора 2000-2004г. Кроме того музей обеспечивает специальную систему подсветки собора в ночное время. Собор используется в качестве действующей музейной экспозиции, раньше только для специалистов, теперь для всех желающих.
Ссылка по теме www.museum.vladimir.ru/arch/vladimir/dmitry_cathedral?menu=vladimir
Владимиро-суздальская архитектура настолько своеобразна, что давно получила мировую известность. Одним из наиболее значимых памятников периода ее расцвета является Дмитриевский собор во Владимире, основанный князем Всеволодом III в честь рождения сына Дмитрия. Из летописи мы знаем, что Всеволод: «Многы же церкви созда по власти своей, ибо созда церковь прекрасну на дворе своем святого мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писаньем, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Дмитрия, мюро непрестанно точащю на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи…». Автор собора неизвестен. Летопись того времени фиксирует факт вытеснения иноземных мастеров русскими: «иже не ища мастеров от Немець, но назеле мастеры от клеврет святое Богородици и от своих». Зодчие, создавая торжественный храм великого князя, стремились выразить в его архитектуре величие и могущество владимирской династии, которая, получив при Всеволоде «Большое гнездо» общерусское признание, противостояла некоторое время процессу феодального дробления Руси. Дмитриевский собор располагался в южной части среднего города в глубине детинца на княжеском дворе. Собор был включен в архитектурный ансамбль великокняжеского дворца. Крылья дворца соединялись с северной и южной сторонами собора с помощью переходов, расположенных на уровне второго этажа дворца и хоров храма. К сожалению, пожар уничтожил весь дворец князя и полностью восстановить облик архитектурного ансамбля не удается.
В архитектуре собора развита объемно-планировочная структура крестово-купольного храма, а также основные формы пластики Владимиро-Суздальского культового зодчества. Детальная пластическая обработка фасадов и интерьера аналогична церкви Покрова на Нерли и Рождественского собора в Боголюбове. Фасады этих храмов формируются сложными пилястрами и аркатурным фризом, перспективными порталами, щелевидными окнами с многообломным обрамлением, белокаменной резьбой. Внешний облик собора полностью соответствует его внутренней структуре. Внутренним столбам отвечают фасадные лопатки, которые членят западную, северную и южную стены основного объема здания на три вертикальных прясла. Тонкие колонки членят также наружные плоскости каждой апсиды. Закомары, завершающие прясла фасадов, отражают форму цилиндрических сводов. Отлив стен расположен на уровне хор собора. Под отливом идет широкий аркатурно-колончатый фриз. Каждое прясло стен фасадов над аркатурным фризом прорезано узким щелевидным окном с перспективным обрамлением; небольшие простые по форме окна расположены под аркатурным фризом в северном и южном пряслах западного фасада. В средней трети фасадов размещены перспективные входные порталы с богато орнаментированным обрамлением. Завершением храма служит массивный барабан главы со шлемовидным куполом; стена барабана прорезана световыми проемами. Язык пластики Дмитриевского собора способствует созданию образа пышного дворцового храма. Резьба украшает верхнюю половину прясел стен основного объема, простенки барабана, аркатурно-колончатые фризы и архивольты порталов. Выразительности тектонически сильной стены способствует особая четкость горизонтальных рядов кладки здания. А также характерное для массивной стены членение здания по вертикали, соответствующее естественному увеличению ее тяжести сверху вниз. Ритму основных членений сопутствует увеличение богатства декоративного убора храма по мере уменьшения толщины и тяжести стены. Увеличение богатства пластики происходит последовательно в трех основных членениях храма: в нижней, верхней частях основного объема и в барабане. Примечательна также концентрация декора преимущественно в венчании каждой из этих частей здания. В первой части особенно насыщен орнаментом аркатурный фриз. Колонки фриза и промежутки между ними, покрытые резьбой, представляют собой сплошную орнаментированную ленту. Особой декоративностью отличается верхняя часть основного объема собора. На фоне белокаменной резьбы, заполняющей все прясла стен, выделяются гладкие пилястры, арки закомар и откосы окон. Наиболее богато украшен барабан, его украшает непрерывный ряд арок на колонках, которые обрамляют чередующиеся световые проемы и простенки. Волнистая линия кокошников завершает барабан и создает последовательный переход к шлемовидной форме купола. Скульптурное убранство собора выше аркатурного фриза также дифференцировано по вертикали от горельефа в вершине закомар основного объема до углубленного в стену рельефа карниза барабана.
Содержание рельефов Дмитриевского собора еще не получило достаточного объяснения. Существует ряд гипотез: восхваление творца неба и земли, просто сложное украшение стен, родство тематики резьбы с «Голубиной книгой» — народное произведение того времени, в котором излагается мифологическое истолкование мира и природы, главным действующим лицом этого произведения был Давид, добрый заклинатель. Он представлен в вершине среднего прясла каждого фасада, как божественный певец с арфой в левой руке и поднятой правой. Вокруг псалмопевца разместились многочисленные, обращенные к нему изображения святых, ангелов, зверей, птиц, скачущих всадников, растений и др. В скульптурах собора сочетаются: сказочные и христианские сюжеты, портреты русских князей, растительные орнаменты. Опоясывающий середину трех фасадов собора аркатурный фриз обрамляет многочисленные фигуры святых, патриархов, апостолов, праотцов. В их числе находятся и первые русские князья Борис и Глеб. Особенно интересна светская портретная группа, расположенная в вершине левого прясла северного фасада. В центре ее изображен сидящий на престоле основатель собора Всеволод III с сыном Дмитрием на коленях, они окружены коленопреклоненными остальными четырьмя сыновьями. Власть и могущество князя прославляет также композиция «Вознесение Александра Македонского», которая венчает восточное прясло южного фасада. В гипотезе воплощения в рельефе собора Небесного Иерусалима особое место занимает изображение птиц.
1) Голуби. Тема святого духа представлена изображением голубей, слетающих с небес. Это парящие птицы с распростертыми крыльями, венчающие крупные закомарные композиции. Они сопровождают изображения Давида, Всеволода III с сыновьями, возносимого на небо грифонами Александра Македонского. Традиционный для искусства христианского круга образ нисходящего и осеняющего голубя дополняется изображениями голубей, стоящих по сторонам заглавных закомарных сцен в спокойных сценах предстояния.
2) Феникс. Иконографический репертуар птиц, помещенных ниже закомар, разнообразен. Из наиболее смыслоопределяющих схем отметим группу птиц в позах, выражающих радость, с широко или несильно распахнутыми крыльями, вытянутыми вверх головами, иногда раздвоенными хвостами, одна часть которых поднята. Оперение таких птиц тоже усложнено. Они помещены, как правило, либо среди, либо около деревьев, либо хвост птицы преобразован в дерево. Объяснение названному сюжету находим текстах легенды о Фениксе, заимствованных Русью из Византии. Образ птицы, умирающей и восстающей, известный символ возрождения, для христиан трактовался как реальное доказательство Воскресения и прочно связывался с темой жертвенной смерти и Воскресения Христа. Более того, солнечная птица Феникс является прообразом самого Христа.
3) Многочисленны среди резьбы собора изображения павлина. Христианская традиция широко использует мотив парных павлинов у чаши, креста, солнца, древа, и пр. В пластике Дмитриевского собора использована несколько иная иконографическая модель, свидетельствующая о связях с польско-галицкой традицией. В этой схеме центральное звено связанно с рождением дерева, с проблемой духовного возрастания. В ней павлины изображены спинами друг к другу в позе расхождения, но объединенные переплетенными хвостами или крыльями, а также повернутыми назад, к центру головами. Композиция Дмитриевского собора свидетельствует о замечательном мастерстве русских зодчих. В их произведениях сочетается абстракция с реальностью, мифы и факты. Их письмена еще ждут человека, который прочтет их без запинки.
Великий князь Всеволод (Димитрий) Юрьевич, заботясь о благоукрашении своего столичного города, задумал выстроить церковь на своем великокняжеском дворе и посвятить ее имени своего небесного покровителя Димитрия Солунского. Постройка была совершена между 1192-94 гг.
Церковь, как некоторые думают, была выстроена русскими мастерами по образцу Покровской (на берегу реки Нерли) церкви, выстроенной вел. князем Андреем Боголюбским, и находилась в непосредственной связи с дворцом вел. князя. Во время реставрирования собора в XIX ст. на северной стороне открыты были следы древних пристроек на подобие тех, что уцелели в великокняжеском дворце в Боголюбове; на южной стороне оказались признаки заделанного входа, коим, вероятно, великокняжеское семейство вступало прямо на хоры. Конечно, все бедствия, пережитые Владимиром за время долгого его существования, не миновали и Димитриевского собора…
В соборе хранится жалованная грамота вел. князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте в 1515 г., в коей он жалует «своих попов, что служат у его соборной церкви Димитрия святого в Владимире внутри города на его дворе». По грамоте при соборе было 4 священника и 2 диакона, кои пользовались особыми правами и привилегиями: «их никто не мог судить, кроме самого вел. князя или назначенного им боярина; они были освобождены от всяких повинностей, имели право рубить себе лес на дрова или на строения, где пожелают».
В царствование Иоанна Васильевича Грозного, вероятно, в память его неоднократного посещения Владимира, к собору были сделаны пристройки из белого камня с трех сторон. В северной части был помещен придел в честь св. Николая, а в южной – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи; на западной же стороне была устроена обширная паперть.
В начале царствования императора Александра I в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде собор существовал до 1834 г., в который император Николай I, посетив Владимир, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 г. преосвящ. Парфением, архиепископом Владимирским и Суздальским. До 1883 г. собор оставался холодным и богослужение в нем совершалось только в летнее время. В этом году устроено пневматическое отопление его и над сторожкою устроена звонница, подходящая по архитектуре к стилю собора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою.
Димитриевский собор замечателен не только своей древностью, но и своими архитектурными особенностями. По плану собор представляет вид продолговатого четырехугольника с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая прямая стена без выступов: на ней четыре крутые приставные столбика, из коих два помещены по углам собора, а другие два разделяют стену на три части, средняя несколько шире крайних. Столбики начинаются от самой земли и идут под кровлю; внизу они имеют основание, которое своими тягами проходит по всему низу собора; вверху оканчивается капителями. С этих колонн кровля без спуска переходит дугообразно с одной на другую и образует кокошники. В каждом промежутке между колоннами сделана впадина снизу доверху, оканчивающаяся полукругом. На половине вышины впадины разделены богатым резным поясом. Под поясом по всей длине его проходят на столбиках маленькие полукруглые перемычки, под сенью которых расставлены изваянные изображения святых; столбики сами стоят на выступающих камнях с богатою резьбою. Сверх пояса впадины входят гораздо глубже в стену.
В средней части внизу входная дверь с полукруглою перемычкою; откосы у двери сделаны уступами, на коих помещены столбики с капителями, а в перемычки над ними проходят соответствующие этим столбикам тяги с резьбою. В падинах сверх пояса размещено по одному щелеобразному окну. Расположение восточной стороны существенно отличается от других. На верху кругообразных притворов тянется вдоль карниза фриз; с ним сливаются приставленные столбики, подымающиеся с основания и поддерживающие маленькие полукруглые перемычки. В среднем полукруге – три окна, а в боковых по одному.
По середине собора из шарообразной его крыши выходит трибун одинокой главы; около трибуна помещены 16 столбиков с основаниями из тяг и с капителями вверху. Через один промежуток между столбиками 8 просветов; в других 8 простенках высечены лики святых и изображение животных, переплетенные ремнями. Глава устроена шлемообразно; на оконечности ее помещен шар с крестом. Крест прорезной, четырехконечный, вызолоченный; внизу его полумесяц, а наверху голубь. Стены собора сплошь покрыты рельефными изображениями Господа, Божией Матери, ангелов, святых, фигурами разного рода животных и растений.
По плану собор внутри представляет прямоугольник, узкие стороны коего обращены к востоку и западу. Внутри собора четыре столпа поддерживают трибун главы. На высоте трех поперечников от основания столпов высечены в камне лежащие львы; подобные же львы высечены и вверху, у основания арок. Между западными столпами — поместительные хоры, на которые в древности ход был снаружи.
Престол в соборе один – во имя вмч. Димитрия Солунского. Из предметов, замечательных древностью или в другом отношении, в соборе сохранились: старинная золотошвейная хоругвь, взятая по возобновлении собора из древнего г. Суздаля; деревянный точеный подсвечник 1604 г.; серебряные потир и дискос, пожалованные собору царевною Марией Алексеевной в 1714 г.; сребропозлащенные, устроенные по древним рисункам, потир, дискос, звездица, лжица, две тарелочки, ковш для теплоты, пожалованные императором Александром Николаевичем и императрицей Марией Александровной в 1845 г. в бытность его величества наследником престола, и жалованная грамота вел. князя Василия IV Иоанновича, писанная на пергаменте 4 марта 1515 г. Внутри собора обращает на себя внимание дорогой и художественный надгробный памятник подле могилы бывшего во Владимире наместником графа Романа Илларионовича Воронцова; памятник из каррарского мрамора делан в Лондоне.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. По планам 1760 и 1770 гг. причту собора принадлежит земли: пахотной 59 дес., сенокосной 95 дес., из коих 2.5 дес. отошло под линию Московско-Нижегородской ж/дороги, и огородной 8 дес. Содержание причта составляют: арендная плата за землю, проценты с капитала 2043 руб. и доходы от служб и требоисправлений – всего более 1600 руб. Церковных домов для причта нет. Прихода нет.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.
1194-97 гг. — строительство храма во имя святого Дмитрия Солунского князем Всеволодом Большое Гнездо, в крещении Дмитрия. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» (летопись). Строительство храма связывают с рождением сына Владимира в 1194 г.1197 г. — храм завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи». 1380 г. – собор лишился свое главной святыни – гробовой доски святого Дмитрия Солунского, которая по велению московского князя Дмитрия Донского. Была перенесена в московский Успенский собор.XV в. – Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал беспиходным.1536 г. — собор пострадал в городском пожаре. «В 1536 году на Дмитрие святом вся кровля згорела». 1719 г. – собор пострадал в городском пожаре.1760 г. — собор пострадал в городском пожаре.1783 г. — внутри храма похоронен владимирский наместник Р.И. Воронцов – отец выдающихся государственных деятелей XVIII в. – А.Р. Воронцова, Е.Р. Воронцовой-Дашковой. Потомками графа был установлен памятник (1-я пол. XIX в.) – скульптурное надгробие над могилой.в XVIII в. — низкую галерею, окружавшую собор с трех сторон, частично надстроили и превратили в боковые церковные приделы, а лестничные башни перестроили в колокольни.1806 г. — четырехскатное покрытие заменено более близкой к форме старой свинцовой кровлей.1838-1847 гг. — реставрация собора, с целью привести его в «первобытный вид». После ремонта собор стал приходской церковью.1838 г. — древние пристройки к храму разобраны.1843 г. — «снимали старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах, так погибла большая часть фресок времен Всеволода. Чудом уцелевшая часть фресок скрылась за новой росписью».1844 г. — Ф.Г. Солнцевым была открыта древняя живопись XII в.1847 г. — создан иконостас.1918 г. — Игорь Эммануилович Грабарь отреставрировал древнюю живопись XIIв. Сохранились до настоящего времени только на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.1883 г. — устроено калориферное отопление в соборе. С южной стороны построена небольшая звонница (не сохранилась). 1817-1918 гг. – собор был действующим храмом.1919 г. — собор передан музею. Выломан иконостас, отдан в ГПУ на смывку позолоты. Храм превратился в склад.1931 г. — разрушение юго-западного столба, сводов, разрушение белого камня.1930-е гг. — разрушена невысокая звонница.1937-1953 гг. — проведены сложные инженерные работы по укреплению и частичной реставрации собора.1938 г. — собор обследован профессором К.К. Романовым, который отметил угрожающее состояние памятника.1939 г. — на задний пилон собора поставлены временные стяжки, а на его барабан – металлическое кольцо.1941 г. — архитектор А.В. Столетов включился в работу по спасению памятника. По его проекту на уровне пят подпружных арок были поставлены металлические стяжки накрест, внутри стен установлены железобетонные связи, вместо дубовых. 1948 г. – железобетонные связи установлены на уровне пола хор.1950-е гг. — проводилось укрепление стен, сводов,, парусов, укрепление юго-западного пилона. В результате работ Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством А.В. Столетова собор спасен от разрушения, восстановлены первоначальные формы памятника, устранены деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба.1951-52 гг. — отреставрированы четверик и позакомарное покрытие.1953 г. — возвращенный к жизни памятник музеефицирован.1958-1974 гг. — в соборе размещалась музейная экспозиция, посвященная владимирскому белокаменному зодчеству. 1948-50 гг. – под руководством Н.П. Сычева со стен снята масляная живопись XIX в.1948-1968 гг. — было проведено укрепление древней живописи группой реставраторов под руководством А.П. Некрасова. 1975-78 гг. – велись реставрационные работы по расчистке и укреплению белого камня, устройству новой медной кровли, белокаменных водометов, золочению главы, восстановлению белокаменных полов и подпольных вентиляционных каналов XIX в. 1985 г. – в соборе устроено электроснабжение.1994 г. — обследование белокаменных рельефов, организованных А.И. Скворцовым.1999 г. — реставрация памятника.2005 г. — открыта музейная экспозиция.
http://vladimirblg.ru/hramy/deistvuyuschie-hramy/dmitrievskii-sobor.html
О Дмитриевском соборе
В путеводителе Б.В. Гнедовского «Владимиро-Суздальский историко-культурный и художественный музей – заповедник» любознательный читатель узнает о соборе. «Белокаменный Димитриевский собор (1194-1197 гг.) – единственный памятник, сохранившийся от городской великокняжеской резиденции. Он тоже принадлежит эпохе Всеволода Третьего, когда владимирские князья, по словам летописца, уже давно «не искали мастеров от немец…» Небольшой одноглавый четырехстолпных храм гордо и торжественно вознесен над неприступным обрывом как воплощенный в камне символ непререкаемого авторитета великокняжеской власти. Фасады храма четко расчленены архитектурно-колончатым поясом и вертикалями утонченных пилястр. В рамках этой архитектурной схемы развитый рельефный декор не имеет самодовлеющего значения. Он целиком подчинен архитектурному замыслу зодчего. Эта гигантская каменная иероглифическая летопись далеко не прочитана… Кроме уникального собора в Юрьеве Польском, Димитриевский собор не имеет себе равных».
Рябова Г.И., зав. ОК и О МБУК «МЦБС Петушинского района»
Дмитриевский собор (город Владимир, исторический облик)
Дмитриевский собор (1194-1197) — дворцовый храм Всеволода III. В архитектурном образе собора с гениальным совершенством отразились царственное могущество великого владимирского князя и высший уровень расцвета культуры Древней Руси, единство различных видов искусства, слившихся в великолепный ансамбль, отразилось в нем и техническое мастерство людей той эпохи.
Дмитриевский собор — это колоссальная каменная летопись, включающая в себя более пятисот резных изображении. Она повествует о сложных философских и эстетических воззрениях русских людей в XII в., щедро раскрывая на своих камнях-страницах необъятный и таинственный мир древнего эпоса. Собор неоднократно страдал от городских пожаров и ремонтов. Особенно значительные искажения его изначальным формам нанесла «реставрация», проведенная в 30-х годах XIX века, когда были уничтожены древние галереи, лестничные башни и ценнейшие фрески XII века. В 1941-1952 гг. усилиями владимирских реставраторов под руководством А.В. Столетова Дмитриевский собор был спасен от катастрофы разрушения.
«Полет Александра Македонского на небо» — так называется одна из центральных скульптур на южной стене собора. Вглядитесь в изображение, ивы заметите, что в идею полета заложен расчет, хотя и наивный. Корзина «воздухоплавателя» стоит на грифонах, которые поднимают ее, привлекаемые мясом зверьков в руках Александра Македонского. На стенах Дмитриевского собора представлено как бы огромное музейное собрание разнообразнейших скульптур. В изображение людей, зверей, птиц, растений, предметов, в орнаменты древними мастерами вложен идейный замысел. Расшифровке сюжетов этих скульптур посвящены труды многих ученых. По их мнению, громадный свод скульптур собора мог бы стать наглядным изложением миропредставления русских людей XII века. На фотоснимках: часть скульптур северного фасада собора; на них изображены фазаны, павлины, звери у «Крестного древа», пардус на дереве, грифон и лань, олень.
Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973.http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/dmitrievskij-sobor-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html
На месте старой соборной колокольни, несколько к северо-западу от нынешней, в древности стояла небольшая белокаменная башня с воротами и надвратной церковью во имя ”Богоотец Иоакима и Анны”. Это были ворота детинца. Стена детинца окружала соборную церковь Успения с двором епископа, и другой собор, во имя великомученика Дмитрия Солунского, с княжим двором. Собор этот построил для себя князь Всеволод III, в крещении Дмитрий. Это имя носил и его сын Владимир, с рождением которого в 1194 г. совпадает строительство собора. ”Постави церковь камену на своем дворе святаго Дмитрия, в свое имя” — скупо фиксирует летопись. ”И принес доску гробную из Селуня святаго мученика Дмитрия, миро непрестанно точащаго на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи”. Икона сохранялась здесь до 1380 г., когда святыню перевезли в Москву, ища ее заступничества в битве на Куликовом поле. Княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предметом созерцания и поклонения становится сам храм — образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, отсюда и его резное убранство — более тысячи резных камней.
Могучее тело венчает шлемовидная золоченая глава; упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трехчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывала галерея и лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние постройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние. Тогда же насыпали и замостили площадку вокруг собора, закрыв два цокольных ряда каменной кладки, а вокруг поставили чугунную решетку. В 1883 г. с южной стороны усердием настоятеля Василия Косаткина и соборного старосты Вакха Муравкина была построена небольшая изящная звонница, а собор получил пневматическое отопление. И звонница, и решетка сохранились только на открытках.
Всегда так хочется поближе рассмотреть собор, его рельефы. Посредине храм охвачен нарядным скульптурным фризом с колонками. Верхний ярус одет резьбой, как драгоценной ризой. ”Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо яко кожу” — поет библейский Давид — пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трех фасадов. К трону Давида собирается вся тварь земная и небесная — звери, птицы, люди, ангелы, деревья, травы… И во всем — радость о Господе. ”Господи! Вся Премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Всякое дыхание да хвалит Господа. Аллилуиа!” За видимой простотой древних соборов — потерянный уже, непонятный нам, но такой волнующий замысел храмоздателей и зодчих. В этих стенах таинственно пребывает душа нашего прошлого.
На княжем дворе жила дружина, на епископском дворе «клевреты святое Богородицы”, здесь же были и суд, и управление, и многоликое княжеское окружение. Впоследствии место заняла провинциальная власть — губная и съезжая избы, и две улицы пролегли перед соборами. Но канули в прошлое и они, и в конце XVIII в., с учреждением Владимирского наместничества и губернии, меж соборами встал регулярный, строгий корпус казенного здания Присутственных мест (1785 г., архитектор К.И. Бланк), а изрытый ямами и ухабами пустырь превратился в начале XX века в городской сквер ”Липки” с аллеями и фонтаном.
Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке.http://book33.ru/vladimirskaya-oblast-photogallereja/gorod-vladimir-v-staroj-otkrytke-dmitrievskij-sobor.html#more-9172
Дмитриевский собор — это памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построен в 1190-е г.г. В 1197 г. храм был завершён постановкой иконы святого Димитрия.
Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Её венчает золоченая шлемовидная глава, плечи-закомары, на восток обращен трехчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г.
В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, а с середины XIX в., после ремонта, приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница, которая не сохранилась до нашего времени.
В 1919 г. после закрытия перешёл в ведение Владимирского музея. В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. Окончательный этап работ проведен в 1999–2004 г.г., включавший в себя покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замену креста на куполе, создание благоприятного для белого камня микроклимата. В 2005 г. в Дмитриевском соборе открыта экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Её главный экспонат – само древнее здание. В 2012 г. на фасадах Дмитриевского собора были проведены реставрационные работы. В 2017 г. проведены работы по сохранению живописи XII в.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru